Найти в Дзене
Доктор Антикризис

О смерти помню я всегда

Некоторые люди живут так, будто не знают, что однажды умрут. Их поведение отражает убеждённость в собственной неуязвимости — как будто время для них остановилось, а закон конечности к ним не относится. Другие ощущают это знание остро. Перед лицом смерти они испытывают глубокое одиночество и ищут опору: в семье, в дружбе, в вере, в терапии. Кто-то обращается к философии, поэзии, письмам святых — к тем источникам, где великие умы и души делились своим опытом смысла и конечности. Я тоже, и как человек, и как специалист, рассматриваю эту тему с разных сторон. Пытаюсь найти ответы на вопросы, которые волнуют каждого из нас — даже если мы молчим о них вслух. Потому что страх смерти — или его полное отрицание — часто лежит в основе психологических трудностей, на первый взгляд не имеющих с ней ничего общего. У этого страха длинные руки. Он может годами оставаться скрытым, не проявляя себя напрямую, но при этом сжимать жизнь в тиски: вызывать хроническую тревогу, депрессию, прокрастинацию, зав

Некоторые люди живут так, будто не знают, что однажды умрут. Их поведение отражает убеждённость в собственной неуязвимости — как будто время для них остановилось, а закон конечности к ним не относится.

Другие ощущают это знание остро. Перед лицом смерти они испытывают глубокое одиночество и ищут опору: в семье, в дружбе, в вере, в терапии. Кто-то обращается к философии, поэзии, письмам святых — к тем источникам, где великие умы и души делились своим опытом смысла и конечности.

Я тоже, и как человек, и как специалист, рассматриваю эту тему с разных сторон. Пытаюсь найти ответы на вопросы, которые волнуют каждого из нас — даже если мы молчим о них вслух.

Потому что страх смерти — или его полное отрицание — часто лежит в основе психологических трудностей, на первый взгляд не имеющих с ней ничего общего. У этого страха длинные руки. Он может годами оставаться скрытым, не проявляя себя напрямую, но при этом сжимать жизнь в тиски: вызывать хроническую тревогу, депрессию, прокрастинацию, зависимость от контроля или, наоборот, безразличие к будущему.

С годами я научилась распознавать этот страх там, где он маскируется под «обычные» симптомы. И каждый раз убеждаюсь: как только он выходит на свет — он теряет свою власть.

Но одного переосмысления мало. Чтобы преодолеть страх смерти, нужно установить подлинный контакт — с самим собой, с другими людьми, с Богом. Только в этом тройном союзе рождается подлинная свобода.

Православная традиция называет это памятью смертной — не как мрачное размышление, а как духовное упражнение, ведущее к трезвению и покаянию. Преподобный Исаак Сирин писал:

«Помни всегда о смерти твоей, и не согрешишь».

Это не угроза, а призыв к осознанности. Святитель Игнатий Брянчанинов пояснял:

«Память смертная — мать трезвения, покаяния, воздержания, всех добродетелей».

Он подчёркивал, что тот, кто забывает о смерти, живёт «как безумец», расточая дни в суете и иллюзиях. А тот, кто помнит, — обретает ясность:

«Память смертная освобождает от страсти, от привязанности к миру, от лжи».

Святитель Иоанн Златоуст призывал:

«Если хочешь жить без страха, вспоминай о смерти каждый день».

Он видел в этом не мрачную меланхолию, а путь к свободе от тщеславия, зависти, жажды власти — тех самых сил, что разрушают душу изнутри.

Зачем касаться этой темы, если она пугает?

Потому что я не раз видела: когда человек смело смотрит в лицо своей конечности, его жизнь не сжимается — она расширяется. Он начинает жить осознаннее, выбирать отважнее, любить искреннее, творить щедрее. Смерть перестаёт быть врагом — и становится учителем.

И в этом — глубокая встреча психологии и духовности: страх не отрицается, но трансформируется. Не подавляется, но осмысливается. Не избегается, но принимается — как часть пути к целостности.

С уважением, пожеланием здоровья и верой в ваш потенциал,

Виктория Танайлова