Найти в Дзене

Голос, как инструмент соблазнения

Иногда бывает так, что звук ещё не успел оформиться в слово, а ты уже знаешь — вот оно. Не что-то умное. Не что-то правильное. Просто… оно. Классики научной фантастики сказали бы примерно так: «человек входит в пространство другого человека и меняет его конфигурацию, даже если хотел всего лишь спросить дорогу». Вот с голосами так же. Олег: — Ты когда-нибудь ловила себя на том, что слушаешь человека дольше, чем нужно? Не потому, что он что-то важное говорит, а потому что его голос — это, чёрт побери, кресло с хорошей спинкой. Сел — и уходить не хочется. Оля: — Да. И каждый раз думаю: странно, да? Мы же психологи, мы должны быть хитрее своих чувств. Но нет, мы такие же: чуть тембр, чуть пауза — и всё, мозг как будто поплыл: «О, наконец-то кто-то говорит на моей частоте». (Она чуть улыбается, но устало. Видно, что сегодня день не задался.) Олег: — Тембр — это как запах. Нельзя объяснить, почему один родной, а другой вызывает желание вымыть руки. Оля: — Но ты-то всегда всё структурируешь.

Иногда бывает так, что звук ещё не успел оформиться в слово, а ты уже знаешь — вот оно. Не что-то умное. Не что-то правильное. Просто… оно.

Классики научной фантастики сказали бы примерно так: «человек входит в пространство другого человека и меняет его конфигурацию, даже если хотел всего лишь спросить дорогу».

Вот с голосами так же.

Олег:

— Ты когда-нибудь ловила себя на том, что слушаешь человека дольше, чем нужно? Не потому, что он что-то важное говорит, а потому что его голос — это, чёрт побери, кресло с хорошей спинкой. Сел — и уходить не хочется.

Оля:

— Да. И каждый раз думаю: странно, да? Мы же психологи, мы должны быть хитрее своих чувств. Но нет, мы такие же: чуть тембр, чуть пауза — и всё, мозг как будто поплыл: «О, наконец-то кто-то говорит на моей частоте».

(Она чуть улыбается, но устало. Видно, что сегодня день не задался.)

Олег:

— Тембр — это как запах. Нельзя объяснить, почему один родной, а другой вызывает желание вымыть руки.

Оля:

— Но ты-то всегда всё структурируешь. Давай, признавайся: почему один голос — шум, а другой — музыка?

Олег:

— Потому что музыка — это не набор звуков. Это порядок.

Шум — это когда человек говорит из напряжения, из стремления понравиться, из попытки быть кем-то.

А музыка — когда он говорит из себя. Из глубины. Когда в голосе нет фальши.

Это редкость. Люди слишком боятся звучать так, как звучат.

Оля:

— Да, но есть ещё кое-что. (Она смотрит не на него, а в бок, будто вспоминая.)

Музыкальный голос — это не только правильная глубина. Это… внимание.

Когда человек говорит тебе, а не в пространство.

Интонация, которая как будто выбирает тебя.

Обнимает тебя чуть раньше, чем слова.

Олег:

— Но это же и есть соблазнение. Не в смысле постели — в смысле влияния.

Соблазн — это когда тебя выбирают. Или делают вид, что выбирают.

-2

Оля:

— Видишь? Ты опять всё сводишь к структуре.

А для меня голос — это свидетельство. Невозможность притвориться до конца.

Если человек врет, голос дрожит. Если боится — звучит выше.

Если скучает — тускнеет.

Если хочет — теплеет.

И это не скроешь.

Олег:

— Ты думаешь, люди слышат это?

Оля:

— Те, кому надо, слышат всегда.

(Пауза, почти незаметная. Её голос в этот момент стал мягче. Может, случайно. Может, нет.)

Олег:

— Значит, соблазнение — это честность?

Оля:

— Иногда — наоборот.

(Она тихо смеётся.)

Соблазнение — это когда человек умеет дать голосу право чувствовать чуть сильнее, чем он сам.

Как будто голос знает, что делать, а человек — нет.

Олег:

— То есть, голос мудрее нас?

Оля:

— Иногда — да.

(Пауза. Совсем маленькая. Та, которую не замечают, но слышат.)

Мы просто переводчики. И далеко не всегда хорошие.

И дальше разговор мог бы продолжиться, но он затихает — не потому, что тема исчерпана, а потому что оба вдруг слишком ясно ощутили: они сами сейчас звучат друг для друга чуть честнее, чем планировали.

Так бывает. Голос делает своё, а люди догоняют чуть позже.