Фигура царя Александра III — уникальный сплав кажущихся противоречий: богатырской силы и семейной нежности, простоты и железной воли.
Мы подробно разобрали архетипы его сына – Николая II, поэтому логично будет начать с общего
Архетип Хранитель
Архетип ярко проявлялся в его личной жизни. История любви, которой до свадьбы вообще не было, свидетельствует в пользу архетипа Хранитель, а не Любовник.
Руку своей невесты - датской принцессы Дагмар – Александр получил из рук умирающего брата Николая, невестой которого она была. В 1864 году старший брат Николай, находясь в Ницце на лечении, скоропостижно скончался от туберкулезного менингита. На смертном одре он взял руки своей невесты, датской принцессы Дагмар, и брата Александра и соединил их, завещая им быть вместе.
Александр показал своему сыну Николаю прекрасный пример того, как быть Хранителем собственной семьи, которая началась не совсем романтично.
Брак, заключенный в 1866 году, оказался невероятно счастливым и прочным. Дагмар, принявшая православие с именем Мария Фёдоровна, стала для Александра не просто женой, а лучшим другом, советчиком и опорой. Она обладала живым умом, невероятным обаянием и железной волей, которую искусно скрывала за внешней мягкостью.
Александр III был образцовым семьянином. Они с Марией Фёдоровной искренне любили друг друга и воспитали шестерых детей (включая будущего императора Николая II). В отличие от своих предков, Александр не имел ни одной известной фаворитки. Его семья была его миром, его убежищем от государственных забот. Он обожал простые семейные вечера, чтение вслух, занятия с детьми.
О своих подданных царь заботился, как отец заботится о детях. Если родители дают ребенку слишком много свободы – он начинает капризничать и становится избалованным. По этой логике действовал самодержец - он видел заботу не в даровании свобод, а в обеспечении порядка, твердой власти и экономической стабильности. Создание Крестьянского поземельного банка — пример такой «сверху вниз» идущей заботы.
Второй архетип, близкий к Простодушному Николая - Славный малый
Часть его души, которую он демонстративно противопоставлял «испорченной» аристократии и чиновничеству.
Он выражался в простоте привычек:
- к удобной простой одежде, незамысловатой русской еде, любви к физическому труду и нелюбви к этикету. Царь тяготился придворным церемониалом и пышными приемами, чувствуя себя в Гатчине, в кругу семьи, гораздо комфортнее, чем в Зимнем дворце. Его речь была лишена красноречия, он был немногословен и прямолинеен. Эта «простота» была его оружием и защитой.
А теперь о тех архетипах, которые отличают отца от его сына
Воин, у Александра III проявляется как Страж
Политика контрреформ, «Положение об охране», борьба с инакомыслием — все это действия Стража, ограждающего «крепость» России от врагов.
Знаменитый титул «Миротворец» — прямое следствие этого архетипа. Он не хотел новых войн, потому что видел в них угрозу для внутренней стабильности страны. Его задача была не завоевывать, а удерживать и оборонять.
Архетип Воина – стража проявился и в личной жизни императора. Он скончался 20 октября (1 ноября) 1894 года в Ливадийском дворце в Крыму от нефрита — болезни почек. Считается, что болезнь развилась после крушения царского поезда под Харьковом в 1888 году, когда император удерживал на своих плечах рухнувшую крышу вагона, спасая семью.
Подавляемый архетип - Бунтарь
Парадоксально, но в Александре III жил глубоко запрятанный Бунтарь. Только бунтовал он не против системы, а против наследия своего отца.
Отказ от курса либеральных реформ Александра II
Он сознательно и демонстративно повернул страну вспять, что было актом гигантского внутреннего и политического неповиновения сложившемуся курсу.
Архетип вдохновения – Эстет
Несмотря на внешнюю суровость, он был тонким ценителем искусства. Именно при нем начался расцвет русского меценатства, он поддерживал художников-передвижников, а его личным увлечением была коллекционирование живописи, что положило начало будущему Русскому музею.
Ведущий архетип – Правитель
Это центральный, системообразующий архетип Александра III.
Чувство ответственности за страну
Он воспринимал Россию как свою огромную семью, а себя — как строгого, но справедливого отца-хозяина. Его знаменитая фраза: «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать» — это его уверенность в своей роли хозяина и гаранта стабильности.
Контроль и порядок
Главной задачей было не развитие и преобразование (как у реформатора), а сохранение и укрепление существующего порядка. Все его контрреформы были направлены на то, чтобы вернуть системе управляемость и предсказуемость.
Стабильность любой ценой
Он искренне верил, что любое ослабление власти, любая «говорильня» (как он называл парламентаризм) приведет к хаосу и распаду империи, как это случилось с его отцом.
В характере Александра III переплелись архетипы Хранителя, Воина и Правителя
Его можно назвать «Охранительным Правителем». Его сила в сплаве безоговорочной веры в свою миссию (Правитель), глубокой личной привязанности к семье и стране (Хранитель), и одержимости идеей защиты устоев и защиты от внешних угроз (Воин (Страж).
Александр III оставил своему сыну Николаю II, мощную в экономическом и военном отношении, но закостеневшую в политическом развитии империю. Он заморозил те противоречия, которые в следующее царствование вырвались наружу и смели монархию.
Какой архетип важнее для идеального государя? Напишите комментарий!