Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

Экранизация рассказа Александра Грина: "Колония Ланфиер" (СССР-ЧССР, 1969)

Колония Ланфиер. СССР-ЧССР, 1969. Режиссер и сценарист Ян Шмидт (по мотивам одноименного рассказа А.Грина). Актеры: Юозас Будрайтис, Зузана Коцурикова, Андрей Файт и др. Премьера: 11.08.1969 (СССР), 26.09.1969 (ЧССР). «Колония Ланфиери» до сих пор остаётся экзотическим фильмом во многих отношениях. Мало того, что действие вестерна происходит в исключительных экстерьерах и с участием необычных персонажей, но и сам процесс создания фильма, а тем более ход его завершения, не совсем обычны для наших условий. Это был единственный на сегодняшний день совместный проект «Баррандова» и «Мосфильма», где не было заранее заданных идеологических целей или национальной выгоды, подчёркиваемой любой ценой. 21 августа 1968 года, узнав о событиях на родине, вся чешская съёмочная группа собрала вещи, включая оборудование, и вернулась в Чехословакию 29 августа в тяжёлых условиях. Фильм был завершён лишь благодаря огромному самопожертвованию создателей и, главным образом, благодаря международным соглашения

Колония Ланфиер. СССР-ЧССР, 1969. Режиссер и сценарист Ян Шмидт (по мотивам одноименного рассказа А.Грина). Актеры: Юозас Будрайтис, Зузана Коцурикова, Андрей Файт и др. Премьера: 11.08.1969 (СССР), 26.09.1969 (ЧССР).

-2

«Колония Ланфиери» до сих пор остаётся экзотическим фильмом во многих отношениях. Мало того, что действие вестерна происходит в исключительных экстерьерах и с участием необычных персонажей, но и сам процесс создания фильма, а тем более ход его завершения, не совсем обычны для наших условий.

Это был единственный на сегодняшний день совместный проект «Баррандова» и «Мосфильма», где не было заранее заданных идеологических целей или национальной выгоды, подчёркиваемой любой ценой.

21 августа 1968 года, узнав о событиях на родине, вся чешская съёмочная группа собрала вещи, включая оборудование, и вернулась в Чехословакию 29 августа в тяжёлых условиях. Фильм был завершён лишь благодаря огромному самопожертвованию создателей и, главным образом, благодаря международным соглашениям, призванным избежать возможных конфликтов. …

Реалистичный сюжет рассказа Грина пропитан лондонским духом, но золотоносный ручей находится не на Диком Западе, а на почти безлюдном острове, затерянном где-то в морях. … Хорн, так зовут этого печального героя, постепенно сближается с двумя жителями острова: очаровательной и искренней девушкой Эстер и местным простачком Бекеком. … «Колония Ланфьери» остаётся экзотическим фильмом, но также и чем-то большим, чем просто хорошее зрелище» (Вацлав Кофронь, 3.12.2015. Kolonie Lanfieri. Filmovy prehled).

Режиссер Ян Шмидт (1934-2019)

Ян Шмидт родился в семье врача. Он был одноклассником и другом Милоша Формана (1932-2018). Отец хотел, чтобы Ян изучал медицину, и он после некоторых колебаний поступил на медицинский факультет Карлова университета в Пльзене (1954–1957), где проучился всего шесть семестров, а потом оставил учёбу по политическим мотивам.

В 1957 году он поступил в пражский киновуз FAMU, где обучался на курсе Отакара Вавры вместе с Иржи Менцелем (1938-2020), Верой Хитиловой (1929-2014), Эвальдом Шормом (1931-1988) и Павлом Мертлом (1937-1996).

Вскоре вместе со своим приятелем Павлом Юрачеком (1935–1989) он приобщился к течению чешской «новой волны».

После окончания учёбы в 1961 году, Ян Шмидт работал на киностудии «Баррандов» ассистентом Вавры (фильм Вавры «Августовское воскресенье»), а потом ассистентом Иржи Ганибала и Яромила Иреша.

С 1963 по 1965 год Шмидт снимал документальные фильмы, в основном на спортивную тему.

Затем был фильм «Чёрно-белая Сильва» (по сценарию Павла Юрачека). Затем он участвовал в качестве соавтора и сорежиссёра в создании кафкианской притчи «Фигура, которую нужно поддержать» (Гран-при в Оберхаузене в 1964 году). Павел Юрачек написал для него сценарий фильма «Конец августа в отеле «Озон»».

После съёмок фильма «Колония Ланфиер» у Яна Шмидта начались проблемы с его проектом «Ситуация волка» (по рассказу Джека Лондона. Спустя годы он пытался завершить его в Канаде в 1990-х.

Несколько художественных и документальных картин Я.Шмидта были удостоены премий международных кинофестивалей.

«Мне нравятся остросюжетные истории», — говорил Ян Шмидт в интервью А.Й. Лиму, - Возможно, потому, что я слишком ленив, чтобы мыслить сложно. Я не умею глубоко философствовать, я не тот мыслитель, который может снимать авторское кино. К счастью, фильм — это гораздо больше, чем просто сложные философские размышления. Например, зрелище».

- Как возник замысел фильма "Колония Ланфиер"?

- В моей предыдущей картине - "Конец августа в отеле "Озон" - было несколько эпизодов, которые показали, что у меня есть склонность к романтическому жанру, и мне предложили подумать о фильме такого характера. Тогда же мне в руки попал сборник Александра Грина, в который входил рассказ "Колония Ланфиер", показавшийся мне подходящей литературной основой для фильма.

Трудности начались, когда утвердили сценарий: как реализовать его в условиях небольшой страны, где нет широких равнин... Разумеется, и у нас есть девственные уголки, однако в Южной Чехии или Словакии природа совсем другая. Мест, соответствующих фантастическому миру Грина, в Чехословакии найти невозможно. Чем дольше мы работали над сценарием, тем труднее нам было представить себе, где же мы найдем подходящий пейзаж. Так с самого начала стало ясно, что фильм может быть только совместным, и студия "Баррандов" начала переговоры с "Мосфильмом".

- В чем преимущества и в чем трудности совместной постановки?

- Преимущества в том, что материал русского писателя мы снимали в России. Трудности прежде всего языковые. Конечно, существуют переводчики. Но в том-то и дело, что ты зависишь от того, как он сумеет передать оттенки, даже если смысл передан им верно. Трудность также в различной системе съемок, различных концепциях и методах, с помощью которых достигается целое.

Наконец, необходимо создать единый ансамбль из артистов разных национальностей и темпераментов: чехов, словаков, русских, литовцев... Главную женскую роль исполняла словацкая актриса Зузана Коцурикова - студентка второго курса Братиславского драматического института. Она дебютировала в фильме "Договор с дьяволом", снималась в чехословацко-французском фильме "Человек, который лжет". Эстер - ее первая главная роль в кино. Главную мужскую роль, Горна, исполнял Юозас Будрайтис из Литвы. Дурачка Бекоко играл популярный исполнитель современных эстрадных песен из Праги Вацлав Нецкарж. Бывшего каторжника пьяницу Ланфиера играл Андрей Файт, которому около шестидесяти лет, а в роли Гули снялся молодой киргизский актер Болот Бейшеналиев.

- Что вам лично, как художнику, дала работа над гриновским материалом?

- В фильме, как и в рассказе, не конкретизируется обстановка, в которой происходит действие. Мир Грина ограничен "пустынным островом". Эта вымышленная действительность создает определенную атмосферу. В рассказе такого стиля имеет значение каждое слово.

Но переносить на экран символы очень трудно. Например, слова "в темном море отдавались глухие всплески весел" создают особую впечатляющую атмосферу картины. В фильме, если не удастся создать особую атмосферу, этот кадр может быть только описательным. Так и случилось. Вот почему иные сцены нам приходилось снимать по нескольку раз, причем некоторые эпизоды - в местах, отдаленных одно от другого на тысячи километров. В фильме есть сцена, состоящая из кадров, снятых в Крыму, на Кавказе и на студии "Баррандов" в Праге. Разумеется, зрителю все это безразлично, он этого не замечает. Для него важно только, чтобы пейзаж, на фоне которого разыгрывается история трагической любви и предательства, был убедительным. В плане фантастическом, романтическом, в плане сновидений, как угодно... Не знаю, удалось ли нам этого добиться, но мы все стремились к этому. Много трудностей преодолел оператор Иржи Махане. Сложнее всего было справиться с огромными размерами съемочной площадки. Мы снимали в местах, где расстояние в сто километров не кажется большим. Для нас это было нечто новое. Вот почему фильм значительно обогатил мой опыт, в том числе и профессиональный"(Ян Шмидт. Сборник "Экран 1969-1970". М.: Искусство, 1970).