В 1906 году в нью-йоркском зоопарке Бронкса появился новый «экспонат» — конголезский пигмей Ота Бенга. Его поместили в вольер с обезьянами и табличкой «Недостающее звено». Этот случай не был исключением — на рубеже XIX-XX веков по всему «цивилизованному» миру сотни тысяч людей приходили смотреть на других людей, выставленных как диких зверей.
Парадоксально, но последний такой «человеческий зоопарк» просуществовал в Европе до 1958 года, на памяти многих наших современников.
Представьте: вы гуляете по зоопарку, наблюдаете за животными, и вдруг — за ограждением видите не тигра или слона, а живого человека с другим цветом кожи, в «естественной» среде обитания. Ровно это происходило в столицах Европы и Америки еще несколько десятилетий назад. «Человеческие зоопарки» (известные также как «этнологические экспозиции» или «негритянские деревни») были популярным развлечением для широкой публики с 1870-х по 1930-е годы, а отдельные случаи фиксировались и после Второй мировой войны.
Что такое «человеческий зоопарк» и как он возник?
Человеческий зоопарк — это коммерческая демонстрация коренных народов, которых западная публика считала «дикими» или «экзотическими». Их размещали в воссозданных деревнях в зоопарках и на всемирных выставках, где они выполняли повседневные действия на глазах у зрителей.
Идея не была абсолютно новой. Еще Христофор Колумб привозил из своих плаваний индейцев для показа при испанском дворе. В XIX веке стала печально известной готтентотка Саарти Бартман, известная как «Венера Готтентотская», которую демонстрировали в Лондоне из-за особенностей ее телосложения.
Однако систематическим явлением человеческие зоопарки стали с 1870-х годов, во время второй волны империализма, когда западные страны боролись за колонии в Африке и Азии. Именно тогда они появились в:
- Антверпене
- Лондоне
- Барселоне
- Милане
- Нью-Йорке
- Варшаве
- Гамбурге
Каждую такую экспозицию посещало от 200 до 300 тысяч человек.
Самые шокирующие случаи в истории
🔸 Ота Бенга: человек в клетке с обезьяной
В 1906 году конголезский пигмей Ота Бенга был помещен в Зоологический парк Бронкса в Нью-Йорке. Его выставляли в клетке с орангутаном и обозначили как «недостающее звено» в эволюции между обезьянами и человеком. Посетители приходили толпами, чтобы посмотреть на него. Позже Бенга участвовал в выставке в Сент-Луисе в 1904 году. Не сумев вернуться на родину, он в 1916 году покончил с собой.
🔸 Выставка в Сент-Луисе: «парад эволюционного прогресса»
На Всемирной выставке 1904 года в Сент-Луисе организаторы устроили так называемый «парад эволюционного прогресса». Посетители могли увидеть «примитивных» представителей туземных племен Африки и Океании, апачей с юго-запада США и филиппинских игоротов. Условия содержания были ужасными, многие участники умерли во время выставки. Для них заранее подготовили места на двух кладбищах Сент-Луиса.
Идеологическая подоплека: почему это стало возможным?
Человеческие зоопарки не были просто развлечением. Они отражали идеологию своего времени:
- Научный расизм: популярные тогда расовые теории, выросшие из социального дарвинизма, представляли неевропейские народы как «низшие» в эволюционной цепи.
- Оправдание колониализма: демонстрация «дикарей» укрепляла в публике убеждение, что колониальная экспансия несет «бремя белого человека» — цивилизаторскую миссию.
- Иерархия рас: экспозиции часто размещали африканцев рядом с обезьянами, чтобы визуально показать их предполагаемую близость к приматам.
Как отмечают историки, человеческие зоопарки стали «перекрестком между популярным расизмом и научной объективацией расовой иерархии, поддерживаемой колониальной экспансией».
Последний человеческий зоопарк: шокирующая дата
Многие думают, что человеческие зоопарки исчезли в викторианскую эпоху. Но последняя известная «временная экспозиция» с африканцами была представлена в 1958 году в Брюсселе на Всемирной выставке «Экспо», где бельгийцы показали «конголезскую деревню вместе с жителями».
Хотя участники прибыли добровольно для демонстрации народных ремесел, на практике они оказались за бамбуковым забором, а некоторые посетители издавали обезьяньи звуки и бросали им бананы и арахис. Конголезцы протестовали против такого обращения: «Они хотели, чтобы их уважали, а не считали животными в зоопарке». Вместо запланированных шести месяцев они уехали через три.
Наследие и память
Феномен человеческих зоопарков долгое время замалчивался в коллективной истории и памяти. Сегодня они изучаются как часть колониальной и социальной истории, пример того, как расизм становился массовым явлением, влияя на миллионы людей.
История человеческих зоопарков — это не просто курьез из прошлого. Это суровое напоминание о том, как легко человек может лишить другого человеческого достоинства, возведя между ними стену предрассудков. И самое шокирующее — как недавно это происходило в истории «цивилизованного» человечества.
Эта статья подготовлена для канала «Исторические расследования» в Яндекс.Дзен. Если вас заинтересовала эта тема, подписывайтесь на канал, ставьте лайки и делитесь мнением в комментариях — ваш отклик помогает раскрывать новые темы!