Найти в Дзене

Отрезок равен сумме двух других

Давайте обсудим, как можно построить занятие по геометрии на примере одной подборки задач. За основу возьмём статью известного геометра Г. Филлиповского "Когда один отрезок равен сумме двух других" (Квант, 2019, №4, стр. 32-33). Сначала обсудим сами задачи, то, как можно про них говорить с учениками, а в конце расскажу о месте этой темы в различных сценариях обучения школьников. В качестве вводной к этой теме можно взять классическую задачу, которая есть, например, в сборнике М.А. Волчкевича "Уроки геометрии в задачах. 7-8 классы". Обычно ученики сперва пытаются опустить перпендикуляр из точки А на МК и пробуют доказать, через равенство треугольников, что он явно составлен из этих отрезков. Такой прямолинейный подход не приводит к решению. После нескольких попыток решения, когда ученик глубже погрузится в задачу, можно рассказать ему про типичный приём для задач с подобной формулировкой. Когда нужно доказать, что для некоторых отрезков c=a+b, то сначала нужно попробовать сделать одно и

Давайте обсудим, как можно построить занятие по геометрии на примере одной подборки задач.

За основу возьмём статью известного геометра Г. Филлиповского "Когда один отрезок равен сумме двух других" (Квант, 2019, №4, стр. 32-33).

Сначала обсудим сами задачи, то, как можно про них говорить с учениками, а в конце расскажу о месте этой темы в различных сценариях обучения школьников.

В качестве вводной к этой теме можно взять классическую задачу, которая есть, например, в сборнике М.А. Волчкевича "Уроки геометрии в задачах. 7-8 классы".

-2

Обычно ученики сперва пытаются опустить перпендикуляр из точки А на МК и пробуют доказать, через равенство треугольников, что он явно составлен из этих отрезков.

Такой прямолинейный подход не приводит к решению. После нескольких попыток решения, когда ученик глубже погрузится в задачу, можно рассказать ему про типичный приём для задач с подобной формулировкой.

Когда нужно доказать, что для некоторых отрезков c=a+b, то сначала нужно попробовать сделать одно из шести дополнительных построений:

а) отметить некоторую точку на отрезке с и явно показать, что она делит его на отрезок а и отрезок b (это порождает две разные конструкции, так как возможно два варианта расположения точки на с).

б) отложить от конца отрезка а отрезок, равный b, и показать, что в результате получился отрезок длины с (отложить можно с двух сторон отрезка, поэтому получается тоже два варианта).

в) отложить от конца отрезка b отрезок, равный a, и показать, что в результате получился отрезок длины с (два варианта).

В задаче выше можно отложить отрезок ВL, равный МD, на прямой СВ за точку В. Затем показать, что △АBL=△АDM и выйти на равенство △LAK и △МАК.

Как правило одного этого примера хватает, чтобы крепкий школьник уловил суть дополнительного построения и мог пробовать решать подобные задачи самостоятельно.

Если ученик не совсем понял, о чём идёт речь, лучше разобрать с ним ещё одну задачу из статьи, где явно требуется именно такое дополнительное построение.

А дальше уместно дать эти задачи на дом, чтобы уже на следующем занятии их подробно разбирать.

Во время самостоятельного решения, даже если что-то не получится, ученик глубже погрузится в контекст задач и поэтому будет более восприимчив к различным методам решения.

Кстати, даже задача выше сама по себе богата на дополнительные сюжеты.

Например, развитие этой конструкции и россыпь задач на неё можно найти в статье А. Блинкова и Ю. Блинкова “Угол в квадрате” (Квант, 2014, № 4, стр. 34–37). Эта статья также вошла в недавно вышедший сборник "Задачи В.В. Произволова" из серии "Библиотечка Квант" (2025, вып. 144)

Перечисленные там дополнительные задачи хорошо подходят для продвинутых школьников 7-8 классов с прицелом на классические олимпиады.

А теперь непосредственно пул задач из разбираемой статьи.

В некоторых формулировках отрезки x, y и z явно не указаны в тексте условия, а просто нанесены на рисунках.

1. "Точка F взята произвольно на основании BC равнобедренного треугольника ABC. Расстояния от нее до AC и AB равны y и z соответственно. Высота, проведенная из вершины B, равна x. Докажите, что x = y + z."

-3

Эта задачу ученики решают обычно через продление одной из высот ниже основания и переходят к равным треугольникам. То есть используют подход из вводного занятия.

Однако эта задача интересна ещё и тем, что её можно решить методом площадей.

Мы обязательно разбираем и этот метод и быстро решаем задачу-побратима:

"Доказать, что сумма расстояний от произвольной точки внутри равностороннего треугольника до его сторон не зависит от положения этой точки и равна высоте треугольника." (теорема Вивиани)

2. "Через точку I пересечения биссектрис прямоугольного треугольника ABC (∠C = 90°) проведены прямые параллельно его сторонам. Докажите, что x = y + z"

-4

В этой задаче уместно провести из точки I перпендикуляр к гипотенузе и использовать, что все три перпендикуляра к сторонам △ABC равны между собой (точка I - центр вписанной окружности). За счёт равных перпендикуляров и углов находим равные треугольники, которые дают требуемое соотношение.

3. "Квадраты ABCD и CQNT расположены так, как показано на рисунке. Проведена прямая BQ. Расстояния от вершин A и N до нее равны y и z соответственно. Длина отрезка BQ равна x. Докажите, что x = y + z".

-5

Здесь можно использовать сразу несколько вариантов из шести стандартных построений. Как правило мы с учеником разбираем вариант с высотой СН, проведённой к отрезку ВQ. Через счёт углов можно найти равные уголки и выйти на равенство треугольников.

Если ученик дома нашёл этот способ решения, то я показываю по крайней мере ещё одно решение: провожу CQ до пересечения с отрезком z и снова получаем равные треугольники (правда маленькие треугольники расположены довольно далеко, что не так красиво по сравнению с исходным решением)

4. (Л.Кэрролл). "В треугольнике АВС проведите EF || BC (см. рисунок) так, чтобы x = y + z."

-6

Не все ученики знают, что автор "Алисы в Стране Чудес" был ещё и математиком. Эта и следующая задача позволяют прикоснуться к его математическом наследию.

Эту задачу решает довольно много учеников, т.к. они обычно знают что параллельность и биссектрисы идут рука об руку с равнобедренными треугольниками (в ответе эта прямая как раз проходит через точку пересечения биссектрис).

5. (Л.Кэрролл). "Согласно рисунку проведите отрезок KT параллельно BC – так, чтобы x = y + z."

-7

Эта задача по сравнению с предыдущей посложнее. Если ученик решил задачу 4, то он обычно использует тот же подход и находит удобные равнобедренные треугольники. Но как правило не понимает, что именно нужно делать дальше и как перейти непосредственно к построению.

Тут всё зависит от того, насколько хорошо ученик чувствует себя в геометрии. Если я понимаю, что где-то в школе или на курсах он узнал про вневписанные окружности и их свойства (или мы заранее прорешали соответствующий пласт задач), то мы эту задачу разбираем. Если вижу, что ученик скорее всего ни с чем подобным не сталкивался, то я просто не даю эту задачу на дом, ограничиваясь лишь предыдущей задачей.

Иногда использую эту задачу как вводную для перехода к теме "Вневписанная окружность".

6. "Через центроид M – точку пересечения медиан треугольника ABC – проведена произвольная прямая t. Расстояния от вершин треугольника до нее равны x, y, z. Докажите, что x = y + z."

-8

Задача с одной стороны трудная, так как требует сразу два дополнительных построения. С другой стороны эти построения довольно естественные. Если у нас есть точка пересечения медиан, то напрашивается провести хотя бы одну из этих медиан. Догадаться опустить перпендикуляр из середины ВС на прямую t сложнее, но тоже можно.

А далее используем свойство точки пересечения медиан и свойство средней линии трапеции (которую, правда, нужно ещё разглядеть).

7. "Около равностороннего треугольника ABC описана окружность, F – произвольная точка дуги BC, не содержащей вершину A. Докажите справедливость равенства x = y + z."

-9

Это известная задача, да и сам факт довольно яркий. Её нужно решить хотя бы просто для развития геометрического кругозора ученика.

В ней тоже много способов решения. Я как правило предлагаю продлить FB за точку B на длину от отрезка СF. Далее нужно будет найти равные треугольники, а потом разглядеть ещё один равносторонний треугольник.

Можно упомянуть ещё и про поворот, но если ученик никогда не сталкивался с таким подходом, то лучше тему поворота стартовать с других более элементарных задач.

8. (Архимед). "Точка F – середина дуги BAC описанной окружности треугольника ABC, FN⟂AC (см. рисунок). Докажите, что x = y + z."

-10

Задача обычно вызывает трудности и требует некоторых дополнительных построений и наблюдений.

Для сильных учеников мы ещё разбираем. Со средними можем пропустить, особенно если у ученика не было никаких идей в её решении. Иногда эту задачу вовсе не задаю на дом, если у нас ограничено время.

9. (Лемма биссектрального треугольника) "В треугольнике ABC BL и CT – биссектрисы, F – произвольная точка отрезка LT. Докажите, что расстояния от нее до сторон треугольника связаны соотношением x = y + z."

-11

В этой задаче нет никаких дополнительных построений, но требуется аккуратный счёт и понимание того, что биссектриса есть множество точек, равноудалённых от сторон угла.

Можно в качестве вспомогательной леммы обсудить такую: "Дана трапеция с основаниями a и b. На одной из боковых сторон выбрана точка, через которую проведена прямая, параллельная основаниям и делящая ту боковую сторону в отношении m:n. Найти длину отрезка этой прямой, заключённого внутри трапеции."

Если есть понимание, что ученик не может решить эту задачу самостоятельно для конкретных целых значений a, b, m и n, то саму исходную задачу №9 лучше не давать на дом. В этом случае надо вернуться в тему "Трапеция" или даже в тему "Подобные треугольники".

Лемма биссектрального треугольника может быть базой для решения более сложных задач. Список таких задач с решениями есть в одноимённой статье А. Карлюченко и Г. Филипповского (Квант, 2016, номер 2, 36–38).

С более сильными учениками мы обычно разбираем одну задачу оттуда (скорее просто как красивый факт):

"Внутри треугольника ABC находится точка T, расстояния от которой до сторон BC, AC и AB равны x, y, z соответственно. Найдите геометрическое место точек T таких, что из отрезков x, y, z можно составить треугольник."

10. "В треугольнике ABC (b > a > c) проведены биссектрисы AN, BL и CT. Окружность, описанная около △NLT, высекает на сторонах треугольника ABC хорды, равные x, y, z. Докажите, что x = y + z."

-12

Эту задачу я не решил и не нашёл решений в сети.

Пробовали с коллегами найти какой-то адекватный подход к ней. Наткнулись на намёк, что нужно использовать одну неочевидную лемму, а потом долго и нудно считать.

В итоге эту задачу я не даю ученикам на дом, так как пока не вижу в ней никакой методической пользы.

11. "Четырехугольник ABCD (BC = CD) вписан в окружность. Точки F и N на сторонах AB и AD такие, что ∠FCN = 1/2∠BCD. Докажите, что x = y + z."

-13

12. "Около равнобедренного треугольника ABC (AB = AC) описана окружность. Точка K – произвольная точка дуги BC этой окружности, не содержащей вершину A, AQ⟂BK. Докажите, что x = y + z"

-14

Если ученик решает задачу №7 дома сам и именно тем методом, про который я писал выше, то эти задачи вряд ли ему будут полезны. Идейно они решаются так же.

Поэтому эти задачи обычно оставляю лишь для закрепления на дом тем ученикам, у которых в задаче №7 возникли трудности, чтобы они через самостоятельное решение привыкли к этой механике.

Теперь о том, как можно использовать эту подборку задач.

В первую очередь я обязательно её использую в тех случаях, когда готовлю ученика 10-11 класса к перечневым олимпиадам.

Часть из указанных выше сюжетов довольно известны и составители вариантов иногда по умолчанию считают, что школьники их знают. И потому придумывают задачи с опорой на них.

Вот, например, навскидку задача с ОММО-2013:

"На плоскости задана точка P. Рассматриваются различные равносторонние треугольники ABC, такие что PA = 2, PB = 3. Какое максимальное значение может принимать длина отрезка PC?"

Вроде бы в задаче нигде не говорится, что какой-то отрезок равен сумме двух других, но если школьник когда-то решал задачу №7 из списка, то ему будет значительно проще.

Нужно ли этот сюжет задействовать при подготовке к ЕГЭ?

Какие-то из вышеперечисленных задач я разбираю с учениками, которые либо уже имеют хорошую планиметрическую базу, либо с которыми мы смогли вместе её поставить. Широкий геометрический кругозор позволят им смотреть на любые задачи с разных сторон.

Когда есть время и основной обязательный набор тем в планиметрии пройден, то это всегда полезно.

При этом задачу №3 я бы рекомендовал разбирать со всеми учениками, которые готовятся к планиметрии второй части.