Найти в Дзене
Historia

Знахарки на Руси

Долгое время квалифицированная медицинская помощь была недоступна большинству населения российских земель, поэтому в случае возникновения хвори люди обращались к “знающим людям” или знахаркам. “Знающих людей” условно можно разделить на три группы: первая – вежливцы; вторая – костоправы, повитухи, травницы, занимающиеся преимущественно оказанием медицинской помощи. К третьей группе относятся знахари, колдуны и еретники, которые в своей практике осуществляли различные религиозно магические обряды. К знахаркам обращались в случае болезней, которые, по мнению крестьян, были вызваны действиями сверхъестественных сил: порчей, икотой, сглазом и др. В первую очередь к знахаркам обращались ради лечения маленьких детей: при грыже, родимце и таких заболеваниях, как испуг, уроки, призоры, причину которых усматривали в сглазе. Нередко при лечении использовался своего рода массаж: ребенка разминали, вытягивали, «правили ему голову». Во время всех манипуляций знахарки читали заговоры. Помимо прочего

Долгое время квалифицированная медицинская помощь была недоступна большинству населения российских земель, поэтому в случае возникновения хвори люди обращались к “знающим людям” или знахаркам. “Знающих людей” условно можно разделить на три группы: первая – вежливцы; вторая – костоправы, повитухи, травницы, занимающиеся преимущественно оказанием медицинской помощи. К третьей группе относятся знахари, колдуны и еретники, которые в своей практике осуществляли различные религиозно магические обряды. К знахаркам обращались в случае болезней, которые, по мнению крестьян, были вызваны действиями сверхъестественных сил: порчей, икотой, сглазом и др.

В первую очередь к знахаркам обращались ради лечения маленьких детей: при грыже, родимце и таких заболеваниях, как испуг, уроки, призоры, причину которых усматривали в сглазе. Нередко при лечении использовался своего рода массаж: ребенка разминали, вытягивали, «правили ему голову». Во время всех манипуляций знахарки читали заговоры. Помимо прочего, знахарки были сведущи в использовании лечебных трав. Так, например, при родах применяли средства, усиливающие схватки и останавливающие кровопотерю, а младенца купали в целебных вытяжках (череда, ромашка, чистотел). Первое купание часто предполагало добавление в воду многих компонентов: мяты, душицы, череды, василька, руты, любистока. Считалось, что оно не просто давало здоровье и повышало тонус ребенку, но и смывало с него негативные воздействия в виде порчи и сглаза.

Знахарка лечит ребёнка наговоренной водой (фото 1914 года). Источник: Wikimedia Commons
Знахарка лечит ребёнка наговоренной водой (фото 1914 года). Источник: Wikimedia Commons

Знахарка использовала в лечебных целях не только молитвы-заговоры, но и воду, огонь (причем именно домашний) и землю. Испуг, тоску, различного рода судороги, то есть родимец, лечили у печи с помощью воды, которая заговаривалась и закрещивалась ножом. Печь занимала особое место в магических обрядах знахарок, поскольку рассматривалась как преобразующее начало, ассоциируясь с материнским лоном. В печи врачевали грыжи, «собачью старость», сухотки, немочи.

Обряд “перепекания” существовал у многих народов России. Обычно его проводили при неизлечимых болезнях детей до шести лет. Обряд проводила знахарка, которая снимала одежду с ребенка, сажала его на хлебную лопатку и отправляла в слегка растопленную печь на пару минут. Исследователь А. Л. Топорков считал, что обряду “перепекания” подвергали младенцев, больных рахитом или атрофией, или, как эти болезни называли в народе, собачьей старостью или сухотками. Главной целью ритуала было сжигание болезни: «собачья старость, перепекись в печи». Респондент из д. Сухие Курнали, участница обряда, видела его смысл в испуге, который ребенок переносит, попав в печь. По ее мнению, этот перенесенный ужас должен был открыть дополнительные ресурсы в организме болеющего. Однако А. Л. Топорков отождествлял обряд с выпечкой хлеба и появлением ребенка на свет: ребенка словно возвращают в чрево матери (печь), чтобы он родился снова. Печь также могла символизировать и загробный мир. Обряд “перепекания” не просто так считался крайней мерой – он мог закончиться трагично. На страницах Пензенских епархиальных ведомостей описан обряд лечения «собачьей старости» (рахита) у сына священника, который по просьбе жены священника втайне от него провела местная знахарка. Поскольку сын священника был плохо привязан к лопате, он упал на горячие угли и скончался от ожогов.

Также активно использовалась в лечении сила земли. Считалось, что «сама стихия эта настолько свята и чиста, что не держит в себе ничего нечистого и, в особенности, враждебного людям». Поэтому сырую землю могли прикладывать к месту укуса змей и насекомых, ею натирали колени, лечили нарывы, пытались лечить ею горячку и даже оспу. При ушных болезнях в ухо помещали камушек, который впоследствии обжигали и кидали в реку или ручей.

К концу XIX века развитие медицины способствовало отмиранию института знахарства, хотя отдельные представительницы этого ремесла встречались в деревнях вплоть до середины XX века.

Источники:

Мазалова Н. Е. «Знающие» в традиционном русском деревенском социуме (по материалам Пензенских епархиальных ведомостей) //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2014. – №. 2 (30). – С. 32-43.

Васькина О. Э., Медведева З. А. Специфика медицинских представлений в крестьянской среде России в период поздней империи //Общество: философия, история, культура. – 2022. – №. 5 (97). – С. 188-192.

Титова Т. А., Сайфутдинова Г. Б., Фролова Е. В. Традиционная детская обрядовая культура татар (по материалам исследований в Татарстане) //Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2019. – Т. 19. – №. 4 (48). – С. 372-384.