Найти в Дзене

Психосоматика у детей: что скрывается за болями «без причины»

Когда ребёнок жалуется на плохое самочувствие, и при этом не обнаруживается никаких медицинских причин, это может быть важным сигналом о состоянии его психики и эмоционального здоровья. Такие симптомы часто возникают в ответ на стрессовые ситуации или внутренние переживания, которые ребёнок ещё не умеет или не может выразить словами. Например, головные боли перед школой или перед важной контрольной работой могут свидетельствовать о тревоге, страхе или переживаниях, связанных с учебой или социальными отношениями. Эти телесные проявления — не просто случайные симптомы, а своего рода «переводчики» сложных для ребёнка эмоций. Внутри ребёнка могут накапливаться страхи, тревоги, чувство неуверенности или потребность в защите, которых он не может выразить словами. В таких случаях тело берёт на себя роль посредника, помогая «донести» эти чувства до окружающих и до самого себя. Поэтому важно обращать внимание на такие симптомы и стараться понять, что именно они могут означать, чтобы своевреме

Когда ребёнок жалуется на плохое самочувствие, и при этом не обнаруживается никаких медицинских причин, это может быть важным сигналом о состоянии его психики и эмоционального здоровья.

Такие симптомы часто возникают в ответ на стрессовые ситуации или внутренние переживания, которые ребёнок ещё не умеет или не может выразить словами. Например, головные боли перед школой или перед важной контрольной работой могут свидетельствовать о тревоге, страхе или переживаниях, связанных с учебой или социальными отношениями.

Эти телесные проявления — не просто случайные симптомы, а своего рода «переводчики» сложных для ребёнка эмоций. Внутри ребёнка могут накапливаться страхи, тревоги, чувство неуверенности или потребность в защите, которых он не может выразить словами. В таких случаях тело берёт на себя роль посредника, помогая «донести» эти чувства до окружающих и до самого себя.

Поэтому важно обращать внимание на такие симптомы и стараться понять, что именно они могут означать, чтобы своевременно оказать поддержку и помочь ребёнку справиться с внутренним напряжением.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Как может проявляться:

  • частые «беспричинные» головные боли перед школой
  • утренняя тошнота без очевидных причин
  • боль в животе перед контрольными или кружками
  • внезапные аллергии или кожные реакции
  • учащённое сердцебиение/затруднённое при выходе из дома

Почему так происходит:

  • незрелая нервная система не справляется с нагрузкой
  • эмоции ищут выход через тело — ведь словами не всегда получается выразить переживания
  • вторичная выгода: иногда болезнь — единственный способ остаться в безопасности дома
  • зеркало семейного напряжения: ребёнок чувствует то, о чём переживают взрослые
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Что делать родителям:

1. Исключить медицинские причины

  • пройти обследование у врачей
  • упомянуть, что это, возможно, психосоматика, потому что повторяется в определённых ситуациях (перед школой, важными событиями)

2. Отмечать: когда появляются симптомы? Перед чем?

3. Проверить школьную обстановку: нет ли буллинга, гипертребовательности, поговорить с ребёнком о его переживаниях в доверительном тоне

4. Научить простым техникам снятия тревоги, дыхательным упражнениям

5. Снизить нагрузку: пересмотреть расписание, возможно, ребёнок объективно устаёт от количества кружков и занятий

6. Разрешить иногда остаться дома «просто так»

7. Своим примером показывать: «Я тоже устаю, и это нормально»

Важно:

Если симптомы не проходят — обратиться к нейропсихологу или детскому психотерапевту. Обращение к профессионалам поможет определить, есть ли у ребёнка скрытые эмоциональные проблемы, и разработать план поддержки и терапии. Чем раньше будет оказана помощь, тем больше шансов предотвратить развитие более серьёзных психологических или соматических проблем в будущем

Помните: за каждым «болит живот» может стоять «боюсь не справиться», «скучаю по маме» или «мне нужна передышка». Задача родителя — не обесценивать проблему, а решать её и быть рядом.