Найти в Дзене
А101 Лёрнити

Родительство – это радость, а не список задач

В Новой Москве появляются архитектурные решения для родителей с детьми, совершенно отличные от стандартных «детских клубов» или «развивашек». Пространства будущего семейного центра от А101 предлагают целостную экосистему для всей семьи — без раздельных зон «для родителей» и «для детей». Это разнообразная многофункциональная игровая среда, где можно очень по-разному и свободно играть и познавать мир. Мы поговорили с программным директором центра, психологом Лилией Пушковой и первыми узнали, что же особенного здесь предложат, чего нет везде. Спойлер: таких пространств и оборудования и правда поискать, а уж просто для жителей в районе совсем не бывало. Начали с экзотического – плескательницы. Здесь в распоряжении ребёнка целая комната с системой раковин и неограниченными возможностями для экспериментов с водой.
Для ребёнка возня с водой – это веселье и исследовательская лаборатория, где он на практике постигает фундаментальные законы мира: проверяет плавучесть предметов, наблюдает, ка
Оглавление

В Новой Москве появляются архитектурные решения для родителей с детьми, совершенно отличные от стандартных «детских клубов» или «развивашек». Пространства будущего семейного центра от А101 предлагают целостную экосистему для всей семьи — без раздельных зон «для родителей» и «для детей». Это разнообразная многофункциональная игровая среда, где можно очень по-разному и свободно играть и познавать мир.

Мы поговорили с программным директором центра, психологом Лилией Пушковой и первыми узнали, что же особенного здесь предложат, чего нет везде. Спойлер: таких пространств и оборудования и правда поискать, а уж просто для жителей в районе совсем не бывало.

-2

Научный подход к лужам

Начали с экзотического – плескательницы. Здесь в распоряжении ребёнка целая комната с системой раковин и неограниченными возможностями для экспериментов с водой.

Для ребёнка возня с водой – это веселье и исследовательская лаборатория, где он на практике постигает фундаментальные законы мира: проверяет плавучесть предметов, наблюдает, как краска растворяется, а пена для бритья растекается причудливыми узорами. Эти, казалось бы, простые эксперименты формируют основу логического и критического мышления, развивают научный подход и моторику, а главное — культивируют уверенность в собственных силах через радость открытия.

Этот уникальный сенсорный опыт, где разрешено всё, что обычно запрещено, становится мощным трамплином для развития интеллекта, творческого начала и любознательности, закладывая прочный фундамент для дальнейшего обучения.

-3

В плескательнице очень быстро станет скучно проводить опыты одному, и малыш начнёт замечать других вокруг и превратится в участника группового взаимодействия.

Этот спонтанно возникший интерес к сверстникам будет его первым и главным уроком командной работы: он научится не только показывать свои открытия, но и наблюдать, повторять, а позже — совместно придумывать новые, более сложные эксперименты. Умение договариваться, делиться и отстаивать свою идею, рождённое в такой свободной игре, превращается в прочную основу для социального интеллекта, который поможет ему в будущем легко находить общий язык с одноклассниками, а затем и с коллегами.

-4

Лабиринт, но не Минотавра

А теперь мы перебираемся в комнату гораздо больше и выше. Это 3D-комплекс – грандиозный лабиринт из канатов, верёвок, лестниц, горок и отверстий, где, как следует из названия, можно двигаться не только линейно, а совершать переходы и «перелазы» в любую точку пространства.

Здесь ребёнок осваивает не просто физкультуру, а свой собственный Body Intelligence – «телесный интеллект». Каждое движение – это решение сложной пространственной задачи: оценить расстояние, проверить опору на прочность, рассчитать усилие для прыжка. А благодаря тому, что комплекс многоместный, дети учатся «считывать» не только маршруты, но и друг друга: уступать дорогу, предугадывать траекторию движения соседа, действовать в едином ритме, не мешая, а дополняя действия команды.

В этом и заключается суть подхода «физкультуры про другое» (автор – С. В. Реутский) – мы развиваем не скелетные мышцы, а мозг, используя движение как главный инструмент.

Преодолевая маршруты, дети не просто учатся владеть своим телом, но и проходят ускоренный курс социальной адаптации. Сложный участок становится задачей для небольшой группы: кто-то страхует, кто-то подсказывает безопасный путь, кто-то показывает приём. Помимо собственной рождается «командная» ловкость — способность чувствовать партнёра, договариваться без слов и сообща находить решения. Это настоящая лаборатория по отработке своей физической стратегии и стратегии сотрудничества, где успех каждого напрямую зависит от слаженности действий всех участников. Не этот ли вызов нам бросает современный взрослый мир?

-5

Сенсорика – ключ от всех дверей

Теперь мы перемещаемся в сенсорную комнату семейного центра. Здесь вас встречает множество подвесов, качелей, туннели для лазания и многое другое.

Сенсорная интеграция – это профессиональный метод коррекции, который помогает нервной системе организовывать и обрабатывать сигналы от всех органов чувств, чтобы человек мог адекватно взаимодействовать с окружающей средой.

Проще говоря, все ваши органы чувств должны взаимодействовать так, чтобы мозг получал правильную картину происходящего и верно организовывал поведение. (Подробно о сенсорной интеграции мы писали здесьЛ. Н.)

При нарушениях сенсорной интеграции ребёнку требуются различные способы стимуляции, и в нашей комнате можно подобрать индивидуальные условия для занятий. Одному необходимо получать вестибулярные ощущения, раскачиваясь в разных плоскостях и прыгая на батуте, другому ярче чувствовать свои мышцы и суставы во время пролезания в узком тоннеле, третьему нужно добирать тактильный опыт, залезая в манку, гречку, фасоль и гидрогелевые шарики.

-6

Сенсорная комната – важный и совершенно необходимый инструмент коррекции для особых детей, для тех кто имел травматический опыт в раннем детстве, опыт сенсорной депривации. И адекватно оборудованных помещений для занятий сенсорной интеграцией в Москве огромный дефицит, людям приходится ездить в одно место со всех районов города.

Детям с расстройством аутического спектра сенсорная стимуляция помогает упорядочить поток информации от органов чувств, и это реально снижает тревожность и гипервозбуждение, позволяет начать взаимодействовать с окружающим миром без истерик и уходов в себя.

Но и нормотипичным детям может быть полезна сенсорная интеграция. В современном городе не хватает движения и разнообразных ощущений. Необходимые связи в мозге не формируются, и детям трудно сидеть за партой, слушать учителя, писать и читать.Учителя и специалисты бьют тревогу, и это правда огромная проблема! В этом случае хорошо совмещать работу нейропсихолога и сенсорного терапевта. После активной игры в сухом бассейне или с тактильными материалами мозг ребенка учится эффективнее обрабатывать информацию, что ведёт к большей собранности, эмоциональной стабильности и лёгкости в освоении новых, в том числе и академических, навыков.

В начале разговора о сенсорной интеграции мы заметили, что это профессиональный метод коррекции, поэтому в семейном центре будут работать сенсорные терапевты. Они проведут диагностику и предложат родителям индивидуальный план коррекционных занятий.

-7

Вся наша жизнь – лет до 7 – точно игра!

Теперь мы пройдём в комнату для игровой терапии. По-взрослому она называется комната для игровой терапии, центрированной на ребёнке по методу Гарри Лэндрета. Здесь вы найдёте песочницу с сухим и мокрым песком, игрушками, через которые можно выражать самые разные эмоции и проигрывать любые ситуации, возможности для рисования и лепки.

В рамках метода игровой терапии, центрированной на ребёнке, специалист создаёт для малыша безопасную и принимающую атмосферу, где тот получает полную свободу для самовыражения в игре.

Задача терапевта – не направлять, а с искренним интересом и эмпатией сопровождать, поддерживать и «возвращать» ребёнку его чувства и действия. Казалось бы, простое наблюдение и комментарий вроде «Тебе так важно ровно построить эту башню» могут вызвать у ребёнка мощный отклик. В этот момент он чувствует, что его наконец-то по настоящему увидели, обратили внимание на его подлинные интересы, что рождает глубокое чувство самоценности – «Я существую, и это важно».

Именно этот глубокий контакт и является основой терапии. Через безопасные игровые отношения ребёнок получает возможность символически проигрывать свои внутренние конфликты, страхи и травмы, будь то тревога расставания с мамой, ревность к брату или сестре или другие сложные переживания. Поскольку игра является для ребёнка естественным языком, он интуитивно находит в ней ответы на свои вопросы и способы исцеления, которые часто недоступны ему при вербальном обсуждении проблемы.

И в нашем семейном центре это будет уникальное игровое пространство, потому что в большинстве своём в игровых кабинетах, предлагаемых в аренду в городе, есть сухой бассейн, пара карандашей, бумага и – если повезет – коробка кинетического песка, а дальше игровой терапевт едет туда со своим чемоданом игрушек.

-8

Пространство под себя

– Мы говорили о пространствах, где предполагается наличие эксперта. Но начали-то мы с того, что центр семейный.

Прежде всего, наша задача показать, что осознанное родительство — это не про идеал, а про искренний интерес к внутреннему миру своего ребёнка, так, чтобы у родителя ни в коем случае не возникло чувство вины за то, что он где-то «недорабатывает». Пока ребёнок на занятиях, родитель может пойти в «коворкинг на подушках» и немного отключиться и отдохнуть с чашкой кофе. Чтобы родитель начал получать удовольствие от включённости в ребёнка и общения с ним, ему сначала нужно дать возможность подышать самому. Нет необходимости вовлекать всех членов семьи в каждый процесс против их воли. У нас будет много отличных занятий просто для детей, чтобы родители могли посидеть, выдохнуть и иметь хоть какое-то время для себя.

-9

– У меня в голове было, что осознанные родители – это те, кто абсолютно включён во все игры ребёнка.

Осознанный родитель умеет рассчитывать свой ресурс, он очень хорошо понимает, что как только его ресурс иссякнет, закончится примерно и вся нормальная жизнь в семье.

Всегда и во всём нужен баланс, и ничего сверх меры.

Да, мы предлагаем форматы, где можно прекрасно вместе провести время, узнать друг друга с разных сторон, и какие-то форматы будут только для родителей с детьми. И это реально углубляет отношения, раскрывает их с новой стороны, и это очень ценно и мало где есть.

Так, мы предлагаем программу «Домашний оркестр», где мы вместе растём в движении, музыке, игре, а ребёнок и родитель становятся партнёрами по творчеству и импровизации.

-10

На программу «Сенсорная кухня» можно приходить с малышами от года и вместе возиться со всякими сенсорными материалами и через структурированную игру постепенно выходить на более свободную, лепить из фасоли, песка, красивых камушков «печь тортики», «варить суп» и «звать гостей». Это одновременно и игра, и сенсомоторное развитие, которое является основным драйвером познания в раннем возрасте.

Одна из самых любимых наших семейных программ «Игра в глину» – это не про лепку поделок, а про диалог между вами и ребёнком на языке творчества. Мы сознательно отказываемся от задачи «слепить что-то красивое», чтобы освободить место для самого главного – процесса рождения совместных смыслов. Здесь вы не руководите, а соучаствуете: вместе придумываете миры, вместе пачкаете руки в глине и вместе проживаете самые разные сюжеты, которые возникают прямо здесь и сейчас. Через общую игру вы по-новому узнаёте друг друга: как ваш ребёнок ищет выход из «глиняной» проблемы, как он радуется или огорчается, а вы в это время учитесь поддерживать, не вмешиваясь, и понимать без лишних слов. Здесь укрепляется ваша связь, а ребёнок, чувствуя ваше доверие и искренний интерес, получает мощный импульс для эмоционального развития.

-11

Программа «Сказочная гримёрка» — это погружение в мир детской литературы и одновременно сюжетно-ролевая игра, где вы и ваш ребенок – главные соавторы сказки. Здесь вы научитесь оживлять книжные истории: вместе мастерить костюмы из подручных материалов, распределять роли и импровизировать.

Вы удивитесь, как просто создать волшебство из подручных средств дома! А ваш малыш в этом увлекательном процессе незаметно для себя разовьёт целый спектр навыков: от воображения и мелкой моторики при создании костюмов до умения работать в команде и находить нестандартные решения в самых неожиданных сюжетных ситуациях.

Мы будем проводить «Зарядки с родителями» – детско-родительскую программу, внешне похожую на совместные спортивные игры. Особенность зарядок в том, что их сопровождают одновременно тренер и психолог, а все упражнения направлены на укрепление доверия и взаимоподдержки в семье. В конце каждой зарядки дети играют, а психолог делится с родителями своими наблюдениями и организует рефлексию, которая несёт множество откровений и открытий для родителей и, по их отзывам, полезна для их семьи.

-12

В общем, программная линейка пополняется, и тем, кто живёт в Новой Москве, останется только выбрать самое приятное для себя.

И кстати, мы говорили, что в семейном центре родители могут отдыхать, могут вовлекаться в игру с ребёнком, но скажу ещё и о срединном варианте. Пространство центра позволяет родителям, которые уже привели детей на занятия, параллельно слушать лекции, беседовать о смысле этих занятий – почему выбраны именно такие, чем они отличаются от представленных на рынке, что можно вынести из них.

Можно будет прийти на тематические встречи с психологом, чтобы разобраться, что происходит с ребёнком. Такие специалисты, как детский и взрослый психолог, нейропсихолог, обязательно будут в семейном центре.

-13

Напоминание осознанному родителю

Не устаём повторять, что ребёнок до школы развивается в основном через игру. Если он воспринимает «развитие», которое вы ему даёте, как игру, он заберёт это в свой актив гораздо лучше и эффективнее.

Все наши игровые программы настроены и нацелены на развитие всех навыков, которые мы ожидаем увидеть у ребёнка к определённому возрасту.

Например, к 1 классу для успешного освоения программы любой школы главное – не обучение счёту до 10. На наших программах мы будем учить работать с пространством, логически мыслить, хорошо понимать, где право-лево, и верх-низ, чтобы крючки не путались на письме, будем укреплять пальчики, развивать, в том числе, крупную моторику, чтобы ребёнок потом мог сидеть на уроке и не тратить все силы, чтобы услышать учителя.

Мы готовы помочь как детям без выраженных особенностей, предлагая им занятия для широкого развития, так и тем, кто испытывает различные школьные трудности. В фокусе нашего внимания — дислексия, дисграфия, проблемы с адаптацией в коллективе и сложности с учебной мотивацией.

-14

Мы постоянно организуем развитие детей, но почти не проживаем период детства вместе с ними, а ведь это так здорово! Вспомните, что лучшая подготовка ребёнка к жизни — это умение проживать каждый её этап радостно и осмысленно. Найдите себя в таком осознанном родительстве и ощущайте радость открытий и лёгкости, эмоциональной встречи друг с другом.

Текст подготовила Лидия Ни