Уважаемые Коллеги!
Сегодня, 19 ноября, отмечается Международный день дефектолога. Команда проекта Инклюзивная СРЕДА поздравляет всех специалистов, связавших свою судьбу с дефектологией, с профессиональным праздником! Пусть Ваше мастерство и доброе сердце меняют жизни детей с особыми образовательными потребностями и их семей к лучшему, даря миру больше душевного света и тепла! Желаем Вам всегда быть в ресурсе и открывать новые методики и приемы, находящие отклик у Ваших подопечных.
Сегодня перед профильными научными институтами в области дефектологии и коррекционной педагогики, равно как и отечественными производителями учебного оборудования, стоит серьёзная задача – своевременно разрабатывать и передавать дефектологам новые продукты и технические решения, которые могут сделать Вашу работу еще эффективнее. И тем отраднее, что в умелых и чутких руках специалистов эти инструменты приносят результаты.
Не секрет, что для продуктивной диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной деятельности дефектологу требуется индивидуальное рабочее пространство и надежный арсенал инструментов. Сегодня мы хотим поговорить о том, каким должен быть современный кабинет дефектолога в ДОУ или учителя-дефектолога в школе.
Оснащение кабинета дефектолога регламентируется следующими нормативными документами:
- ФГОС, ФОП, ФАОП для обучающихся с ОВЗ,
- СанПиН 1.2.3685-21 (безопасность и гигиена), СанПиН 3.3686-21 (дезинфекция), СанПиН 2.3/2.4.3590-2О (водоснабжение).
- Рекомендации Министерства просвещения РФ по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования.
Главная задача при наполнении кабинета дефектолога — создать многофункциональное пространство, которое можно эффективно зонировать, чтобы каждый сегмент использовался для определенной деятельности.
- Диагностическая зона предназначена для обследования и тестирования детей.
- В учебной зоне проводятся индивидуальные или групповые коррекционно-развивающие занятия. Все чаще для ее организации используют профессиональные рабочие столы дефектолога, имеющие в своем составе интерактивное и компьютерное оборудование со специальным программным обеспечением, облегчающим процесс ведения документации.
- Зона для подвижных игр и сенсорной разгрузки – свободное пространство, где ребенок может восстановить силы после интенсивной нагрузки.
- Методическая зона используется для хранения учебных материалов, литературы, специализированных изданий, документации дефектолога.
- Может выделяться отдельная консультативная зона для взаимодействия с родителями.
Итак, что же должно быть в арсенале дефектолога?
- В первую очередь, мебель: удобная, безопасная и функциональная, оптимально - с закругленными углами. Шкафы, стеллажи и системы хранения должны быть устойчивыми или хорошо зафиксированными, а их нижние полки должны закрываться.
- Диагностические материалы и коррекционное оборудование (логопедические зонды, стерилизаторы, дыхательные тренажёры, зеркала для артикуляционной гимнастики и т.д.).
- Разнообразные методические и дидактические материалы (альбомы по развитию речи, система для обучения счету Нумикон, таймеры, наборы для изучения цветов, времени, геометрических фигур и т.п.)
- Игровые комплексы для развития когнитивных навыков и моторики, адаптированные игрушки, а также средства для сенсорной интеграции (конструкторы, мозаики, тактильные дорожки, балансиры и др.)
- Интерактивные развивающие комплексы и цифровые средства обучения. К этой группе можно отнести интерактивные логопедические столы, программы-тренажеры для формирования представлений ребенка о себе и окружающих, обучения чтению, письму, интерактивные логопедические зеркала и др.
- Средства альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК): PECS-альбомы, визуальные расписания, кнопочные многоуровневые коммуникаторы и планшеты с коммуникационным ПО.
Кроме вышеназванного, дефектологу может понадобиться более узкопрофильное оборудование, соответствующее специфике работы с детьми с определенной нозологией. Его всегда можно подобрать в каталоге:
Таким образом, несмотря на ряд жестких требований к санитарно-гигиеническим нормам и соответствию федеральным образовательным программам, оснащение кабинета дефектолога должно быть гибким и адаптивным, в идеале - актуализироваться под потребности детей с ОВЗ. Тогда такой кабинет станет действительно многофункциональной и современной «мастерской», где каждый инструмент работает на результат.
♥ Ваша Инклюзивная СРЕДА
#международный_день_дефектолога #копилка_дефектолога #Инклюзивная_СРЕДА #кабинет_дефектолога #кабинет_учителя_дефектолога #кабинет_дефектолога_в_школе #оформление_кабинета_дефектолога #оснащение_кабинета_дефектолога #оборудование_для_кабинета_дефектолога #требования_к_кабинету_дефектолога #что_должно_быть_в_кабинете_дефектолога