Почти два года назад поклонники китайского фэнтези услышали благую весть о начале съёмок "Песни водяного дракона" - чрезвычайно эпичного сериала о боевых искусствах, который "потрясёт небеса" и положит начало новому жанру под названием "сюанься". Жанр этот, как пишут на Baidu, объединяет всё лучшее из двух традиционных жанров: уся и сюаньхуань. По духу это боевые искусства с их "приземлённой праведностью", а по форме - "предельная романтика" фэнтези. Звездой революционного проекта был заявлен король костюмных сериалов Ло Юньси. Его фанаты с нетерпением ждали выхода проекта, а команда сериала подогревала их интерес интригующими кадрами с Лео в умопомрачительных костюмах. Да и не только фанаты Лео ждали - многих заинтриговало смелое заявление продюсеров о новом жанре и неслыханном размахе зрелища. То есть чтобы поразить китайцев, к масштабным зрелищам уже привыкших, проект должен быть действительно выдающимся. Так что на него возлагали большие надежды, тем более что в основу его лёг роман "Море невзгод" писательницы Тэн Пин, чья предыдущая работа, "Лотосовый терем", уже получила невероятно успешную экранизацию.
И вот, 24 октября 2025 года, состоялась наконец долгожданная премьера 40-серийного проекта, а буквально на днях показ завершился со счётом 5.7 балла на Douban. Маловато по сравнению с "Лотосовым теремом", я даже полезла смотреть отзывы, чтобы понять, что китайцам не понравилось. Но, как ни странно, отзывы-то очень хорошие! "Просто шедевр!", "Оправдал все ожидания"! - и таких большинство. И, в общем-то, я не удивлена. Сериал действительно оправдал ожидания, и если подходить к оценке беспристрастно, то это никак не 5, а скорее 7-8 баллов из 10. Видимо, опять хейтеры - что ж, у Лео их много, такова изнанка славы. Сразу скажу, я не его поклонница, но снижать оценку всему проекту из-за того, что продюсеры не угодили с выбором актёра... Я бы подобных "критиков" к оценке не допускала, только вот как их отсеять, это пока вопрос. Ещё есть версия - романтики некоторым не хватило, хотя Тэн Пин любовными романами вроде и не славится, странно было этого ожидать. Ну да ладно, имеющий глаза увидит, как говорится. А имеющий уши - услышит и оценит великолепный OST. Много там прекрасного. Вот с описания красот и начну.
Сказать, что в сериале замечательные костюмы, декорации и спецэффекты - это не сказать ничего. Визуальная часть там живёт своей жизнью, создавая как бы отдельный смысловой пласт, являясь самостоятельной ценностью. Ближайшая аналогия здесь - "Возрождение великой мечты", которое многие смотрели, наверное, только ради завораживающей красоты. В обзоре "Возрождения" я писала о "визионерском искусстве", то есть самодовлеющей зрелищности, которая даже в сюжете не сильно нуждается, но как бы приоткрывает зрителю окно в "иные миры". В "Водяном драконе" этот визионерский аспект тоже присутствует. Ведь тема иных миров для этого проекта тоже актуальна, особенно для главного героя. Всё, с ним связанное, поражает яркостью, креативностью, изысканностью - например, костюмы, которых он меняет в течение сериала несколько десятков. Пишут, что всего было создано 244 костюма главных героев и, подозреваю, не меньше трети из них - для персонажа Лео. Но костюмы - это ещё что, а спецэффекты в боевых сценах! Иной раз было ощущение, что не сериал смотришь, а играешь в одну из китайских видеоигр, которые сейчас популярны у молодёжи в всём мире. Genshin Impact, Honkai и подобное. Видимо, продюсеры решили, что если приблизить сериалы по уровню спецэффектов к игровым хитам, это поможет их продвижению на международный рынок. Что ж, посмотрим😊.
Боевым навыкам главного героя нет равных в мире сериала, и спецэффекты это доказывают очень убедительно. Сцены сражений долгие, тщательно проработанные и смотрятся как отдельные произведения искусства вроде видеоклипов, состоящих на 90% из CGI, с одной-единственной реальной фигурой актёра в центре. Но даже фигура эта снабжена кучей графических деталей. Графика по большей части приличного качества, хотя местами мне лично не хватало объёма. С глубиной их специалисты по эффектам пока не очень, на мой взгляд, справляются, да и как бы "живые" объекты живыми не выглядят, например, гигантские гуси. Зато чёткость изображения, изысканность рисунка - просто заглядение! Все, что касается художественной стороны, восхитительно. Например, в бою герой часто использует таких полупрозрачных драконов - отсюда и название, наверное. Так вот, они прекрасны! А медное "дерево" - какой чудесный сюрреализм, что-то подобное я видела только в музее современного искусства. А красная марсианская растительность в городе Владыки мечей - пришло же кому-то такое в голову! Я бы художникам отдельную премию вручила за креатив.
И ещё хочется отдельно остановиться на том, как интересно визуальная часть подчёркивает некоторые неявные смыслы и аналогии, заложенные в сюжете. В описании сериала сказано, что костюмы, реквизит и декорации разработаны в соответствии с эстетикой разных династий китайской цивилизации (что уже предполагает эклектику), а сюжет передаёт "рыцарский дух конфуцианства, буддизма и даосизма". Но не знаю как китайский, а западный зритель увидит в эстетике сериала ещё и отчётливый христианский элемент, и даже намёки на античность. И это не случайно, ведь параллели с наиболее влиятельными мифологиями Запада прослеживаются и в сюжете: небесный мир населён сущностями вроде богов, а в герое и его матери видны черты Иисуса и Богородицы. Но это сюжетно, а визуально, в состоянии "апофеоза" - то есть в данном случае, в максимальной боеготовности - он скорее архангел Михаил, изображённый в стиле "христианский китч": гигантские золотые крылья, нимб вокруг головы... Такое, знаете, видение верующего хиппи после забористого косячка🤣. Вообще, с мировыми религиями художники не церемонятся: помимо боевого архангела, там есть ещё буддист в голубом вместо традиционного шафранового - полный нестандарт и дикая эклектика, но когда китайцев это смущало?😆
Наверное, такая безудержность может покоробить тонкий художественный вкус, воспитанный на высокой классике, но любители китайского кино и сериалов люди бывалые🤣 и привычные уже к манере китайцев смешивать всё в пёструю и яркую кучу. Я креатив оценила, думаю, большинству наших зрителей тоже зайдёт. Вообще, когда показали первые серии, некоторые зрители, и в Китае, и у нас, жаловались, что из-за мощного доминирования визуальной части трудно уловить сюжет. И действительно, там с самого начала что-то происходит, какие-то эпичные сражения, зрителя буквально бомбят спецэффектами без особых разъяснений, и только серии к пятой начинает вырисовываться какой-то сюжет. Но к десятой уже основательно затягивает. Мне бы, в принципе, и визуала хватила, смотрела бы, как музыкальный клип, не вникая. Но на удивление, посмотрев четверть сериала, понимаешь, что сюжет-то не абы какой, а увлекательный. К такой-то картинке, да ещё и сюжет, это же прямо роскошь!
Так вот, сюжет. Как и в "Лотосовом тереме", здесь имеется детективный элемент. На свадьбе происходит массовое уbийство, мертвы все, кроме невесты. Она свидетель. На её глазах таинственный музыкант с пипой уbивает гостей с помощью музыкальной техники, в которой опознают боевой метод башни Чжоуди - небольшой боевой секты в цзянху, типа "ансамбля" из четырёх музыкантов-бойцов. Но эта секта исчезла 4 года назад. Самая крупная и влиятельная организация цзянху, Союз меча, расследует это дело и выходит на одного из участников распавшегося ансамбля, Тан Лицы. Этот человек весьма странный, многие подозревают его в том, что он - реинкарнация главного врага всего цзянху, злого мага-разрушителя Ицюэ Иньяна, который был уничтожен совместными силами цзянху за 10 лет до событий. Он, правда, уже взрослый, но что мешает злодею занять новое тело? Дело в том, что у Тан Лицы золотая метка на лбу, такая же, как была у колдуна. И происхождение его очень тёмное, а он еще утверждает, что и сам не всё помнит о себе. Глава башни Чжоуди, Фан Чжоу, подобрал его без сознания, без памяти и почти не умеющего говорить, принял в коллектив и научил всему, что знал сам. Вот только Фан Чжоу уже 4 года как мертв, а другой ученик башни Чжоуди, лекарь Лю Янь, стал лютым врагом Тан Лицы, считая, что тот виновен в смерти старшего. И именно он старается испортить репутацию бывшему брату по учёбе и натравить на него всё цзянху.
И всю первую часть сериала Тан Лицы доказывает, что он не верблюд не Ицюэ Иньян и намерения у него самые добрые. Ведь мудрый Фан Чжоу учил его только хорошему. А вот Лю Янь, видимо, забыл, чему его учили, и основал тёмную секту под названием "лавка Фэнлю", которая распространяет страшный наркотик: пилюли зла, от которых люди сходят с ума и погибают. Так что в итоге Тан Лицы помогает Союзу меча расследовать распространение наркотика. И понемногу цзянху убеждается, что их главный враг - лавка Фэнлю, а не Тан Лицы. Только в самой лавке тоже не все просто, за Лю Янем стоит кто-то более могущественный, но кто и какие у него цели? Во второй половине сериала Тан Лицы выясняет всё это, и то, что он узнаёт, заставляет его обратиться к собственному прошлому... Он вспоминает, где, как и зачем рождён - и понимает, что ему нужно сделать. В последней серии тоже происходит интересный и неожиданный поворот. Ну и сам финал - невозможно определить однозначно, ХЭ это или нет. Кто-то сильно разочарован, кто-то наоборот доволен. Я, наверное, отношусь к последним. Для меня финал практически счастливый - хотя бы в количественном смысле.
А дальше хотелось бы поговорить о персонажах и взаимоотношениях между ними, потому что это на самом деле и есть самое интересное, трогательное и "цепляющее". И здесь же немного об актёрах, конечно. Осторожно, тут могут быть спойлеры! Несмотря на очень слабую романтику, сильных эмоций у персонажей много. Китайские авторы, и Тэн Пин, в частности, отлично умеют показать глубокую духовную связь и между людьми одного пола - причём без всяких двусмысленностей: культура побратимов существует в Китае с древности, соученики одной боевой школы также могут считать себя братьями или сёстрами, а также родственными душами, преданность слуги господину, а ученика учителю может быть безграничной - в китайской традиции представлено много типов такой тесной связи. Такого рода отношения связывают и учеников башни Чжоуди. И Тан Лицы, и Лю Янь буквально боготворят своего старшего, Фан Чжоу. Для Тан Лицы он главный человек в его жизни: друг, наставник, пример во всём. Сбежав в "нижний" мир от беспросветного существования в качестве инструмента в мире Небесном, Тан Лицы встретил того, кто сделал его человеком и, в конечном итоге, определил его выбор в финале. Так доброта и праведность Фан Чжоу спасла человечество.
На протяжении всего сериала чистый образ Фан Чжоу как бы озаряет жизненный путь героя, являясь ему в умиротворяющих снах и воспоминаниях. Тан Лицы и живёт-то надеждой, что ему удастся вернуть старшего - кто ещё это сможет, если не он с его уникальными способностями? Но жизнь продолжается: он находит новых преданных друзей, людей которым нужна его помощь - и раздаёт им себя без остатка, защищая ценой собственного здоровья и благополучия. Потому что только его сила в этом мире способна противостоять пробуждающейся силе могущественного врага. Он был создан как надежда для богов, но стал надеждой людей, их спасением. Это такое специфическое переосмысление истории Спасителя, человека, рождённого с высшим предназначением - но здесь он вынужден самостоятельно догадываться о сути этого предназначения. Его окончательное решение, принятое под влиянием образа старшего друга, и стало разгадкой тайны его предназначения, поэтому финал не трагичный, а скорее сакрально-величественный. По сути, это и есть момент настоящего апофеоза героя. Про исполнителя главной роли скажу коротко: Ло Юньси создан для таких ролей, это на 100% его амплуа. Он смотрится в ролях "жертвенных" персонажей максимально эффектно, а его балетная грация помогает сделать образ ещё более привлекательным.
Однако именно желание вернуть Фан Чжоу становится причиной недопонимания и раздора между Тан Лицы и Лю Янем, и тот, стремясь отомстить Тан Лицы, обращается ко злу. Вот трансформации Лю Яня, как они показаны в сериале, мне кажутся не очень правдоподобными. В смысле, из члена праведной секты и преданного друга он вдруг превратился в беспринципного уbийцу невинных, распространителя ядов, одержимого местью? Да, к середине сериала становится понятно, что там не обошлось без внешнего влияния, но всё же странно. Слишком уж он убедителен как злодей, слишком увлечённо творит безобразия, вот прямо от души. А потом - такая же резкая обратная трансформация в последних сериях, когда он понимает, что был неправ. Как будто от гипноза очнулся. Да ещё и раскаивается так искренне: груз содеянного просто сводит его с ума, он отчаянно хочет искупить вину... Так а не было варианта просто этого всего не делать? Видимо, он и правда был под каким-то гипнозом, но для зрителя это не очевидно. Однако это недостаток исключительно сценария, а вот актёрская игра Фан Илуня наоборот слишком хороша! Как ни странно, этому персонажу я сопереживала больше всех: даже когда он делал гадости, видно было, как он страдает. Всё-таки Фан Илунь - прекрасный актёр!
Вообще, беспрецедентное количество замечательных актёров на второстепенных ролях - ещё одна сильная сторона сериала. Вот, скажем, Сяо Шуньяо в роли профессионального уbийцы Шэнь Ланхуня. Тан Лицы выкупил его у прежнего "работодателя", хозяина таинственной башни Шисань. Шэнь Ланхунь суров, немногословен и перемещается с помощью телепортации😄 - это особое "теневое" искусство, наверное, из-за этого навыка он и понадобился Тан Лицы. Сначала уbийца служит герою как наёмный работник, но вскоре входит в круг близких друзей. Сяо Шуньяо в этой роли очень эффектен, как и всегда, но всё же роль Ди Фэйшена была больше, ярче и выигрышнее. По-прежнему жду для него главной роли, где его уникальная харизма наконец засияет в полную силу. Его бессменный напарник, тоже близкий друг Тан Лицы - мастер цингуна Чи Юнь (Облачко) в исполнении актёра Ао Цзыи. Актёр отлично воплотил очаровательный образ слегка наивного, но отважного, дерзкого и очень активного юного персонажа. Кстати, костюм, прическа, навыки и даже отчасти имя этого героя всю дорогу напоминали мне о персонаже другого известного сериала😊 - наверное, это распространённый типаж, все мастера цингун в уся выглядят примерно так, но в моих глазах это добавило баллов привлекательности персонажу😂.
Хотя персонажей второго плана можество, их сюжетные арки не слишком проработаны, Шэнь Ланхунь и Чи Юнь имеют свои истории и свои цели, но по ходу сюжета они как-то отходят на второй план, а потом вообще становятся не важны... но это и к лучшему😊. Истории остальных персонажей ещё более эпизодичны - на них просто времени нет. Так, величественный буддист в голубом, господин Пучжу (актёр Ян Шицзэ), тоже скрывает весьма интересное прошлое, и его даже показывают, но как-то не очень внятно. Зато в настоящем у него флирт с таинственной дамой под вуалью, и их история - одна из немногих более-менее отчетливых романтических линий сериала, но она оставляет горькое послевкусие... Нет, героям цзянху, да ещё и в смутные времена, романтика противопоказана. Вокруг главного героя, кстати, тоже вьётся таинственная девушка с исцеляющей кровью - та самая невеста-свидетельница. А Чи Юнь находит свою пропавшую невесту, только чтобы узнать, что она в другом лагере... Но ни у кого из них ничего не складывается. Однако женские персонажи в сериале и вне романтики весьма интересные. Хотя и создаётся впечатление, что почти все они посланы мужчинам на погибель😂. Эффектная и независимая Сифэн Тао (актриса Яо Чэнь)- то ли влюблённая, то ли коварная лгунья, а скорее всего, и то, и другое. Тихая, кроткая и заботливая А-Шуй (актриса Линь Юнь) - кто она на самом деле? Доблестная и безответно влюбленная, но наивная героиня Чжун Чуньчжи (актриса Бао Шанэнь) становится орудием манипуляторов... Только Красная девушка (актриса Цзян Чжэньюй) дарит любимому чистую преданность, но ей это счастья не приносит...
Есть ещё пара отрицательных мужских персонажей, помимо Лю Яня. Во-первых, загадочный Гуй Мудань - Призрачный Пион (актёр Сюй Чжэнси). Невероятно колоритный персонаж - любитель оперы, коллекционер масок и странных живых кукол. Изо всех сил пытается почувствовать вкус жизни, но с этим у него проблема. Кто он, откуда пришёл, как связан с колдуном - вот тут, честно, моего воображения не хватило, чтобы осмыслить всю эту эзотерику: память от одного, душа от другого... Когда это обсуждали, мой мозг взорвался🤯. А вот сыграл Сюй Чжэнси великолепно! У него получился такой печальный клоун с ярко раскрашенным лицом и глазами, из которых смотрит пустота... Потом хозяин башни Шисань, тоже человек непростой, с ярким прошлым - актёр Ван Илунь. Ну, он, как всегда, ходячая харизма. Персонаж весьма интересный, но, к сожалению, показывают его эпизодически, мне его на экране не хватило. Из положительных персонажей уже третьего плана запомнился также глава клана Ваньюй, живущий где-то в полярных льдах - его сыграл Чан Хуасэнь. Он там такой степенный и величественный.
А за немногочисленные юмористические моменты сериала отвечал бойкий блондинчик, которого в комментах сразу прозвали Снеговичком за его морозное колдовство - актёр Бай Шу. Кстати, у него там была ещё подружка - великая целительница в исполнении 16-летней Айми. Забавно было видеть, как Ло Юньси, который ей в отцы годится, почтительно обращается к ней "старшая", так как по сюжету она старше него😁. Среди актёров возрастом постарше выделялся Цю Синьчжи в роли главы Союза меча, мастера Шао. Очень обаятельный персонаж, один из тех, кто всегда верил Тан Лицы и поддерживал его. И это ещё далеко не все персонажи и актёры, я перечислила только самых-самых ярких. В общем, грандиозный проект получился и, несмотря на некоторые невнятности сюжета, в целом достойный. И он действительно производит впечатление чего-то эпохального, поворотного момента в индустрии. Авторы заявили о новом жанре - и они его действительно создали: это максимально фантасмагорическое, волшебное уся - то есть цзянху, герои, боевые искусства - и тут же терабайты компьютерной графики, немыслимые трюки и способы перемещения героев - что там обычные "летающие китайцы", тут телепортация в ходу! А также интересные способы съемки и нестандартные ракурсы - операторская работа очень крута.
И под конец пара слов о музыке, не могли же создатели сериала оставить этот аспект без внимания. Моя любимая композиция - это нежная, изысканная тема Фан Чжоу, звучащая в сценах воспоминаний Тан Лицы. Его боевая песня тоже шикарна. И ещё множество очень красивых песен, планирую найти где-нибудь OST сериала в хорошем качестве. В общем, какова бы ни была оценка, думаю, этот проект должен войти в десятку самых популярных сериалов года. Хотя некоторые критики говорят, что ничего принципиально нового ни с содержательной точки зрения, ни со стороны актёрских работ мы в этом сериале не увидели. Ну а зрелищность, поразительная даже для китайских зрителей - это разве не прорыв? И "благая весть" для нас тут на самом деле в том, что отныне китайская индустрия будет ориентироваться на новый эталон жанра фэнтези, а значит, зрителя ждут всё более головокружительные аттракционы. Главное - в погоне за эффектами не потерять сюжет и очарование актёрской игры. Но "Песнь водяного дракона" соблюдает баланс между всеми этими компонентами, так что её, безусловно стоит смотреть.
Всех, кто уже посмотрел, или только начал, или заканчивает, или вообще не собирается смотреть "Песнь водяного дракона", приглашаю к обсуждению!