Найти в Дзене
Raylab

Ошибки новичков при съёмке на белом фоне

Фотосъёмка на однотонном белом фоне — классика коммерческой, портретной и предметной фотографии. Однако эти фотосессии не так просты, как кажется со стороны. В этом материале разберём, с какими трудностями может столкнуться начинающий и как избежать ошибок, чтобы получить качественные фото на белом фоне. Самая частая ошибка при работе с белым фоном связана с постановкой света. Причем она одинаково типична и для предметки, и для съёмки людей. Когда опыта мало, а ламп немного, кажется логичным поставить человека на белый фон, подсветить его спереди единственным источником света — и считать задачу выполненной. На практике, в зависимости от размеров помещения и мощности лампы, могут возникнуть два сценария: либо на белом фоне появляется тень от объекта, либо сам фон выглядит серым или тёмным. Чтобы фон оставался белым, а объект — чётким и проработанным, нужны минимум два источника света: один направлен на человека, второй — располагается за спиной модели и светит на задник. Стремясь к и
Оглавление

Фотосъёмка на однотонном белом фоне — классика коммерческой, портретной и предметной фотографии. Однако эти фотосессии не так просты, как кажется со стороны. В этом материале разберём, с какими трудностями может столкнуться начинающий и как избежать ошибок, чтобы получить качественные фото на белом фоне.

Фото на белом фоне выглядят очень просто, но часто вызывают проблемы у начинающих / Иллюстрация: Алиса Смирнова
Фото на белом фоне выглядят очень просто, но часто вызывают проблемы у начинающих / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Пытаться засветить и фон, и объект одной лампой

Самая частая ошибка при работе с белым фоном связана с постановкой света. Причем она одинаково типична и для предметки, и для съёмки людей. Когда опыта мало, а ламп немного, кажется логичным поставить человека на белый фон, подсветить его спереди единственным источником света — и считать задачу выполненной.

На практике, в зависимости от размеров помещения и мощности лампы, могут возникнуть два сценария: либо на белом фоне появляется тень от объекта, либо сам фон выглядит серым или тёмным.

Чтобы фон оставался белым, а объект — чётким и проработанным, нужны минимум два источника света: один направлен на человека, второй — располагается за спиной модели и светит на задник.

Минимальная схема света для съёмки на белом фоне / Иллюстрация: Алиса Смирнова
Минимальная схема света для съёмки на белом фоне / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Засвечивать фон сильнее, чем объект

Стремясь к идеально белой поверхности, новички нередко переусердствуют с фоновым светом. В результате он превращается в полноценный контровой, а сам фон — в гигантский отражатель, который «бьёт» светом модели в спину. Если при этом мощность ключевого света недостаточна, объект теряет детализацию и уходит в темный силуэт.

Готовый кадр часто выглядит вот так / Иллюстрация: Алиса Смирнова
Готовый кадр часто выглядит вот так / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Как избежать этой ошибки? Настраивая мощность света, в первую очередь следите за тем, чтобы главный объект был хорошо проработан, и только затем добавляйте фоновый свет.

Неравномерно освещать фон

Ещё одна типичная проблема — неравномерное освещение фона. Кстати, это актуально и для примера выше: если присмотреться к кадру, вы увидите, что левая часть задника светлее, чем правая. Так происходит потому, что источник фонового света стоит слева и светит по диагонали: часть света рассеивается, и фон выглядит неоднородно.

Чтобы избежать этого, лучше использовать три источника света: один, направленный на модель, и два — на фон.

Два одинаково настроенных источника, расположенных симметрично, дают ровное освещение фона / Иллюстрация: Алиса Смирнова
Два одинаково настроенных источника, расположенных симметрично, дают ровное освещение фона / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Если второй лампы или вспышки у вас нет, можно использовать серебряный отражатель: расположите его с одной из сторон от модели и направьте на фон.

Ставить объект слишком близко к фону

Распространенная ошибка новичков — ставить объект или человека практически вплотную к фону. Это создаёт сразу несколько проблем: усиливается отражённый фоновый свет, появляются нежелательные блики, а при ограниченном пространстве тени могут падать прямо на фон.

Лучшее решение — по возможности отодвигать объект дальше от задника. Это сделает картинку чище и качественнее.

Брать слишком маленький по ширине фон

Ещё одну ошибку новички часто совершают на этапе подбора однотонного белого фона: берут маленький бюджетный вариант.

Эта экономия неоправданна и оборачивается неудобствами. Узкий, короткий фон ограничивает ракурсы, не дает модели свободно двигаться и почти всегда провоцирует появление теней на стенах.

Для комфортной работы лучше сразу брать достаточный размер:

Пытаться сделать белый фон в фотошопе

Поверьте, идея «снять где угодно, а потом вырезать и вставить на белый фон в фотошопе» заманчива только на словах. Да, современные графические редакторы хороши, но пестрый задний план, пряди волос, пальцы и мелкие детали часто выделяются некорректно.

Чтобы добиться достойного результата, который можно использовать, потребуется ручная работа дизайнера — и она нередко выходит дороже аренды фотостудии или покупки бумажного фона.

Ошибки по балансу белого — частая и очень неприятная история для начинающих. Чтобы кадр на белом смотрелся гармонично, фон должен быть именно белым, а не желтоватым, синеватым или розоватым.

Когда фон желтоватый, весь снимок выглядит грязным и неряшливым / Иллюстрация: Алиса Смирнова
Когда фон желтоватый, весь снимок выглядит грязным и неряшливым / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Здесь важно контролировать две вещи:

  1. Баланс белого, который нужно подстраивать под освещение. Если вы работаете с импульсным светом, подходит стандарт «солнечного дня»: когда температура вспышек повторяет температуру прямого солнца — 5500 К. Для постоянного света можно настроить лампы на ту же температуру.
  2. Цветовая температура источников света. Чтобы получить хороший баланс белого нужно, чтобы все источники в схеме были настроены одинаково. Смешанный свет — большая проблема при съёмке на белом фоне, и новичкам лучше его избегать. А подробнее о том, как приручить смешанный свет, мы писали здесь.

Циклиться на выбеливании фона

Начинающие фотографы порой тратят слишком много времени на борьбу за «идеальный» белый фон. Хотя смысла в этом нет, ведь главная цель съёмки — объект, а не задний план.

Лёгкая серость допустима и никак не мешает восприятию кадра. Стремитесь к тому, чтобы у фона не было паразитных оттенков, но если он слегка темнее белого, в 95% случаев это нормально.

Чуть сероватый фон и идеально белый фон, дотянутый на постобработке / Иллюстрация: Алиса Смирнова
Чуть сероватый фон и идеально белый фон, дотянутый на постобработке / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Для идеального белого фона нужно очень большое помещение, мощные лампы и приличный опыт, который не даст совершить других ошибок. Как мы уже говорили, пересветить его проще простого, и он тут же превращается в контровой свет.

Если всё же нужен «идеал», фон всегда можно довести на постобработке — выделить и осветлить его, используя кривые или другой инструмент.

Хотя на самом деле слегка затемнённая картинка — не техбрак, и её вполне можно использовать в интернет-магазине. Сейчас такой приглушенный фон выглядит даже естественнее, интереснее по сравнению с раздражающе «стерильными» кадрами.