Найти в Дзене
Невозможный диалог

Есенин о родине. Почему её любят издалека

Литературное кафе на Тверском бульваре. За столиком у окна сидит человек в расстёгнутой рубахе, задумчиво смотрящий на осенние деревья. Сергей Есенин — поэт, создавший в русской литературе образ идеальной деревенской России, символ "голубой Руси". Я, конечно, не верю, что это возможно, но что-то в его манере произносить "клён заледенелый" заставляет меня достать диктофон. Сергей Недоверов: Сергей Александрович, вы создали в поэзии образ идеальной деревни — берёзы, клёны, низенькие избы. Но сами сбежали оттуда при первой возможности. Как это объяснить? Есенин: (усмехается) А вы полагаете, что любовь требует постоянного присутствия? В русской литературе издавна воспевали то, что терялось. Художественный образ родины рождается именно на расстоянии. Там, в деревне, я видел грязь и убогость. А в Москве вижу только белые берёзы и материнские руки. Искусство имеет право на такую правду. Сергей Недоверов: То есть это сознательная идеализация? Есенин: И да, и нет. Я тосковал не по реальной дере
Оглавление
Есенин о родине
Есенин о родине

Литературное кафе на Тверском бульваре. За столиком у окна сидит человек в расстёгнутой рубахе, задумчиво смотрящий на осенние деревья. Сергей Есенин — поэт, создавший в русской литературе образ идеальной деревенской России, символ "голубой Руси". Я, конечно, не верю, что это возможно, но что-то в его манере произносить "клён заледенелый" заставляет меня достать диктофон.

📜 Парадокс поэта

Сергей Недоверов: Сергей Александрович, вы создали в поэзии образ идеальной деревни — берёзы, клёны, низенькие избы. Но сами сбежали оттуда при первой возможности. Как это объяснить?

Есенин: (усмехается) А вы полагаете, что любовь требует постоянного присутствия? В русской литературе издавна воспевали то, что терялось. Художественный образ родины рождается именно на расстоянии. Там, в деревне, я видел грязь и убогость. А в Москве вижу только белые берёзы и материнские руки. Искусство имеет право на такую правду.

Сергей Недоверов: То есть это сознательная идеализация?

Есенин: И да, и нет. Я тосковал не по реальной деревне, а по той, которая жила в моей памяти ребёнком. По тому раю, которого, возможно, никогда и не было. Литература позволяет сохранить тот образ, который реальность уже разрушила.

🍂 Голубая Русь

Сергей Недоверов: (забывается, увлекаясь) Современные люди бегут из малых городов, но потом всю жизнь по ним тоскуют. Это та же история?

Есенин: Та же, сударь! Только теперь это называется урбанизация. В культуре начала века это звали "отрыв от корней". Человек уезжает за возможностями — и понимает, что потерял нечто невосполнимое. В классической русской литературе эта тема проходит красной нитью — от Гоголя до Бунина. Мы бежим из гнезда, а потом мучительно вспоминаем его тепло.

Сергей Недоверов: Но если вернуться — разочаруешься?

Есенин: (с горечью) Вот именно! Я возвращался в Константиново несколько раз. И каждый раз деревня становилась чужее. В этом проклятие творческого человека: родина существует только в стихах, только в памяти.

🌾 Расстояние как условие любви

Сергей Недоверов: Вы создали образ "голубой Руси" — это же культурный миф? Идеализированная Россия, которой не существовало?

Есенин: Называйте как хотите — миф, идеализация. Но разве искусство должно документировать действительность? В поэзии того времени мы создавали не фотографию России, а её душу. Моя деревня была голодной и грязной. Но в ней было то, что исчезло с индустриализацией — связь с землёй, с вечностью. Я воспел не быт, а бытие. Не избу, а чувство дома, которое уходит из современной культуры.

Сергей Недоверов: (задумчиво) И это чувство сильнее у тех, кто уехал...

Есенин: Потому что они знают цену потере. Тот, кто остался, видит только навоз. А тот, кто уехал — видит литературу своей жизни, главы, которые не перечитать. Это тоска по собственной молодости, по времени, когда был целостным.

💭 Вечная тема литературы

Сергей Недоверов: Ваша "голубая Русь" повлияла на то, как миллионы представляют русскую деревню. Культурный образ стал важнее реальности.

Есенин: (серьёзно) Да, искусство создаёт новую реальность. Мои стихи о деревне написаны городским поэтом для городских читателей. Это ностальгия, упакованная в культурный код для тех, кто тоже потерял связь с землёй. Парадокс русской литературы: самые сильные тексты о народе создавали те, кто от народа оторвался.

Сергей Недоверов: Изменилась ли природа тоски по родине за столетие?

Есенин: Чувство — нет, форма — да. В культуре моего времени разрыв с малой родиной переживался как маленькая смерть — "край ты мой заброшенный". Сейчас можно вернуться в любой момент, и потому тоска становится хронической. Вы не теряете родину окончательно, но и не обретаете её заново. Вечные темы литературы потому и вечные, что не устаревают. Меняется декорация, а сердце бьётся в том же ритме.

Сергей Недоверов: Если бы могли переписать биографию — остались бы в деревне?

Есенин: (долго молчит) Нет. Потому что тогда не было бы стихов. Искусство рождается из разрыва, из боли, из невозможности вернуться. Творчество требует жертв. Моя жертва — невозвращение в рай. Но зато я этот рай сохранил в литературе навсегда.

(Сергей Недоверов откладывает диктофон, понимая, что только что услышал объяснение собственной тоски по городу детства)

Что ж, кажется, этот невозможный диалог все-таки состоялся. Есенинская "голубая Русь" по-прежнему живёт в культурном сознании — не как реальность, а как вечная ностальгия по утраченному раю. Литература доказывает: самую сильную любовь к месту испытываешь на расстоянии, когда реальность уступает памяти, а память — творчеству. Классическое наследие учит: иногда нужно потерять родину, чтобы обрести её навсегда — в стихах, в сердце, в культуре.

👉 Оставьте комментарий и лайк, подпишитесь! Расскажите, с кем бы вы хотели увидеть следующий «невозможный диалог»?

👀 А хотите короткие диалоги, которые не публикуются в Дзен? Присоединяйтесь в наш Телеграм.