Одним душным калифорнийским днем, стоя в безнадёжной пробке из-за очередных дорожных работ, белый мужчина средних лет не выдержал и психанул. Бросил свою старую колымагу и отправился в своеобразную Одиссею по Лос-Анджелесу, чтобы символически вернуться домой, к бывшей семье, в день рождения дочери.
Уильям Фостер - типичный стопроцентный американец. Неприметная внешность офисного клерка, "белого воротничка": отглаженная рубашечка с коротким рукавом, галстук неброской расцветки, строгие брюки, потертые туфли, неизменный в 80-90-е кейс-"дипломат", очки a la nerd, то есть "ботан". Казалось бы, где этот тихий, законопослушный гражданин - и где идущий вразнос бунтовщик, бросившийся "во все тяжкие"?
Главное достоинство "С меня хватит!" - яркое изображение стихийного бунта "маленького человека". Фостер - не Че Гевара, он всегда следовал правилам, работал на оборонном предприятии, гордился США. Есть известная фраза из школьной программы по литературе - "среда заела". Так вот Фостера среда заедала-заедала, пока в душный, знойный день его не прорвало и копившаяся годами фрустрация не вырвалась наружу как раскаленная лава.
Фостеру не нравится, что он, подлинный американский патриот, чьи предки строили эту страну, не чувствует себя в Америке полноценным человеком. А когда внутри долго назревал экзистенциальный кризис, любая мелочь вроде дорожной пробки может стать катализатором взрывной реакции, которая становится все мощнее по ходу Одиссеи Уильяма Фостера.
Он хочет разменять доллар, чтобы позвонить бывшей жене (на дворе начало 90-х), но хозяин магазинчика, неприятный азиат, отказывает ему и требует покупку, хотя только что высыпал в кассу груду мелочи. Уильям выбирает банку самого американского продукта - Coca Cola, но цена задрана настолько, что сдачи не хватит на звонок, а торгаш с ломаным английским ведет себя откровенно по-хамски. И тогда Уильям выходит из себя, вырывает у азиата биту и громит его заведение. Не забыв заплатить за напиток "справедливую" цену - он же не грабитель, а просто рассерженный потребитель.
Не успел Фостер отдышаться, как к нему придирается местная шпана. Наглые подонки-латино чувствуют себя уверенно, ведь их двое, в руках у одного нож-бабочка, а против них - очкарик средних лет в рубашечке и галстуке. Они не учли одного - у Фостера неудачный день, психика на взводе и бита в руке. Получив сдачу, храбрецы, естественно, пускаются наутек, чтобы отважно звать на помощь подмогу и вооружиться автоматами... Но Фостера уже не остановить. Он идет домой, на день рождения дочки.
Этот фильм, один из самых успешных в крайне неровной карьере режиссера Джоэля Шумахера, вызывал и по сей день вызывает споры и самые полярные мнения. Левые либералы ненавидят ленту Шумахера и особенно ее героя. Как они только не называют Фостера - и расистом, и фашистом, и сексистом, и белым супрематистом.
Я называю Фостера нормальным человеком, доведенным до отчаяния при виде того, как загнивает и тускнеет тот образ жизни и тот образ Америки, который складывался весь XX век. На глазах Фостера происходит самое страшное для американца - гибель первоосновы, пресловутой "американской мечты". Америка - страна возможностей, главное - равных возможностей. Живи по закону, усердно работай, проявляй смекалку и инициативу, и все у тебя сложится. Твое благополучие в твоих руках, как гласит протестантская этика белых переселенцев, которые основали сегодняшние США.
Фостер всю жизнь именно так делал - и что теперь? Его сократили после долгих лет работы, на каждом шагу его унижают торгаши-мигранты, шпана из этнических банд, высокомерные представители высшего сословия, корпорации, наживающиеся на обычных американцах, коммунальные работники, устроившие пробку из-за бессмысленных дорожных работ, затеянных ради коррупционного освоения бюджета.
Что ж, теперь "униженный и оскорбленный" рядовой американец знает чем и как ответить обидчикам...
Мой любимый эпизод "С меня хватит!" - визит Фостера в фаст-фуд ресторан. Фальшивые улыбки на кассе, издевательски вежливый отказ подать завтрак из-за секундного опоздания вызывают гневную реакцию Фостера. "Клиент всегда прав!" - говорит он, достает автомат и понимает, что теперь клиент действительно всегда прав. Кольт и доброе слово гораздо убедительнее одного доброго слова - старая американская истина.
Маленькое лирическое отступление. Однажды в одном недешевом, некогда приличном московском заведении на Маяковке мне подали совсем уж неподобающего качества еду. И я, человек в целом не скандальный, включил режим "С меня хватит!" и позвал менеджера, чтобы сравнить аппетитное фото ребрышек-барбекю в меню и бледную сухую гадость, которую мне принесли. И сработало - и ребрышки, и не очень вкусные крылышки-гриль исчезли из счета. Спасибо за пример, Уильям Фостер!
На мой взгляд, та половина, что посвящена спонтанному бунту маленького человека, - без пяти минут шедевр по силе эмоционального воздействия, эскалации напряжения и насилия. Но, увы, до уровня полноценного шедевра "С меня хватит!" не хватило бескомпромиссности.
Авторы, кажется, испугались собственной смелости, содержимого ящика Пандоры, который они открыли. И стали отыгрывать назад, подменяя беспощадную драму о крахе американской мечты и возможной ответной агрессии рядового американца более традиционным триллером о противостоянии хорошего копа и слетевшего с катушек психопата.
Начнем с оригинального названия Falling Down, буквально - "падение". То есть авторы сразу, что называется, стелят себе соломку. Мол, мы не снимаем фильм-предупреждение об опасности социального напряжения, мы рассказываем увлекательную, единичную историю психически неуравновешенного человека, который в припадке ярости изрядно набузил и был остановлен положительным, вдумчивым, старым полицейским. Одиссея Фостера, таким образом - не бунт против прогнившей системы, а "падение", даже скорее "выпадение" из нормальной жизни. "С меня хватит!" - по-моему, тот редкий случай, когда сильный перевод по смыслу звучит интереснее и провокативнее, чем безопасный, нейтральный оригинал.
То же касается и образа самого Фостера. По ходу фильма мы узнаем, что он давно страдает приступами агрессии, часто вел себя грубо по отношению к семье, что стало причиной развода. Более того, Фостеру законодательно запрещено приближаться к жене и дочке. Если этого мало, то в финале недвусмысленно намекается, что Фостер собирался их убить, следуя сформулированному Островским принципу "так не доставайся же ты никому". Непонятно, правда, зачем тогда на последние деньги он трогательно выбирал ребенку подарок по дороге к дому... Еще одна противоречивая деталь образа, наглядно показывающая метания авторов между драмой и триллером. Фостер кто? Все-таки доведенный до крайности обычный американец или банальный разбушевавшийся психопат?
Авторы могли бы показать, как по мере приближения к финалу растет отчаяние Фостера, понимание, что его индивидуальный бунт одиночки не приведет ни к каким переменам, кроме окончательного личного краха. Вместо этого в поведении Фостера все более проявляются психопатические интонации, иногда на грани патологической жестокости. Так, к примеру, стоя над телом умирающего на лужайке для гольфа богатого старика, Фостер откровенно издевается над ним, с явным удовольствием наблюдает агонию представителя унижавшей его "расы господ".
Правда, такой обидный сдвиг в характере персонажа искупает его грустная фраза: "Я всегда делал так, как мне говорили. И теперь я плохой парень?". Фильм словно напоминает под занавес, что мог бы стать по-настоящему горьким, бескомпромиссным шедевром...
Если образ Фостера вызывает у меня двоякие ощущения с точки зрения драматургии, то работа Майкла Дугласа - только самые горячие, восторженные похвалы. Роль "белого воротничка" Фостера - карьерный риск для Дугласа. В 80-е и начале 90-х Дуглас - харизматичный искатель приключений в "Романе с камнем" и "Жемчужине Нила", финансовая акула с "Уолл-Стрит", герой легендарных эротических триллеров "Роковое влечение" и "Основной инстинкт", бескомпромиссный коп в стильном боевике "Черный дождь". И вдруг - нелепый, жалкий лузер в поношенной одежде и дырявых туфлях, нарочито асексуальный очкарик с дешевой стрижкой "под бобрик".
На пике карьеры Дуглас рискнул радикально сменить имидж героя, делящего на экране постель с Кэтлин Тернер, Гленн Клоуз и Шэрон Стоун, на образ ничем не примечательного рядового неудачника. Дуглас не прогадал - фильм был финансово успешен, а его работу высоко оценили даже те, кто ленту Шумахера радикально не принял.
"С меня хватит!" (или "Падение", если желаете) можно смотреть как увлекательный триллер с рядом сильных сцен и отличной актерской игрой. Ветеран Голливуда Роберт Дюваль отлично справляется с ролью умудренного опытом полицейского Прендергаста. Хорошо подобраны и актеры второго плана. Режиссура Шумахера - цельная и уверенная. Особенно хочется отметить операторскую работу, создавшую образ знойной, липкой, плотной атмосферы, которая буквально удушает героя.
Можно воспринимать фильм и как остросюжетную драму с мощным зарядом социальной сатиры. Тем более что, на мой взгляд, тридцать лет спустя "С меня хватит!" выглядит удивительно актуальной по тематике и пафосу картиной, о чем свидетельствует сегодняшний глубокий раскол американского общества, возмущение нормального белого гетеросексуального большинства, вызванное либеральными перегибами и диктуемой либералами чуждой повестки.
Уверен, сегодня Уильям Фостер был бы активистом движения Make America Great Again и, возможно, выдвинул бы свою кандидатуру на пост губернатора Калифорнии... И кто знает, на этот раз мог бы победить. И наверняка Прендергаст голосовал бы за него.