Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Нежный возраст" (Россия, 2000), "Лунный папа" (1999), "Молох" (1999). И не только

Нежный возраст. Россия, 2000. Режиссер Сергей Соловьев. Сценаристы: Дмитрий Соловьёв, Сергей Соловьев. Актеры: Дмитрий Соловьёв, Елена Камаева, Ольга Сидорова, Иван Берзин, Андрей Савостьянов, Людмила Савельева, Кирилл Лавров, Сергей Гармаш, Андрей Панин, Валентин Гафт, Николай Чиндяйкин и др. 0,1 млн. зрителей. После долгого перерыва Сергей Соловьев («Спасатель», «Чужая Белая и Рябой», «Избранные», «Асса») возвратился в большой кинематограф. «Нежный возраст» поставлен по сценарному наброску, написанному сыном режиссера – Дмитрием.. Он же сыграл и главного персонажа. Герой этот явно претендует, хоть и на поданный иронически, но все-таки символ поколения 25-летних. Тех, что еще успели прихватить пионерское детство, но в дальнейшем погрузились в пучину перестроечных и постперестроечных событий, опрокинувших, казалось бы, устойчивый формат Страны Советов. В какой-то степени на «Нежный возраст» падает ерническая тень известной соловьевской трилогии «Асса» – «Черная роза...» – «Дом под звез

Нежный возраст. Россия, 2000. Режиссер Сергей Соловьев. Сценаристы: Дмитрий Соловьёв, Сергей Соловьев. Актеры: Дмитрий Соловьёв, Елена Камаева, Ольга Сидорова, Иван Берзин, Андрей Савостьянов, Людмила Савельева, Кирилл Лавров, Сергей Гармаш, Андрей Панин, Валентин Гафт, Николай Чиндяйкин и др. 0,1 млн. зрителей.

После долгого перерыва Сергей Соловьев («Спасатель», «Чужая Белая и Рябой», «Избранные», «Асса») возвратился в большой кинематограф.

«Нежный возраст» поставлен по сценарному наброску, написанному сыном режиссера – Дмитрием.. Он же сыграл и главного персонажа.

Герой этот явно претендует, хоть и на поданный иронически, но все-таки символ поколения 25-летних. Тех, что еще успели прихватить пионерское детство, но в дальнейшем погрузились в пучину перестроечных и постперестроечных событий, опрокинувших, казалось бы, устойчивый формат Страны Советов.

В какой-то степени на «Нежный возраст» падает ерническая тень известной соловьевской трилогии «Асса» – «Черная роза...» – «Дом под звездным небом». Однако при всей фантасмагоричности сюжета, сложенного из кубиков-анекдотов, «Нежный возраст», в конечном счете, оказывается не чужд романтическому свету «Ста дней после детства».

На мой взгляд, картина получилась живая; эмоциональная, куда лучше передающая особенности русской жизни, чем всевозможные «охоты», «рыбалки», «бани» и «ДМБ»...

Киновед Александр Федоров

Лунный папа. Германия-Франция-Австрия-Швейцария-Россия, 1999. Режиссер Бахтиёр Худойназаров. Сценаристы: Ираклий Квирикадзе, Бахтиёр Худойназаров.

Девушка из далекого азиатского аула мечтает стать актрисой. Но в одну прекрасную ночь она беременеет, и ее разгневанный отец бросается на поиски «лунного папы»...

Яркая, сказочно-эксцентрическая картина поставлена явно под влиянием кинематографа Эмира Кустурицы («Время цыган», «Папа в командировке»), за что фильм и упрекали.

Я лично в этом не вижу ничего плохого. Классика всегда обладает притягательным свойством. «Лунный папа» заразительно талантливая фантасмагория с экзотическим фольклорным акцентом.

Увлеченья. Россия-Украина, 1994. Режиссер Кира Муратова. Сценаристы: Кира Муратова, Евгений Голубенко, Рената Литвинова (по мотивам повестей Бориса Дедюхина). Актеры: Светлана Коленда, Рената Литвинова, Михаил Демидов, Василий Рыбакин и др.

Кира Муратова – одна из самых интересных женщин-режиссеров мирового кино. Ее режиссерский талант всегда непредсказуем, оригинален. Если «Астенический синдром» был жестким, даже беспощадным в своей эстетике и лексике, то ее следующий фильм «Чувствительный милиционер» стал сюрпризом из-за своей сказочной условности сюжета, почти в духе отечественных мелодрам 1950-х – 1960-х годов.

Фильм «Увлеченья» Кира Муратова назвала «салонным». И добавила, что салонный фильм – это поверхностный фильм, но «Увлеченья» – это «очень глубокий фильм о поверхности». Совершенно завораживающий образ медсестры в фильме создала талантливая сценаристка и актриса Рената Литвинова.

Киновед Александр Федоров

Чеховские мотивы. Россия-Украина, 2002. Режиссер Кира Муратова. Сценаристы: Евгений Голубенко, Кира Муратова. Актеры: Наталья Бузько, Жан Даниэль, Филипп Панов, Сергей Бехтерев, Нина Русланова, Георгий Делиев, Владимир Комаров, Сергей Попов, Александр Баширов, Ольга Конская, Ута Кильтер, Юрий Шлыков и др.

В творчестве Киры Муратовой были разные периоды. После запрета «Долгих проводов» она на целых семь лет была выброшена из режиссуры. Муратова обрела творческую свободу только в конце 1980-х. И с тех пор год за годом снимала свои авторские, штучные фильмы. То иронично-пессимистические («Астенический синдром»), то мажорно улыбчивые («Чувствительный милиционер»).

В ее фильмах часто снимаются непрофессионалы, говорящие с характерным одесским акцентом и странноватыми интонациями. Наверное, поэтому в середине 1990-х у Муратовой сложился плодотворный альянс с манерной и жеманной (в сценарном письме, в актерской игре и в произношении) Ренатой Литвиновой.

В «Чеховских мотивах» К. Муратова дает свою, весьма эксцентричную трактовку творчеству Антона Павловича. На экране – черно-белый карнавал масок, пренеприятнейших персонажей, злой и едкий гротеск.

Не думаю, что фильм понравится поклонникам чеховской прозы и драматургии, но фаны поздней Муратовой, наверное, останутся довольны...

Киновед Александр Федоров

Молох. Россия-Германия-Швейцария-Япония, 1999. Режиссер Александр Сокуров. Сценарист Юрий Арабов. Актеры: Леонид Мозговой, Елена Руфанова, Ирина Соколова, Елена Крамер и др. 0,02 млн. зрителей.

Весна 1942-го. Баварские Альпы. Где-то далеко на Восточном фронте идет война... Гитлер, любовница фюрера Ева Браун и его приспешники отдыхают. Никто из них еще не подозревает, что Третий Рейх рухнет уже через три года...

Александр Сокуров в своей излюбленной псевдодокументальной манере воссоздает один день из жизни диктатора. С его занудливыми разговорами, причудами и незамысловатыми развлечениями...

В итоге получился фильм со своеобразной пластикой и сдержанной актерской игрой, меланхолическими пейзажами и тоскливым дыханием Пустоты...

Не могу рекомендовать эту картину любителям развлекательного кино. Но поклонникам А. Сокурова, интересующимся истинной сутью Большой Власти, посмотреть «Молох» будет небесполезно...

Киновед Александр Федоров

Телец. Россия, 2001. Режиссер Александр Сокуров. Сценарист Юрий Арабов. Актеры: Леонид Мозговой, Мария Кузнецова, Сергей Ражук, Наталья Никуленко, Лев Елисеев и др.

Это вторая часть задуманной Александром Сокуровым трилогии о лидерах тоталитарных режимов. Первая часть («Молох») была о Гитлере. Теперь настал черед Ленина. Он показан в «Тельце» на излете жизни – больным, беспомощным, порою жалким. Недавний «вождь мирового пролетариата», он отчетливо понимает, что дни его сочтены, и настал час расплаты.

По мне, так было бы куда более интересно рассказать о Ленине на пике его деяний, изменивших ход российской (и европейской) истории. А наблюдать за медленной агонией человека – занятие, прямо скажем, не из приятных.

Впрочем, Александр Сокуров не впервые обращается к теме Предсмертного и Смерти. Что ж, художника надо, судить по законам, им самим для себя созданным. С этой точки зрения «Телец», увы, не добавляет ничего нового к тому, что мы уже знали о последних месяцах жизни Ленина из политологических книг, опубликованных за последние десять лет…

Киновед Александр Федоров

Разжалованный. СССР, 1980. Режиссер Александр Сокуров (по мотивам рассказа Г. Бакланова). Актеры: Илья Ривин, Н.Краева, Е.Мищенко, А.Петров.

До 1987 года имя Сокурова было неизвестно широкому зрителю, хотя к этому времени на его счету было одиннадцать документальных и игровых картин, так как еще со студенческой скамьи молодой режиссер находился в оппозиции официальному кинематографу. К этому периоду относится и снятая в 1980 году киноновелла «Разжалованный».

Как и в других своих фильмах, Сокуров рассуждает о взаимоотношениях человека и власти, человека и времени. Режиссер использует один из известных сюжетных ходов: кардинальная смена положения в обществе и все вытекающие из этой ситуации последствия: начальник ГАИ становится простым таксистом.

Киновед Александр Федоров

Старухи. Россия, 2003. Режиссер и сценарист Геннадий Сидоров. Актеры: Валентина Березуцкая, Галина Смирнова, Зоя Норкина, Тамара Климова, Анфиса Гасина, Бронислава Захарова, Анастасия Любимова и др.

Вручение «Ники» за лучшую женскую роль одной из старух в этом фарсе Г. Сидорова стало сенсацией весны 2004 года. Что касается самого фильма, то он также был отмечен призами российского фестивального уровня, хотя особого международного успеха не имел.

Сказались особенности сюжета. Мало кто из фестивальных отборщиков смог вникнуть в особенности жизни вымирающей русской деревни, где молодой мужик чуть ли не один, да и тот болен болезнью Дауна...

На меня лично «Старухи» произвели двойственное впечатление. С одной стороны, вроде бы оригинально и местами забавно, с другой – я не считаю, что современное игровое кино должно так резко менять свою лексику в сторону нецензурных (в недавнем прошлом) выражений...

Киновед Александр Федоров