Найти в Дзене

Богиня русского балета: из цикла «Имена во времени»

20 ноября 2025 года легендарной балерине Майе Михайловне Плисецкой исполнилось бы 100 лет. Майя Плисецкая, чьё имя стало синонимом русского балета XX века, создала свой собственный, ни на кого не похожий художественный мир — дерзкий, чувственный, свободный. Феномен Майи Плисецкой – это уникальное сочетание природного дара, железной воли, революционного подхода к балету и харизмы, выходящей за рамки сцены. Она не просто танцевала — она переосмысливала искусство балета, ломала каноны и оставалась иконой стиля даже после ухода со сцены. Родившись в 1925 году, она с детства впитала дух артистической Москвы, но её юность пришлась на страшные годы репрессий: отца расстреляли, семью сослали в Казахстан. Однако сцена стала для Плисецкой не просто профессией — способом выжить и победить. В Большом театре, куда она пришла в 1943 году, её сразу заметили: необычная пластика, стремительные прыжки, темперамент, не укладывающийся в рамки академического балета. Но настоящую славу ей принёс «Умирающи

20 ноября 2025 года легендарной балерине Майе Михайловне Плисецкой исполнилось бы 100 лет.

Майя Плисецкая, чьё имя стало синонимом русского балета XX века, создала свой собственный, ни на кого не похожий художественный мир — дерзкий, чувственный, свободный. Феномен Майи Плисецкой – это уникальное сочетание природного дара, железной воли, революционного подхода к балету и харизмы, выходящей за рамки сцены. Она не просто танцевала — она переосмысливала искусство балета, ломала каноны и оставалась иконой стиля даже после ухода со сцены.

Родившись в 1925 году, она с детства впитала дух артистической Москвы, но её юность пришлась на страшные годы репрессий: отца расстреляли, семью сослали в Казахстан. Однако сцена стала для Плисецкой не просто профессией — способом выжить и победить.

В Большом театре, куда она пришла в 1943 году, её сразу заметили: необычная пластика, стремительные прыжки, темперамент, не укладывающийся в рамки академического балета. Но настоящую славу ей принёс «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса — миниатюра, которую она наполнила таким драматизмом, что танец стал символом хрупкости и вечности.

Майя Плисцкая в фильме «Анна Каренина» (1967)
Майя Плисцкая в фильме «Анна Каренина» (1967)

За свою карьеру она станцевала все великие партии — от Одетты-Одиллии до Анны Карениной, работала с лучшими хореографами мира. Даже после 50 лет продолжала выходить на сцену, демонстрируя феноменальную форму. Великая балерина оставила сцену лишь в 65 лет. Но возраст никогда не был для Плисецкой препятствием: через пять лет, в день своего 70-летия, она станцевала в специально поставленном для нее номере хореографа Мориса Бежара «Аве Майя». Ее восьмидесятилетний юбилей отмечали грандиозными гала-концертами в Москве, Лондоне, Париже Токио, а СМИ всего мира не уставали удивляться феномену Плисецкой. С 1958 года Плисецкая была замужем за композитором Родионом Щедриным: вместе они прожили 57 лет, вплоть до последнего дня Майи Михайловны. Майя Плисецкая ушла из жизни 2 мая 2015 года, но осталась с нами — в балетных линиях, которые пытаются повторить новые поколения танцовщиц, в легендах о её невероятной силе духа, в том самом «Лебеде», который продолжает свой вечный полёт.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин
Майя Плисецкая и Родион Щедрин

В чём же секрет Плисецкой? В том, что она не боялась быть живой на сцене. В её танце не было холодного совершенства — только страсть, боль и бесконечная сила искусства. Как сказал Родион Щедрин, её муж и соратник:

«Она не исполняла партии — она в них погибала. И воскресала в следующем спектакле».

-4

Цитаты и афоризмы Плисецкой – еще одно подтверждение внутренней целостности и наполненности:

В искусстве не важно «что». Самое важное – «как». Нужно, чтобы дошло до каждого, чтобы душу трогало – тогда это настоящее, иначе никак.

Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда – воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте… До последнего мига боритесь… Мои победы только на том и держались. Характер – это и есть судьба.

-5

Ни детей, ни старцев, ни меньших братьев наших – зверьё – не обижала. Друзей не предавала. Долги возвращала. Добро помнила и помню. Никому никогда не завидовала. Своим делом жила. Балетом жила. Другого ничего в жизни я делать толком и не умела. Мало только сделала. Куда больше могла. Но и на том спасибо. Спасибо природе своей, что выдюжила, не сломалась, не сдалась…

Мои принципы, кое-какие танцевальные новшества привились, утвердились. «Плисецкий стиль», могу сказать, пошел по миру. Со сцены с экрана телевизора, нет-нет да и увижу свое преломленное отражение — поникшие кисти, лебединые локти, вскинутая голова, брошенный назад корпус, оптимальность фиксированных поз. Я радуюсь этому. Я грущу…

Я в своей жизни получила очень много цветов. Вот стоит красивая большая ваза цветов, штук 50. Я всем одинаково меняю воду, подрезаю кончики. Но одна роза завянет сразу. Другие начинают увядать чуть позже. И вдруг из всех роз одна вот так торчит. И больше чем неделю не вянет. Знаете, на людей это правило тоже распространяется».

Не жрать! Более действенного способа еще не придумали ... Это больше в теории. А в жизни можно все, но понемногу.

Материал подготовила ведущий библиотекарь отдела литературы по искусству Т. А. Чуватина

Источники:

Плисецкая, М. М. Я, Майя Плисецкая... / предисловие Р. К. Щедрина. - Челябинск, 2020.

Ерофеева-Литвинская, Е. В. Майя Плисецкая : воспоминания, фотографии, интервью : [альбом]. - Москва, 2021.

Плескачевская, И. Плисецкая. Стихия по имени Майя : портрет на фоне эпохи . - Москва, 2024.

Хорошилова, О. А. Мода и гении : костюмные биографии Леонардо да Винчи, Екатерины II, Петра Чайковского, Оскара Уайльда, Юрия Анненкова и Майи Плисецкой. - Москва, 2020.

Плисецкий, А. М. Жизнь в балете : семейные хроники Плисецких и Мессереров . - Москва, 2022.