Приветствуем Вас, уважаемые читатели нашего канала!
В прошлой статье мы рассказали Вам про «Ракетную установку», игрушку, выпускали которую на Муромском Машиностроительном ордена Октябрьской революции заводе имени Орджоникидзе.
Игрушка популярная, знакомая многим коллекционерам и просто любителям Советских игрушек, но эта «ракетница» не единственная игрушка, выпускавшееся на этом заводе. Были у неё и «собратья», про которых мы и расскажем сегодня, но прежде, думаю будет правильно, если мы сделаем небольшое отступление и расскажем краткую историю этого завода.
Предшествию открытия завода, послужило открытие в 18 –м веке рядом с Муромом залежей железной руды. Основой для будущего крупнейшего промышленного предприятия послужили три небольших производства: Муромский чугунолитейного производства основанного Константином Николаевичем Зворыкиным в 1817 году (производство печных изделий и чугунной посуды); Предприятие основанное инженером-механиком Павлом Фёдоровичем Валенковым в 1887 году (специализировалось на постройке судовых машин); Завод Петра Васильевича Зворыкина. Завод П.В. Зворыкина был самым маленьким из этих трёх предприятий, но именно ему предстояло стать «прадедушкой» современного предприятия. С приходом на завод в 1897 году Василия Васильевича Киселёва и создания совместного предприятия «Товарищества Торского Завода», которое впоследствии было полностью выкуплено В.В. Киселёвым, дела у завода быстро пошли в гору. Были построены новая литейная мастерская и началось литьё меди, обновили двигатель паровой машины выдававшей теперь 19 л.с. вместо бывших 4 л.с., оборудована механическая мастерская. К 1914 году на заводе работало 25 современных на тот момент станков, предприятие было обеспечено регулярными заказами, а в год завод выпускал 738 тонн литья и машинных частей.
После Октябрьской Революции 1917 года и гражданской войны многие предприятия были разрушены, многие закрыты. Работающие предприятия постепенно национализировались, это и произошло в 1918 году с Торским заводом, а к 1919 году завод был единственным работающим предприятием данного профиля в Нижегородской и Владимирской губерниях. Время шло и промышленность возрождалась, к весне 1921 года на заводе было отремонтировано 20 пароходов, а в 1922 году Торский завод вошёл в состав созданного Муромского «Металлотреста». Кстати, директором нового предприятия был назначен сын основателя и бывшего владельца Торского Товарищества Александр Васильевич Киселёв.
В 1923 году заводу присвоено имя Шляпникова, а в 1924 году завод достиг мощности довоенного уровня. В 1933 году завод получает новое имя и становится Муромским машиностроительным заводом имени Коммунистической партии Франции (КПФ). Спустя два года завод прошёл полную реконструкцию и начато производство кузнечно-прессового оборудования, спустя ещё 2 года, в 1939 году произведена первая плавка стали.
Предприятию В.П. Валенкова повезло меньше, сгоревший в 1920 году главный корпус пустовал до 1929 года. В 1929 году его превратили в продовольственный склад и лишь в 1931 году производство вернулось в эти корпуса. Новое предприятие получило название Муромский инструментальный завод «Станкоинструмент» и уже к декабрю 1931 года производство вышло на полную мощность. Завод постепенно модернизировался, в 1932 году ему присвоено имя Орджоникидзе, в 1936 году на заводе работали три молота и одна ковочная машина, заработал новый механосборочный цех. Оба предприятия продолжали работу и во время Великой Отечественной Войны. Несмотря на то, что 1725 опытных заводчан ушли на фронт, завод продолжал выпуск так нужной фронту продукции: минные корпуса, запальные стаканчики и стабилизаторы мин «М-120»; производились гильзы для артиллерийских снарядов; штамповка корпусов ручных гранат и корпусов мин для ротных и батальонных минометов; изготовление деталей и узлов ходовой части танка Т-34 (октябрь 1941 года); выпуск корпусов мин для «Катюш» (1942год).
В послевоенное время, на заводе было дополнительно налажено и производство товаров народного потребления: вёдра, тазы, столовые ложки, миски. За годы ВОВ между двумя заводами сложилась прочная производственная связь, заводы отлично друг друга дополняли и 1 апреля 1950 года, было принято решение об объединении заводов имени Коммунистической партии Франции и завода «Станкопатрон» (бывший «Станкоинструмент») в единое предприятие - Муромский завод имени Орджоникидзе. Помимо продукции для ВПК, на заводе выпускали и товары широкого потребления, среди которых и знаменитая серия холодильников «Ока».
Были на заводе и цеха, производившие детские игрушки, среди них были и те, о которых мы рассказали ранее, и те, о которых расскажем сегодня. Как я написал в первой статье, «Ракетная установка» послужила основой для создания ещё двух грузовых автомобилей: самосвала и автокрана.
При создании автокрана, кабину и раму взяли от «ракетницы» без изменений, а вот место платформы с ракетной установкой заняла платформа с краном. На мой взгляд, платформа с краном удачно «вписалась» на раму от предыдущей игрушки, а кроме того, для простой пластмассовой игрушки она достаточно хорошо детализирована.
Всё как у настоящего автокрана: кабина крановщика, стрела с крюком для поднятия грузов, корпус двигателя крана, «бабины» для троса. При создании автокрана, конструкторы оставили от «ракетницы» и шестерёнки вращения платформы, благодаря этому платформа автокрана тоже могла поворачиваться. Для этого нужно было вращать колёсико с ручкой на боковине платформы.
Стрела крана поднималась и опускалась при вращении колёсика расположенного на самой стреле, а при вращении колёсика «бабины», поднимался или опускался крюк.
Выпускали игрушку в 1980-х годах и, судя по всему, выпустить их успели не много, найти в наши дни комплектный и в хорошем состоянии автокран, задача очень трудная. Да и во времена моего детства, такой игрушки я не припомню ни в магазинах, ни у друзей. В магазинах Советского Союза автокран продавали по цене 4 рубля 30 копеек, что на 30 копеек дороже чем «ракетная установка».
Перейдём к самому простому автомобилю из этой серии – самосвалу.
У самосвала с «ракетной установкой» и автокраном, общей осталась только кабина. Рама и кабина самосвала, в отличие от двух предыдущих игрушек, это две отдельные детали.
Опрокидывающийся кузов крепился на металлической раме самосвала. Поднимать и опускать кузов надо было вручную, никаких механизмов, как например гидравлический пневмоцилиндр у 130-х ЗИЛов Московского завода АЗЛК, на Муромские самосвалы не ставили.
При продаже, самосвал комплектовался самоклеющимися наклейками, клеить которые надо было самим.
Было у игрушки и своё название – «Зубр». Вместе с номером, это название, а также изображение зубра, было нанесено на те самые наклейки.
Стоит отметить, что наклеек было два вида, с номерами 525 и 526, отличались на них и изображение зубра.
С чем это связано я не знаю, возможно, разные наклейки соответствуют разным годам выпуска. Скорее всего, просто в определённый момент было принято решение обновить и номер, и рисунок зубра. Так же я не нашёл информации и о том, почему самосвал получил название «Зубр». Быть может, прототипом для игрушки послужил один из автомобилей Минского завода, например МАЗ-537, а зубр является логотипом завода МАЗ, отсюда и появилось название игрушечного самосвала. Но это лишь мои предположения, которые ничем не подтверждены. Как и автокран, продавался самосвал по цене 4 рубля 30 копеек.
Выпустили самосвалов, как и «ракетных установок», достаточно много, много их сохранилось и в наши дни. При желании, найти эту игрушку в продаже на том же «Авито» или «Мешке» не проблема.
Вот такую серию автомобилей выпускали на Муромском Машиностроительном ордена Октябрьской революции заводе имени Орджоникидзе. «Ракетная установка» была и среди моих детских игрушек, а вот про существование автокрана и самосвала, я узнал недавно. Быть может и для Вас, уважаемые читатели, эти игрушки стали чем то новым из нашего прошлого )))
- Другие статьи про игрушки СССР можно прочитать ЗДЕСЬ
- Статьи про самые дорогие, по итогам аукционов, игрушки СССР можно прочитать ТУТ
Спасибо за внимание!