Найти в Дзене

Автокран и самосвал. Игрушки Муромского завода (ЗИО), часть 2.

Приветствуем Вас, уважаемые читатели нашего канала! В прошлой статье мы рассказали Вам про «Ракетную установку», игрушку, выпускали которую на Муромском Машиностроительном ордена Октябрьской революции заводе имени Орджоникидзе. Игрушка популярная, знакомая многим коллекционерам и просто любителям Советских игрушек, но эта «ракетница» не единственная игрушка, выпускавшееся на этом заводе. Были у неё и «собратья», про которых мы и расскажем сегодня, но прежде, думаю будет правильно, если мы сделаем небольшое отступление и расскажем краткую историю этого завода. Предшествию открытия завода, послужило открытие в 18 –м веке рядом с Муромом залежей железной руды. Основой для будущего крупнейшего промышленного предприятия послужили три небольших производства: Муромский чугунолитейного производства основанного Константином Николаевичем Зворыкиным в 1817 году (производство печных изделий и чугунной посуды); Предприятие основанное инженером-механиком Павлом Фёдоровичем Вал

Приветствуем Вас, уважаемые читатели нашего канала!

В прошлой статье мы рассказали Вам про «Ракетную установку», игрушку, выпускали которую на Муромском Машиностроительном ордена Октябрьской революции заводе имени Орджоникидзе.

Игрушка популярная, знакомая многим коллекционерам и просто любителям Советских игрушек, но эта «ракетница» не единственная игрушка, выпускавшееся на этом заводе. Были у неё и «собратья», про которых мы и расскажем сегодня, но прежде, думаю будет правильно, если мы сделаем небольшое отступление и расскажем краткую историю этого завода.

Предшествию открытия завода, послужило открытие в 18 –м веке рядом с Муромом залежей железной руды. Основой для будущего крупнейшего промышленного предприятия послужили три небольших производства: Муромский чугунолитейного производства основанного Константином Николаевичем Зворыкиным в 1817 году (производство печных изделий и чугунной посуды); Предприятие основанное инженером-механиком Павлом Фёдоровичем Валенковым в 1887 году (специализировалось на постройке судовых машин); Завод Петра Васильевича Зворыкина. Завод П.В. Зворыкина был самым маленьким из этих трёх предприятий, но именно ему предстояло стать «прадедушкой» современного предприятия. С приходом на завод в 1897 году Василия Васильевича Киселёва и создания совместного предприятия «Товарищества Торского Завода», которое впоследствии было полностью выкуплено В.В. Киселёвым, дела у завода быстро пошли в гору. Были построены новая литейная мастерская и началось литьё меди, обновили двигатель паровой машины выдававшей теперь 19 л.с. вместо бывших 4 л.с., оборудована механическая мастерская. К 1914 году на заводе работало 25 современных на тот момент станков, предприятие было обеспечено регулярными заказами, а в год завод выпускал 738 тонн литья и машинных частей.

Торский завод со стороны проходной, фото из открытых источников.
Торский завод со стороны проходной, фото из открытых источников.

После Октябрьской Революции 1917 года и гражданской войны многие предприятия были разрушены, многие закрыты. Работающие предприятия постепенно национализировались, это и произошло в 1918 году с Торским заводом, а к 1919 году завод был единственным работающим предприятием данного профиля в Нижегородской и Владимирской губерниях. Время шло и промышленность возрождалась, к весне 1921 года на заводе было отремонтировано 20 пароходов, а в 1922 году Торский завод вошёл в состав созданного Муромского «Металлотреста». Кстати, директором нового предприятия был назначен сын основателя и бывшего владельца Торского Товарищества Александр Васильевич Киселёв.

А.В. Киселев среди рабочих Торского завода (2-й ряд, 4-й слева). Фото из открытых источников.
А.В. Киселев среди рабочих Торского завода (2-й ряд, 4-й слева). Фото из открытых источников.

В 1923 году заводу присвоено имя Шляпникова, а в 1924 году завод достиг мощности довоенного уровня. В 1933 году завод получает новое имя и становится Муромским машиностроительным заводом имени Коммунистической партии Франции (КПФ). Спустя два года завод прошёл полную реконструкцию и начато производство кузнечно-прессового оборудования, спустя ещё 2 года, в 1939 году произведена первая плавка стали.

Предприятию В.П. Валенкова повезло меньше, сгоревший в 1920 году главный корпус пустовал до 1929 года. В 1929 году его превратили в продовольственный склад и лишь в 1931 году производство вернулось в эти корпуса. Новое предприятие получило название Муромский инструментальный завод «Станкоинструмент» и уже к декабрю 1931 года производство вышло на полную мощность. Завод постепенно модернизировался, в 1932 году ему присвоено имя Орджоникидзе, в 1936 году на заводе работали три молота и одна ковочная машина, заработал новый механосборочный цех. Оба предприятия продолжали работу и во время Великой Отечественной Войны. Несмотря на то, что 1725 опытных заводчан ушли на фронт, завод продолжал выпуск так нужной фронту продукции: минные корпуса, запальные стаканчики и стабилизаторы мин «М-120»; производились гильзы для артиллерийских снарядов; штамповка корпусов ручных гранат и корпусов мин для ротных и батальонных минометов; изготовление деталей и узлов ходовой части танка Т-34 (октябрь 1941 года); выпуск корпусов мин для «Катюш» (1942год).

В послевоенное время, на заводе было дополнительно налажено и производство товаров народного потребления: вёдра, тазы, столовые ложки, миски. За годы ВОВ между двумя заводами сложилась прочная производственная связь, заводы отлично друг друга дополняли и 1 апреля 1950 года, было принято решение об объединении заводов имени Коммунистической партии Франции и завода «Станкопатрон» (бывший «Станкоинструмент») в единое предприятие - Муромский завод имени Орджоникидзе. Помимо продукции для ВПК, на заводе выпускали и товары широкого потребления, среди которых и знаменитая серия холодильников «Ока».

Группа разработчиков у опытного образца холодильника, 1957 год. Фото из открытых источников
Группа разработчиков у опытного образца холодильника, 1957 год. Фото из открытых источников

Были на заводе и цеха, производившие детские игрушки, среди них были и те, о которых мы рассказали ранее, и те, о которых расскажем сегодня. Как я написал в первой статье, «Ракетная установка» послужила основой для создания ещё двух грузовых автомобилей: самосвала и автокрана.

Автокран и самосвал, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.
Автокран и самосвал, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.

При создании автокрана, кабину и раму взяли от «ракетницы» без изменений, а вот место платформы с ракетной установкой заняла платформа с краном. На мой взгляд, платформа с краном удачно «вписалась» на раму от предыдущей игрушки, а кроме того, для простой пластмассовой игрушки она достаточно хорошо детализирована.

Автокран, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.
Автокран, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.
Автокран, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.
Автокран, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.

Всё как у настоящего автокрана: кабина крановщика, стрела с крюком для поднятия грузов, корпус двигателя крана, «бабины» для троса. При создании автокрана, конструкторы оставили от «ракетницы» и шестерёнки вращения платформы, благодаря этому платформа автокрана тоже могла поворачиваться. Для этого нужно было вращать колёсико с ручкой на боковине платформы.

Автокран, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.
Автокран, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.
Автокран, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.
Автокран, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.

Стрела крана поднималась и опускалась при вращении колёсика расположенного на самой стреле, а при вращении колёсика «бабины», поднимался или опускался крюк.

Автокран, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.
Автокран, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.
Автокран, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.
Автокран, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.

Выпускали игрушку в 1980-х годах и, судя по всему, выпустить их успели не много, найти в наши дни комплектный и в хорошем состоянии автокран, задача очень трудная. Да и во времена моего детства, такой игрушки я не припомню ни в магазинах, ни у друзей. В магазинах Советского Союза автокран продавали по цене 4 рубля 30 копеек, что на 30 копеек дороже чем «ракетная установка».

Перейдём к самому простому автомобилю из этой серии – самосвалу.

Самосвал, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.
Самосвал, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.

У самосвала с «ракетной установкой» и автокраном, общей осталась только кабина. Рама и кабина самосвала, в отличие от двух предыдущих игрушек, это две отдельные детали.

Самосвал, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.
Самосвал, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.

Опрокидывающийся кузов крепился на металлической раме самосвала. Поднимать и опускать кузов надо было вручную, никаких механизмов, как например гидравлический пневмоцилиндр у 130-х ЗИЛов Московского завода АЗЛК, на Муромские самосвалы не ставили.

Самосвал, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.
Самосвал, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.

При продаже, самосвал комплектовался самоклеющимися наклейками, клеить которые надо было самим.

Самосвал, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.
Самосвал, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.
Самосвал, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.
Самосвал, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.

Было у игрушки и своё название – «Зубр». Вместе с номером, это название, а также изображение зубра, было нанесено на те самые наклейки.

Самосвал, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.
Самосвал, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.
Самосвал, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.
Самосвал, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.

Стоит отметить, что наклеек было два вида, с номерами 525 и 526, отличались на них и изображение зубра.

Самосвал, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.
Самосвал, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.
Самосвал, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.
Самосвал, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.

С чем это связано я не знаю, возможно, разные наклейки соответствуют разным годам выпуска. Скорее всего, просто в определённый момент было принято решение обновить и номер, и рисунок зубра. Так же я не нашёл информации и о том, почему самосвал получил название «Зубр». Быть может, прототипом для игрушки послужил один из автомобилей Минского завода, например МАЗ-537, а зубр является логотипом завода МАЗ, отсюда и появилось название игрушечного самосвала. Но это лишь мои предположения, которые ничем не подтверждены. Как и автокран, продавался самосвал по цене 4 рубля 30 копеек.

Самосвал, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.
Самосвал, производитель ЗИО г. Муром. Фото из открытых источников.

Выпустили самосвалов, как и «ракетных установок», достаточно много, много их сохранилось и в наши дни. При желании, найти эту игрушку в продаже на том же «Авито» или «Мешке» не проблема.

Вот такую серию автомобилей выпускали на Муромском Машиностроительном ордена Октябрьской революции заводе имени Орджоникидзе. «Ракетная установка» была и среди моих детских игрушек, а вот про существование автокрана и самосвала, я узнал недавно. Быть может и для Вас, уважаемые читатели, эти игрушки стали чем то новым из нашего прошлого )))

  • Другие статьи про игрушки СССР можно прочитать ЗДЕСЬ
  • Статьи про самые дорогие, по итогам аукционов, игрушки СССР можно прочитать ТУТ

Спасибо за внимание!