Найти в Дзене

Коллекционер икон: Александр Липницкий

Все его знают, как основателя и участника «Звуков Му», соратника Петра Мамонова. Бас-гитариста, тусовщика, друга всех музыкантов. Тут на фото он на одной сцене с Цоем. И немногие знают, что Александр Липницкий – коллекционер икон, прекрасный специалист, консультант состоятельных людей, которые собирали иконы, но не особо в них разбирались. Его дед, знаменитый гомеопат Теодор Липницкий, собирал русскую живопись, так что эта страсть у внука в крови. Он рос на Николиной горе в окружении всех этих шишкиных и репиных. Но все началось, по сути, с авантюры. В начале 1970-х евреям разрешили, наконец, эмиграцию из СССР. Но запретили вывозить что-либо с собой. Даже мелкие суммы. Однако почему-то разрешили иконы. Те, что были написаны после 17 века, то есть «ценность не представлявшие». Зачем евреям иконы? Липницкий сам объяснял: «Стоили они очень дешево: икона, которая сейчас стоит порядка пяти тысяч долларов, тогда стоила не больше двухсот советских рублей, то есть по тем временам около семидес

Все его знают, как основателя и участника «Звуков Му», соратника Петра Мамонова. Бас-гитариста, тусовщика, друга всех музыкантов. Тут на фото он на одной сцене с Цоем.

И немногие знают, что Александр Липницкий – коллекционер икон, прекрасный специалист, консультант состоятельных людей, которые собирали иконы, но не особо в них разбирались.

-2

Его дед, знаменитый гомеопат Теодор Липницкий, собирал русскую живопись, так что эта страсть у внука в крови. Он рос на Николиной горе в окружении всех этих шишкиных и репиных.

Но все началось, по сути, с авантюры.

В начале 1970-х евреям разрешили, наконец, эмиграцию из СССР. Но запретили вывозить что-либо с собой. Даже мелкие суммы. Однако почему-то разрешили иконы. Те, что были написаны после 17 века, то есть «ценность не представлявшие».

-3

Зачем евреям иконы?

Липницкий сам объяснял: «Стоили они очень дешево: икона, которая сейчас стоит порядка пяти тысяч долларов, тогда стоила не больше двухсот советских рублей, то есть по тем временам около семидесяти долларов. А продать такую икону на Западе можно было примерно за триста долларов».

То есть это было, простите за цинизм, вложение денег. Чтобы жить на что-то первое время.

Липницкий стал помогать таким выезжающим. Колесил по деревням, покупал иконы. Многие с радостью продавали: не понимали ценности или считали ненужными в хозяйстве.

Но раз уж он этим занялся – стал изучать вопрос. Читать, общаться с экспертами. И вскоре обнаружил, что сам уже эксперт.

Как-то узнал про общину староверов-безбрачников, которая была некогда в деревне Владимирской области. Понял: здесь есть, что искать. Нашел старика и тот припомнил, что какие-то иконы просто спрятал чуть ли не в амбаре, в стогу. Там они и лежали.

Иконы помогали и в музыке. Так, продав кое-что, Липницкий смог купить инструменты для «Звуков Му». Кстати, на той знаменитой даче они и записывались: Липницкий обзавелся студией.

Свою коллекцию он окрестил «нарядной». Потому что с 17 века русская икона действительно стала ярче, ажурней. Посмотрите хотя бы на «Троицу» конца 18 века. Или на Алексия Человека Божия – на этот бирюзовый фон с приятными облачками – она из Каргополя.

-4

После нелепой и трагической смерти Липницкого в 2021 году многие иконы были выставлены на аукцион. Но там они ушли в хорошие руки.