Найти в Дзене
Книжный слушатель

«Кто был я и кто была она». Спектакль «Кроткая» на фестивале «Дом Достоевского»

В Москве начался театральный фестиваль «Дом Достоевского», он проходит в музее писателя. Актеры из разных театров показывают постановки по книгам Федора Михайловича. Фестиваль открылся спектаклем «Кроткая» театрального объединения «Комната 4» и я хочу поделиться своими впечатлениями о нём. Входя в зал, зрители сразу попадали в пространство сюжета. Главный герой, когда-то штабс-капитан, а теперь ростовщик (актер Александр Сибирцев) примостился на ступенях сцены, закрыв глаза и с фатой невесты на голове. Его хрупкая жена (Мария Беккер) звеняще напевала немудреную песенку с грустным мотивом. Служанка Лукерья (Татьяна Сомова) в такт песенке двигала рукой словно пряха с веретеном; очевидно, она пряла нить судьбы, причем несчастливой. Уже перед началом спектакля мы настроились на повесть о странностях супружества, когда он любит как деспот и превозносит себя, а она тяготится оковами и в подавленных чувствах неумолимо движется к гибели. Пьеса, как и повесть – это монолог мужа, жена которого

В Москве начался театральный фестиваль «Дом Достоевского», он проходит в музее писателя. Актеры из разных театров показывают постановки по книгам Федора Михайловича. Фестиваль открылся спектаклем «Кроткая» театрального объединения «Комната 4» и я хочу поделиться своими впечатлениями о нём.

Актерская инсталляция перед началом спектакля "Кроткая"
Актерская инсталляция перед началом спектакля "Кроткая"

Входя в зал, зрители сразу попадали в пространство сюжета. Главный герой, когда-то штабс-капитан, а теперь ростовщик (актер Александр Сибирцев) примостился на ступенях сцены, закрыв глаза и с фатой невесты на голове. Его хрупкая жена (Мария Беккер) звеняще напевала немудреную песенку с грустным мотивом. Служанка Лукерья (Татьяна Сомова) в такт песенке двигала рукой словно пряха с веретеном; очевидно, она пряла нить судьбы, причем несчастливой.

Уже перед началом спектакля мы настроились на повесть о странностях супружества, когда он любит как деспот и превозносит себя, а она тяготится оковами и в подавленных чувствах неумолимо движется к гибели. Пьеса, как и повесть – это монолог мужа, жена которого только что добровольно рассталась с жизнью; он пытается разобраться в том, что привело к трагедии и почему его любовь не уберегла от самоубийства. Зрители становятся свидетелями беспощадного самоанализа, чьи подробности иногда могут напоминать повороты реальных судеб и даже своих собственных, но не доведенных до крайности, как у Достоевского.

Сцена из спектакля "Кроткая"
Сцена из спектакля "Кроткая"

В предисловии к «Кроткой» Достоевский пишет, что в главном герое соединились грубость сердца и глубина чувств. Актер четко разделяет эти понятия: глубина чувств остается лишь в душе, а жена постоянно ощущает грубость его сердца. Посмотрите в ролике, как он делает предложение руки и сердца, тут нет никакого намека на чувства, сплошь самодовольство и прагматизм. Жена воспринимается им как собственность, как бессловесная кукла (недаром в его воспоминаниях у нее наивно-кукольное выражение лица с круглыми глазами-пуговками). Бедняжка лишена права на любую самостоятельность, ее чувствам нет выхода, и оба страдают от этого, не понимая истинных причин.

Режиссер спектакля Даниил Романов не поскупился на сценические приемы, чтобы подчеркнуть драматизм происходящего. Во время напряженного монолога муж отбивал ладонью ритм по стулу, словно пульс учащался от волнения. Жена задумчиво рисовала маркером на белой стене, рядом с женским портретом появлялась решетка наподобие тюремной. Эти и другие метафоры обостряли восприятие зрителей, чтобы они вместе с героем спектакля вдумывались в историю, в которой много вопросов, а ответов нет. Вернее, ответ всего один и в тексте Достоевского он записан так: «люди, любите друг друга». Но у этих мужа с женой любви не получилось, хотя оба стремились к ней.

Муж подслушивает, как жена пришла на свидание с другим, и убеждается в ее непорочности. Сцена из спектакля "Кроткая"
Муж подслушивает, как жена пришла на свидание с другим, и убеждается в ее непорочности. Сцена из спектакля "Кроткая"