Найти в Дзене
Кино, вино и домино

Фильм «Вокзал для двоих»

Только сейчас, в свои пятьдесят с гаком, я посмотрел этот фильм. Нет, фрагменты его я видел, конечно, но, тогда, когда его смотрели родители, мне он был не интересен, слишком он взрослые темы, наверное, затрагивал. Впрочем, Рязанова сложно обвинить в легкомыслии в его работах. Да, и, если честно, ни Людмила Гурченко, ни Олег Басилашвили у меня особой популярностью не пользуются. Наверное, самой удачной ролью у Гурченко — это Раиса Захаровна в «Любовь и голуби», там она прям в образе, и, такое впечатление, что играет саму себя, а вот в этом же «Вокзале на двоих», как для простой вокзальной официантки она слишком уж изысканная и манерная, здесь бы актрису попроще какую ни будь. А вот Басилашвили, не смотря на мое к нему отношения, тут отлично сыграл «вшивого интеллигента» попавшего в сложную жизненную ситуацию. Отстав от своего поезда из-за нелепой ситуации и по вине Веры (это героиня Людмилы Гурченко), он проходит все стадии принятия неизбежного – сперва отрицание, потом гнев, следом то

Только сейчас, в свои пятьдесят с гаком, я посмотрел этот фильм. Нет, фрагменты его я видел, конечно, но, тогда, когда его смотрели родители, мне он был не интересен, слишком он взрослые темы, наверное, затрагивал. Впрочем, Рязанова сложно обвинить в легкомыслии в его работах. Да, и, если честно, ни Людмила Гурченко, ни Олег Басилашвили у меня особой популярностью не пользуются. Наверное, самой удачной ролью у Гурченко — это Раиса Захаровна в «Любовь и голуби», там она прям в образе, и, такое впечатление, что играет саму себя, а вот в этом же «Вокзале на двоих», как для простой вокзальной официантки она слишком уж изысканная и манерная, здесь бы актрису попроще какую ни будь.

-2

А вот Басилашвили, не смотря на мое к нему отношения, тут отлично сыграл «вшивого интеллигента» попавшего в сложную жизненную ситуацию.

Отстав от своего поезда из-за нелепой ситуации и по вине Веры (это героиня Людмилы Гурченко), он проходит все стадии принятия неизбежного – сперва отрицание, потом гнев, следом торг, и через депрессию к принятию.

-3

По сути постепенно превращаясь из московского мажора в простого человека, попавшего в переплет. Я утрирую. Конечно, Рябинин никакой не мажор, просто жизнь в столице накладывает свой отпечаток, а он, к тому же, не простой работяга с ЗИЛа, а пианист, лауреат каких-то там конкурсом, а жена его на телевиденье рассказывает про погоду в программе «Время», а это вам не фунт изюму! Вот только случившееся несчастье с одной стороны приземляет его, хоть он и проявляет благородство, взяв вину за убийство человека на себя, а с другой стороны рвет все устоявшиеся в его связи, потому что, оказавшись в этой ситуации, он становится, как сейчас говорят, нерукопожатным, от которого отказывается даже жена, вину которой он на себя и взял.

Ему действительно сочувствуешь, видно, что человек он хороший, да, на нем столичный лоск, но все это быстро сходит, и он превращается в рядового гражданина страны советов, который довольствуется малым, и даже в этом находит свое удовольствие и вкус.

А вот сочувствовать Вере получается плохо, несмотря на ее трогательную историю про мужа подлеца и одинокую жизнь с ребенком, со всеми вытекающими отсюда сложностями. Может потому, что не верится во все это? Людмила Гурченко не похожа на несчастную официантку, это, во-первых, даже когда тащит домой сумку с остатками свадебного банкета, да и, что бы ни говорили, официантка, в Советском Союзе – это звучало гордо! И даже по фильму видно, что за один вечер она зарабатывает вполне не плохо, только один подвыпивший и подпевающий клиент ей щедро отваливает пятерку, да, она берет только трояк, но и это неплохие деньги! За трояк можно было в том же ресторане вечерок посидеть, не шикуя, конечно, ног можно было!

А, во-вторых, давайте не будем забывать о ее стороннем, менее законном заработке. Проводник Андрей и скрашивает ей одиночество, и помогает подзаработать. Схема, конечно, странная, но тем не менее.

-4

И Никита Михалков в роли Андрея просто превосходен! Он вообще мне больше нравится в каких-то эпизодических ролях, чем в главных, наверное, потому, что ему в эпизодах не дают развернуться во всю ширь, и он более органичен и менее театрален.

Тут, кстати, Рязанов смело говорит о случайных половых связях, хотя, как всем теперь известно, секса в СССР не было. Тут и короткие встречи с Андреем, во время стоянки поезда на станции, и посягательство на добродетель Рябинина от каждой фемины в фильме, которые так и видят себя в его объятиях.

Еще одно откровение, как для 1982-го года – это дядя Миша, в исполнении Ноны Мордюковой – эй, вы там, не бинарные, как вам такое?!

-5

Мало того, что Рязанов откровенно и не боясь гнева КейДжиБи рассказывает о спекулятивных схемах и доходах таких дельцов как дядя Миша, которая имеет в своем пользовании видеомагнитофон и покупает себе видеокассеты по триста рубасов (это при средней зарплате в 100-120 рублей в месяц), так и по сути, оправдывает все это! Ну, или, по крайней мере, не осуждает, и сдается мне, причиной тому, что и он, скорее всего, пользовался услугами тех самых перекупов.

И вот мы слышим, что с каждого килограмма дынь Вера спокойно получила бы 50 копеек (могу ошибаться, но примем эту цифру), то есть в чемоданах, судя по всему, ну пусть килограммов 60 (а скорее всего, все 80!), умножаем одно на другое, и получаем 30 рублей! А на сапогах, думаю, подъем еще больше! Да, это не каждый день, но даже раз в месяц, это приличная добавка к зарплате и чаевым от проезжающих клиентов, которые часто тоже бывают щедры, особенно во хмелю! И, получается, Вера ничуть не бедствует, а даже наоборот, зарабатывает куда больше, чем, например, работающая в конструкторском бюро Надя Клюева из фильма «Самая обаятельная и привлекательная»!

В общем, фильм, как для 1982-го года довольно смелый и откровенный, прям сразу вспоминаются про жесткую советскую цензуру и режиссеров, которых притесняли, а фильмы их закидывали на дальнюю полку.

-6

Ну, и, конечно, впечатляет концовка. Да, она трогательная и, прям, вышибает слезу! Особенно сердце сжимается, когда понимаешь, что Рябинин не успеет к утренней поверке и его ждут семь лет расстрела, но в данном случае, пенитенциарная система дает сбой, и похоже, максимум, что ждет шныря Рябинина, это пара дней карцера, а может и этого не будет.

Не скажу, что я остался в восторге от данного фильма, но прекрасно понимаю, почему он так полюбился советскому зрителю – это отражение их жизни, о которой открыто и интересно рассказал Рязанов. Это история, подобная тем, которые рассказывались на кухнях, во время посиделок с соседями, о чем сплетничали женщины на работе, а мужики сочиняли анекдоты. Смешные, нелепые ситуации, в которые попадает Рябинин, делают его близким каждому, а окружающий его мир именно такой, в котором жил каждый – конфликты в поездах и ресторанах, покупки у спекулянтов, противостояние колхозников и перекупов на рынках, неприкаянность пассажиров, которым часто приходится ночевать на вокзалах, со всеми вытекающими последствиям.

Фильм жизненный, а это особенно нравилось советскому зрителю, потому что они видели в кино, что это не у них жизнь такая, а у всех, да еще и со всякими эксцессами, которые, слава богу, их минули.

А сейчас фильм с удовольствием смотрят по той же причине – окунаются в 80-е годы советской жизни, и с ностальгией вспоминают все, что тогда было – от междугородних разговоров по таксофонам, до перекусов холодными пирожками в привокзальных буфетах. То, что тогда казалось нам неудобствами, сейчас, современным нам, которые смотрят фильм сидя на удобном диване с плазменного экрана телевизора, кажется таким уютным и ламповым, от чего сердце щемит и ноет. А это, для нас сегодняшних, многого стоит!