Сегодняшний гость нашей постоянной рубрики – А.Н. Артемьев, директор
ГБОУ Школа №2089. А поводом для нашей встречи с Александром Николаевичем стало знаменательное событие в жизни возглавляемой им образовательной организации: школьная команда «Вызов», состоящая из активистов самоуправления, в результате упорнейшей борьбы заняла третье место в финале конкурса «Успешная молодежь – 4.0».
– Примите наши поздравления, уважаемый Александр Николаевич! Это ведь и ваш успех, и успех школьного коллектива в целом. Мой первый вопрос, конечно же, касается истории участия вашей школы и ее команды в этом грандиозном конкурсе. Вы ведь уже не в первый раз штурмуете высоты на столь
представительном форуме успешной молодежи столицы.
– Все верно, в нынешнем учебном году мы уже в четвертый раз принимали участие в конкурсе «Успешная молодежь». То есть школа №2089 в этом конкурсе – в буквальном смысле сегодня его возникновения. Мы все четыре года доходили до финала, но на пьедестал поднялись только в нынешнем 2025 году. Вся система подготовки на всех этапах проведения конкурса была долгой, тщательной, продуманной и вместе с тем – творческой. Конечно, состав участников команды менялся на протяжении минувших лет, кто-то стал выпускником и покинул стены школы, кто-то подрос и принял эстафету. В состав команды «Вызов» вошли в основном учащиеся девятых классов.
– То есть им не нужно готовиться к ЕГЭ и ребята могут больше времени уделить конкурсу?
– У них впереди ОГЭ, что, конечно, тоже немаловажно. Однако при всем этом члены школьной команды смогли найти достаточно времени для репетиций, созданию сценариев выступлений, отработке взаимодействия между собой. И сумели даже совместить приятное с полезным. Потребовалось достаточно много времени для подготовки успешного выступления, ведь это, помимо всего прочего, еще и работа наставников. Основным наставником команды, ее вдохновителем стала Виктория Жумабековна Мамедова, советник директора по воспитанию. Были темы по профориентационной деятельности, и по экологии – необходимо было отработать самые разные направления. Принимали участие советники, наставники, классные руководители и учителя.
– Мне запомнилось юмористическое выступление команды «Вызов» в духе КВН. Было и смешно, и актуально. При этом во многих выступлениях команд-финалисток чувствовалось, что ребята уже привыкли актерствовать в школьном театре. А как у вас обстояло дело? Члены команды участвуют в театральных студиях?
– Они все уже три года являются членами театральной студии, которая ставит спектакли на французском языке. Мы проводим занятия студии для кадетских классов. Так что артистический опыт у команды есть. Навыки, умения театральные – все это присуще команде «Вызов».
– И все это чувствовалось во время их выступления. Во время финала было хорошо видно, какие школы действительно по-настоящему готовились к этим ответственным выступлениям, а где имела место импровизация. На мой взгляд, все-таки лучше получилось у тех, кто имел домашние заготовки, то есть долго работал над выступлением. Именно так выглядела и команда «Вызов».
– Имея уже достаточный опыт участия в конкурсе, мы хорошо представляли себе, сколько требуется времени на подготовку, каковы примерно трудозатраты. Поэтому нам удалось распределить нагрузку равномерно в течение всего учебного года. Нам удалось заранее все спланировать, чтобы ребятам было комфортно совмещать учебно-воспитательный процесс и напряженную подготовку к тому или иному этапу конкурса «Успешная молодежь – 4.0». Схема была примерно такой: сначала – мозговой
штурм, затем – прописывание сценария, совместное обсуждение, съемки на камеру… Монтаж и так далее. Так что нельзя сказать, будто все делалось на коленке и в последний момент. У нас такого не было. Удачно в этом году сложилось и еще одно обстоятельство. Если помните, раньше на пути к финалу было четыре этапа конкурса, а в новом сезоне – только два. И потому времени
было достаточно. На мой взгляд, в будущем, на очередных подобных конкурсах, лучше оставаться в таком формате, поскольку иначе получается много заданий,
с которыми ребятам предстояло справляться. Слишком ускоренный режим подготовки выпадал на долю команды. В этом году все было комфортно – и по срокам, и по нагрузке. Это не означает «легко», я говорю лишь о том, что режим подготовки к финалу позволял членам команды реализоваться максимально.
– Как бы вы охарактеризовали команду «Вызов»?
– В ней подобрались позитивные и энергичные ребята. В повседневной школьной жизни они стараются участвовать буквально во всем, в чем только можно. Ребята активные, параллельно они участвуют еще во многих
конкурсах и олимпиадах, что, конечно, положительно сказывается на уровне их выступлений. Например, участвуют в конкурсе Управляющих советов. И не только! Они же – кадеты, у них всегда повышенная нагрузка. Отличная
команда.
– Организованность, слаженность, общий позитивный настрой – во всем этом чувствуется и высокая дисциплина, и хороший навык коллективной работы, что, конечно же, присуще кадетским классам. Все это не могло пройти мимо внимания жюри конкурса «Успешная молодежь – 4.0». Поэтому мой следующий вопрос такой: как в школе прошли поздравления команды с таким выдающимся
успехом?
– Конечно, поздравляли. Выложили радостную информацию в соцсетях. И на общешкольной линейке, которая проводится по понедельникам – с поднятием флага России и исполнением гимна нашей страны – был озвучен успех команды «Вызов». Состоялось чествование победителей. Ну и призы, конечно, ребята
получили хорошие от организаторов конкурса.
– Нашим читателям наверняка интересно было бы узнать: а что за призы?
– Ребятам приятно было получить умные колонки «Маруся» – они достались каждому. Это продвинутая электроника, дети с удовольствием ими пользуются.
Также члены команды получили билеты на технологическую выставку, которую ребята собираются посетить, почетные грамоты и сертификаты на обучение в вузе.
– Что представляют собой эти сертификаты?
– Это своего рода грант, подразумевающий почти гарантированное поступление в вуз – Университет правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова. Там предусмотрены дополнительные условия, определенный минимальный уровень баллов на ЕГЭ и другие обязательства, но с этим грантом, тем не менее, поступить в данный вуз намного легче. Но поскольку члены команды заканчивают только девятый класс, они эти сертификаты передали выпускникам 2025 года. Вот такая благотворительность.
– Да, кому-то из одиннадцатиклассников повезло!
– Надеемся, что, когда сегодняшние члены команды станут одиннадцатиклассниками, они еще раз завоюют такие сертификаты, но только – для себя. А еще ребятам подарили рисунки, побывавшие в космосе, на околоземной орбите.
– Александр Николаевич, нынешние успехи школы, безусловно, стоят «на плечах» ее славной истории, традиций и достижений. Расскажите, пожалуйста, о некоторых вехах в жизни вашей образовательной организации.
– Школа наша состоит из трех школьных зданий, четырех дошкольных и Центра творчества. Обучаются у нас в общей сложности приблизительно 5700 человек. Если говорить о возрасте, то старейшему зданию нашего комплекса – 45 лет. А сама школа на этом месте существует уже более ста лет, хотя первоначальное здание устарело и снесено. Однако этот факт не отменяет того, что у нас глубокие, можно сказать – исторические традиции обучения и воспитания подрастающего поколения, заложенные еще в Российской империи. Район «Некрасовка», в котором мы расположены – строящийся, но мы обитаем в той его части, которая уже сложилась. В исторической части. Мы – старейшее образовательное учреждение района. И наша жизнь строится таким образом, что каждый школьный корпус имеет свою особенность, свою, как говорят, «фишку». В общем, занимается своим делом. Корпус номер 1 ориентирован на кадетское и естественнонаучное образование. Мы планируем, что классы этой естественнонаучной вертикали станут у нас профильными. Второе здание школы собрало под своей крышей классы с инженерной направленностью обучения. Здесь – «Математическая вертикаль», инженерные классы. Третье здание и его содержание носят гуманитарную специфику: языки, филология.
Планируем придать всему этому предпрофессиональную направленность. Плюс – открыть предпринимательский класс. Из направлений, которые у нас успешно реализуются на протяжении уже не одного года, я бы выделил кадетские классы. Они у нас довольно давно, носят характер казачьей подготовки. В этом
нам помогает наш партнер – Университет имени Разумовского. Они выделяют нам гранты, места для выпускников наших кадетских казачьих классов. Наши
кадеты входят в рейтинг лучших кадетских и казачьих классов города Москвы. В прошлом году мы стали призерами «Кубка Героев». «Тебе, столица, наши юные таланты!» – это еще один значимый конкурс, в котором стали лауреатами первой степени. Московская метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений» также принесла нашим ученикам три призовых места. Олимпиада «История и культура храмов столицы» тоже успешно прошла для наших учащихся. Еще мы участвовали в метапредметной олимпиаде «Литературное наследие Михаила Шолохова» и стали там победителями.
– В общем, ваша школа – завсегдатай среди призеров и победителей городских фестивалей, олимпиад, конкурсов. Каким образом вам удается столь успешно мотивировать ваших кадет?
– Ну, во-первых, изначально отбор в кадетские классы у нас достаточно строгий. Мы стараемся, чтобы туда попадали не только дети с хорошими физическими кондициями, но и развитые интеллектуально. Поэтому при зачислении в кадетский класс мы просим ребят писать мотивационное письмо. И на основе этих писем, при понимании того, почему ребенок хочет учиться в кадетском классе, уже принимается решение о его зачислении. А когда мотивация высокая, то и результаты достигаются хорошие. Ребятам очень нравится участвовать в Параде кадет на Поклонной Горе, В последние два года мы были единственной школой, кто полностью формирует свою строевую «коробку» для парадного шествия. Наши дети участвовали в параде на Красной Площади, это тоже стало предметом гордости для нас, педагогов и администрации школы. Очень тесная связь у нас со священнослужителем Русской Православной Церкви, который курирует наше кадетское направление. И присягу свою наши кадеты приносят в храме. Когда они перед иконами, перед лицом Бога дают свою клятву, это дорогого стоит. И отношение к этой клятве у ребят становится максимально ответственным.
– А как насчет успеваемости по программе в кадетских классах?
– Вы хотите спросить, не мешает ли насыщенная кадетская и казачья подготовка усвоению знаний по предметам? Так вот, успеваемость в кадетских классах выше, чем в среднем по школе. Этому способствует тот уровень дисциплины, который создан в эти классах.
Второй проект, который для нас очень значим – это инженерные классы. Там создана очень хорошая материально-техническая база, значительную часть в обучающем оборудовании занимают роботы. В прошлом году наши учащиеся стали финалистами национального чемпионата «Профессионалы» в Санкт-Петербурге. По стране они заняли четвертое место. А в нынешнем году учащиеся наших инженерных классов заняли в Москве на региональном этапе
конкурса первое и второе места, а на общенациональном этапе – первое место по робототехнике в чемпионате «Профессионалы». Плюс – ребята постоянно участвуют в конкурсах, которые проходят под эгидой вузов столицы.
– Александр Николаевич, вы упомянули о школьном театре на испанском языке…
– Есть у нас театр на испанском,есть театр на французском. Виктория Жумабековна Мамедова, о которой я вам уже говорил, как раз ведет театр на французском, и кадеты в нем принимают активное участие. Оба театра расположены в разных зданиях, так что ходят друг к другу в гости и перенимают все лучшее, идет постоянный творческий взаимообмен. Зрители тоже имеют возможность сравнивать и наслаждаться.
– И, наконец, об Управляющем совете школы. Какова, на ваш взгляд, его роль в воспитательно-образовательном процессе, в школьном самоуправлении?
– У нас регулярно проходят заседания Управляющего совета – как в очном, так и в онлайн-формате. То есть – кому и как из членов УСа удобно. Многие вопросы школьной жизни на этих встречах обсуждаются. Главным образом роль совета заключается в информировании родителей и общественности о тех делах и событиях, которые происходят в школе. Будь то ремонт, оснащение материально-технической базы, закупок. Касается это и режима учебы: графика каникул, внешнего вида учащихся и сотрудников. Обсуждаются мероприятия, проводимые в школе, вопросы безопасности, постановки на учет, тема льгот и преференций… Много всего ложится на плечи Управляющего совета, включая премий за высокие достижения учащимися и преподавателями. Уже много лет председателем нашего Управляющего совета является Ирина Витальевна Ухаботина, глава нашего муниципального округа. Она в совете – и как общественный деятель, и как представитель власти, и как родитель. Ирина Витальевна – сама педагог в прошлом, была в свое время заведующей детским
садиком. Потому ей легко находить общий язык с педагогическим коллективом школы, администрацией. Она поддерживает все наши начинания и помогает в
их реализации.
– Ну что ж, такое содружество обещает дальнейшие успехи в развитии вашей школы!
Беседу вела Светлана Аннина
Материал из журнала "Управляющий совет образовательной организации. Сегодня. Завтра. Послезавтра"