Найти в Дзене

Животные и вечность: кто спасётся, а кто нет? Священник Павел Островский.

Вопрос про животных после смерти звучит очень часто. Люди спрашивают: «Батюшка, а моя кошечка будет в раю? А пёсик? Мы ещё увидимся?»
И в этом вопросе чувствуется любовь, нежность и боль. Мы привязываемся к своим питомцам: они встречают нас у двери, радуются нам, когда другим до нас нет дела. Но здесь есть один важный момент, о котором стоит честно сказать. Почему нас так волнует, что будет с животными, но гораздо меньше — что будет с нами самими после смерти?
Апостол Павел пишет: «Страшно впасть в руки Бога живаго» (Евр. 10:31). Даже он, великий апостол, говорил о страхе перед судом Божиим. И в Ветхом Завете сказано: «Начало мудрости — страх Господень» (Притч. 1:7). То есть правильно — в первую очередь думать о своей душе и о том, как мы предстанем на Суд Божий. А не так, будто мы уже автоматически в раю, и единственное, о чём нужно беспокоиться — это попадёт ли туда наша кошка. Но всё-таки давайте разберёмся, что говорит Церковь о животных. Есть один очень важный отрывок в Послан
Оглавление

Вопрос про животных после смерти звучит очень часто. Люди спрашивают: «Батюшка, а моя кошечка будет в раю? А пёсик? Мы ещё увидимся?»

И в этом вопросе чувствуется любовь, нежность и боль. Мы привязываемся к своим питомцам: они встречают нас у двери, радуются нам, когда другим до нас нет дела. Но здесь есть один важный момент, о котором стоит честно сказать.

Почему нас так волнует, что будет с животными, но гораздо меньше — что будет с нами самими после смерти?

Апостол Павел пишет:

«Страшно впасть в руки Бога живаго» (Евр. 10:31).

Даже он, великий апостол, говорил о страхе перед судом Божиим. И в Ветхом Завете сказано:

«Начало мудрости — страх Господень» (Притч. 1:7).

То есть правильно — в первую очередь думать о своей душе и о том, как мы предстанем на Суд Божий. А не так, будто мы уже автоматически в раю, и единственное, о чём нужно беспокоиться — это попадёт ли туда наша кошка.

Но всё-таки давайте разберёмся, что говорит Церковь о животных.

Что пишет апостол Павел о твари

Есть один очень важный отрывок в Послании к Римлянам. Апостол Павел говорит о всём творении, о всей твари, о мире вокруг человека:

«Ибо тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих...

тварь покорилась суете…

в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению...» (см. Рим. 8:19–21).

О чём здесь речь?

Человек был поставлен Богом главой творения. Когда человек согрешил и отверг волю Божию, последствия коснулись не только его самого, но и всего мира:

– в мир вошла смерть,

– появилось страдание,

– вся природа стала «стенать и мучиться» вместе с человеком.

Животные не виноваты в грехопадении. Но они живут в мире, искажённом грехом. Их болезни, смерть, страдания — тоже следствие общей повреждённости творения.

Однако апостол нигде не говорит, что животные имеют такую же вечную душу, как человек. Образ и подобие Божие, дар личности, свободы, сознательного выбора добра — всё это относится именно к человеку.

Есть ли у животных вечная жизнь?

Большинство святых отцов и богословов говорят так: животные не имеют бессмертной души, как человек, и в том же смысле, как человек, в вечность не входят.

Но при этом есть и другие высказывания святых, более осторожные. Некоторые говорили, что в обновлённом, преображённом мире, в будущем веке, может быть такая форма существования твари, которую мы просто не понимаем. И не всё нам открыто.

Поэтому правильнее и смиреннее всего сказать так:

это —
тайна Божия.

Мы просто не знаем до конца, как именно Господь устроит судьбу животных в вечности.

Можно ли молиться за животных?

Очень частый вопрос: «Можно ли молиться за кота, собаку, попугая? Ведь они страдают, болеют, умирают…»

Да, можно и нужно молиться. Только, конечно, не как за людей — не писать имена в записках, не поминать на проскомидии или панихиде. Животные — не члены Церкви, не участники Таинств, у них нет такого пути спасения, как у человека.

Но своими словами, дома, от сердца, можно обратиться к Богу:

«Господи, Ты всё сотворил, и этого моего питомца тоже. Облегчи его мучения, помоги, если возможно — исцели. Если нет — дай ему уйти без лишней боли».

Такая молитва — не грех, а проявление милосердия. Ведь Господь любит всё Своё творение. И если мы проявляем сочувствие к животным, это говорит о мягкости сердца.

Главное — не забыть о своей душе

При всей любви к питомцам есть опасность, о которой стоит честно предупредить:

мы можем так увлечься переживаниями о животных, что
перестаём думать о собственной вечности.

Иногда человек говорит:

«Лишь бы моя кошечка была в раю!»

А о том, будет ли он сам в раю, почти не задумывается.

Но ведь нам предстоит Страшный Суд, где мы дадим ответ за свою жизнь, за свои грехи, за то, как относились к людям, к Богу, к заповедям. Животное не отвечает за грех в человеческом смысле. А мы — отвечаем.

И здесь очень важно поставить всё на свои места:

  • за животных можно и нужно переживать,
  • о животных можно молиться,
  • но первое место в нашей заботе должна занимать собственная душа.

Что будет в итоге?

Можно ли с уверенностью сказать: будут ли наши коты и собаки в раю?

Честный ответ —
мы не знаем. Церковь не даёт точного догматического ответа на этот вопрос.

Но мы знаем другое:

  • Бог — Любовь;
  • Бог — Премудрый Судия;
  • Он устроит всё лучшим образом для нашего спасения.

Если будет полезно для человека, если это действительно необходимо для его радости в Царстве Небесном, Бог может так устроить, чтобы и в будущей жизни он не лишился того, что ему во благо. Если же в этом не будет духовного смысла — значит, Господь иначе утешит человека, по-особенному.

Поэтому самое разумное — довериться Богу и помнить:

Он знает наши слёзы, нашу любовь к животным и наше сердце.

Любите своих питомцев, заботьтесь о них, молитесь за них в скорби и болезни. Но при этом не забывайте:

«Более всего хранимого храни сердце твоё» (Притч. 4:23).

Ведь в вечности прежде всего будет отвечать не кот, не собака, а мы сами.

Если мы будем жить по заповедям, каяться, стремиться к Богу, то милостивый Господь устроит судьбу и людей, и животных так, как будет истинно полезно для спасения.

Остальное — в Его любящих руках.