Как часто бывает, что самый сильный и надежный друг на экране оказывается предан самым жестоким образом за его пределами? Сегодня мы вспоминаем человека-скалу, актера, который мог одним взглядом передать всю боль и мудрость народа, - Виктора Авдюшко.
Начало пути: от неба к сцене
Москва, середины 1920-х. Мальчик Витя из простой семьи, где отец работал весовщиком на Киевском вокзале. Жили они более чем скромно - мыться, бывало, ходили в служебную душевую на том самом вокзале. Казалось бы, какое тут кино? Но судьба - дама с характером.
Юноша поступает в престижнейший Московский авиационный институт. Казалось, вот она, дорога в небо! Но не тут-то было. Студенческая самодеятельность перевесила романтику полетов. Небо сменилось на подмостки, и Виктор, не раздумывая, поступил во ВГИК, в мастерскую самого Юрия Райзмана. Это был смелый, поворотный шаг, определивший всю его дальнейшую судьбу.
Прорыв и первые шишки: «Тугой узел», который не развязали
Его путь в кино начался, как у многих, с массовок и эпизодов: «Молодая гвардия», «Кубанские казаки». Но его мужественная, честная внешность, в которой читалась и суровость, и необыкновенное обаяние, быстро выделила его из толчеи статистов. Ему стали доверять более серьезные работы.
И вот он, шанс - роль секретаря райкома Павла Мансурова в фильме Михаила Швейцера «Тугой узел» (1956).
Это была сложная, неоднозначная роль карьериста, которая позволила бы Авдюшко раздвинуть рамки своего амплуа «хорошиста». Он блестяще справился. Но... Фильм положили на полку. Начальству не понравилась «нетипичность» такого партийного работника. Картину изуродовали перемонтажом и выпустили в ограниченный прокат под другим названием. Увидеть ее в первоначальном виде зрители смогли лишь в 1989 году, спустя много лет после смерти актера. Представляете, каково это - выложиться на все сто, создать шедевр, а тебе говорят: «Нельзя, спрячьте»? Это был тяжелый удар.
Вершина мастерства: Говорящее молчание
Но талант не спрячешь. В 1961-м на экраны вышла военная драма «Мир входящему». Авдюшко сыграл онемевшего от контузии солдата Ивана Ямщикова.
Роль была виртуозной: без единого слова, только глаза, мимика, пластика. Он смог передать всю глубину страдания и человечности своего героя. Работа была оценена по достоинству - фильм получил «Золотой кубок» на кинофестивале в Венеции. Казалось бы, вот он, триумф! Но и эту картину, слегка переделав, пустили в прокат по третьему экрану, до массового зрителя она так и не дошла. Горькая ирония судьбы - международное признание и холодный прием на родине.
А ведь были и другие великие работы: нигилист Базаров в экранизации «Отцов и детей», где он обошел на пробах самого Смоктуновского, старшина Шестаков в «Живых и мертвых», майор Максимов в эпопее «Освобождение». И даже в комедии «Тридцать три» он не затерялся среди мэтров, сыграв обаятельного водолаза Мишу. Он доказал, что он разнопланов, но система продолжала видеть в нем исключительно «социального героя».
Личная крепость: Три брака и наследницы таланта
В жизни Виктор Антонович был таким же крепким и основательным, как его экранные герои. Он трижды строил семейную крепость.
Первая жена - актриса Евгения Тэн, родила ему дочь Татьяну. После расхода пара с дочерью уехала в Грецию.
Вторая жена - эстонская актриса Лийна Орлова. В этом браке родилась дочь Мария, которая пошла по стопам родителей и стала известной актрисой и режиссером в Эстонии.
Третий брак с художником-гримером Ларисой был заключен, когда актеру было 45, а его избраннице - 23. В 1974-м у них родилась дочь Варвара, ныне успешный кинопродюсер и художник по костюмам, бывшая супруга режиссера Тимура Бекмамбетова.
Его личная жизнь была полна и радостей, и тревог, но он до конца оставался опорой для своих близких.
Роковая роль: Цена профессионализма
Его уход стал прямым следствием его отношения к работе - безотказного и ответственного. В 1974-м, во время съемок в тяжелых условиях, актер серьезно простудился, получив воспаление легких. Коллеги, в частности актриса Лидия Смирнова, вспоминала: «Авдюшко на Дальнем Востоке должен был сниматься на фоне военных кораблей, которые вот-вот могли надолго уйти... Группа приходила к Авдюшко и умоляла, чтобы он, больной, работал. И он в шинели с автоматом через плечо, с воспалением легких влезал в ледяную воду. Сняли два дубля, и у него образовался гнойный плеврит. Через семь месяцев он умер...».
Он умер 19 ноября 1975-го, всего за пару месяцев до своего 51-го дня рождения. Его последней ролью стал маршал Конев в эпопее «Солдаты свободы», которую он играл, уже будучи тяжело больным. Система взяла от актера все, что могла, но так и не дала ему раскрыться до конца.
_________________
Прожив всего полвека, Виктор Авдюшко оставил нам более шестидесяти ролей. Он был тем самым «русским богатырем», на котором держится земля - и в кино, и в жизни. Его упрямая порядочность и верность профессии стоили ему жизни.
Если эта статья задела вас за живое, если вы тоже считаете, что память о таких артистах, как Виктор Авдюшко, должна жить - подписывайтесь на наш канал. Ваша поддержка помогает нам рассказывать о самых важных страницах нашего кинематографа. Отдельная благодарность всем, кто участвует в нашей акции «Память» и помогает донатами в создании новых материалов. Спасибо, что помните.