Найти в Дзене

Могилы знаменитостей: Александр Борисов. От чердачных спектаклей до ордена Ленина. Как сын прачки покорил советское кино

Если вы думаете, что советское кино - это только про трактора и лозунги, то Александр Борисов заставит вас пересмотреть свои взгляды. Представьте: Петербург, 1905 год. За окнами - революция, а в крохотной комнатушке рождается мальчик, которому суждено покорить сердца миллионов. Не королевская кровь, не наследство, а талант и упрямство стали его билетом в вечность. Его история - не шаблонный путь «из грязи в князи», а скорее мастер-класс по выживанию в эпоху, когда искусство было и оружием, и утешением. Появился на свет Саша Борисов в семье, где деньги считали копейками: мать - прачка, отец - кухонный работник. «Перебивались с хлеба на воду» - это не метафора, а их будни. Но именно в этой нужде закалился характер будущего артиста. Как шутил он позже: «Революция дала мне не только свободу, но и возможность есть досыта в столовой театра». Петербургская беднота не убила в нем мечту. Уже в юности он грезил сценой, участвуя в любительских спектаклях. Чердаки, дворы, клубы - всё становилось п
Оглавление

Если вы думаете, что советское кино - это только про трактора и лозунги, то Александр Борисов заставит вас пересмотреть свои взгляды.

Александр Фёдорович Борисов  — советский актёр театра и кино, кинорежиссёр
Александр Фёдорович Борисов — советский актёр театра и кино, кинорежиссёр

Представьте: Петербург, 1905 год. За окнами - революция, а в крохотной комнатушке рождается мальчик, которому суждено покорить сердца миллионов. Не королевская кровь, не наследство, а талант и упрямство стали его билетом в вечность. Его история - не шаблонный путь «из грязи в князи», а скорее мастер-класс по выживанию в эпоху, когда искусство было и оружием, и утешением.

Детство: Голод, холод и первые аккорды судьбы

Появился на свет Саша Борисов в семье, где деньги считали копейками: мать - прачка, отец - кухонный работник. «Перебивались с хлеба на воду» - это не метафора, а их будни. Но именно в этой нужде закалился характер будущего артиста. Как шутил он позже: «Революция дала мне не только свободу, но и возможность есть досыта в столовой театра».

Петербургская беднота не убила в нем мечту. Уже в юности он грезил сценой, участвуя в любительских спектаклях. Чердаки, дворы, клубы - всё становилось площадкой для его первых ролей. «Тогда артисты были как бродячие артисты Средневековья - без пафоса, зато с душой», - вспоминал Борисов.

Учёба: Когда учитель - легенда

В 1927 году он окончил студию при Ленинградском академическом театре драмы, где его наставником стал Юрий Юрьев - «звезда петербургской сцены». Тот научил Борисова главному: «Роль - как жизнь. В ней нет мелочей». Эти уроки стали фундаментом: Александр вживался в персонажей так, что зрители забывали, где заканчивается актёр и начинается герой.

«Интеллигентность - не врождённое, а наживное», - говорил Борисов, и это был его ответ тем, кто считал выходцев из низов «недотепами». Он доказал, что талант не зависит от сословия.

Театр: Любовь длиною в 60 лет

С 1928 года Борисов - актёр Александринского театра, которому остался верен до конца дней. Его дебют - роль Бориса Волгина в пьесе «Чудак» - стал прорывом. Критики ахнули: «Он не играет энтузиазм - он им дышит!».

Но настоящий триумф ждал его в классике. Гаврила в «Горячем сердце», Аркашка Счастливцев в «Лесе», Юродивый в «Борисе Годунове» - эти роли сделали его «хамелеоном сцены». Коллеги шутили: «Борисов может сыграть даже табуретку - и зритель заплачет».

Александр Борисов в молодости
Александр Борисов в молодости

Однако за кулисами царила не только гармония. Советская цензура требовала «идеологически выверенных» постановок. Борисову приходилось балансировать: его политработники в пьесах о революции были не шаблонными героями, а живыми людьми с сомнениями и юмором. «Даже в пропаганде можно найти человечность», - говорил он.

Война: «Играй, мой баян» вместо снарядов

1941 год перевернул всё. Борисов, как и многие артисты, оказался в эвакуации в Новосибирске. Но бездействовать он не мог. Вместе с Константином Адашевским они придумали радиопередачу «Огонь по врагу» - дуэт бойцов-разведчиков, которые частушками поднимали дух солдат. «Мы смеялись над фашистами так, что у слушателей слезы катились - от смеха и надежды», - вспоминал Александр.

А. Ф. Борисов в роли Кузьмы Ветеркова. 1943 г.
А. Ф. Борисов в роли Кузьмы Ветеркова. 1943 г.

Именно тогда прозвучала его легендарная песня «Играй, мой баян», ставшая гимном тыла. Голос Борисова - не мощный, но проникновенный - заставлял верить: «Победа будет за нами».

Фильмография: От Назарки до Павлова — эволюция мастера

Если театр был для Борисова «первой любовью», то кино - страстным романом. Его фильмография - это 45 лет метаморфоз: от эпизодов с тремя репликами до ролей, вписанных в золотой фонд советского кинематографа.

1930-е: Старт с искрой

Дебют в «Днепре в огне» (1937) - скромный, но символичный. Петр Белов, которого он сыграл, - такой же выходец из низов, как и сам актер. Уже тогда критики отметили: «Борисов не играет - живёт в кадре». А вот лента «Друзья» (1938) подарила ему первую заметную роль - Назарки, крестьянина с хитринкой. Фильм не стал шедевром, но научил главному: даже в эпизоде можно создать образ.

1940-е: Война и прорыв

Война приостановила съёмки, но уже в 1949-м Борисов взрывает экраны ролью академика Павлова. Его Павлов - не монумент, а живой человек: упрямый, страстный, чуть чудаковатый. За эту работу он получил Сталинскую премию, а зрители писали: «Словно Иван Петрович воскрес!».

Александр Борисов в фильме "Академик Иван Павлов"
Александр Борисов в фильме "Академик Иван Павлов"

Не менее ярким стал Мусоргский в одноимённом фильме (1950) - здесь Борисов-певец слился с Борисовым-актёром, заставив аудиторию плакать под «Слезу».

Александр Борисов в фильме "Мусоргский"
Александр Борисов в фильме "Мусоргский"

1950-е: Звезда комедии и не только

«Верные друзья» (1954) - визитная карточка. Его профессор Лапин с гитарой и романтической грустью - эталон «мужчины с душой». Но Борисов не застрял в амплуа «певца-интеллигента».

В «Максиме Перепелице» (1955) он - Марко Муха, а в «Следах на снегу» - полковник Грохотов, строгий, но справедливый. Диапазон? Шире некуда!

Голос, который стал визитной карточкой

Борисов-вокалист - отдельная история. Его романсы в «Верных друзьях» и «Двенадцатой ночи» - не просто песни, а мини-спектакли. А озвучивание Тыниса в «Подводных рифах» (1959) и вовсе заставило зрителей поверить, что эстонец говорит его голосом. «Он мог вдохнуть душу даже в текст за кадром», - восхищались коллеги.

Режиссура и поздние годы: Когда за кадром труднее, чем на сцене

В 1960-х Борисов пробует себя как режиссёр. Его «Кроткая» по Достоевскому - смелый эксперимент, но цензура косится на «мрачноватый тон». «Хотел показать внутреннюю бурю, а получил выговор за пессимизм», - с горечью говорил он.

Несмотря на славу, Борисов оставался скромным. Даже став Народным артистом СССР (1951), он избегал банкетов, предпочитая репетиции.

Личная жизнь: Любовь за кулисами, или Как покорить сердце голосом

Если вы думаете, что страсть на сцене - это только игра, то история Александра Борисова и Ольги Бибиновой заставит вас усомниться. Представьте: гастроли, закулисье, запах грима и вечная суета. Именно там, среди костюмов и декораций, будущий народный артист встретил женщину, которая стала его музой на всю жизнь. Ольга Бибинова - актриса с огненным характером и талантом, способным затмить даже его. «Он спел - и я пропала», - признавалась она позже. И кто бы сомневался! Голос Борисова, по словам современников, мог «растопить ленинградский лед».

Александр Борисов и Ольга Бибинова
Александр Борисов и Ольга Бибинова

Их брак длился десятилетия, пережив войны, эвакуации и сталинские премии. Но за фасадом «идеальной советской семьи» скрывались свои драмы. Борисов, как истинный трудоголик, часто ставил работу выше всего. «Отец приходил домой, когда мы уже спали, а уходил - пока не проснулись», - вспоминал сын Касьян. Ольга же, будучи сама звездой Александринки, понимала: её Саша принадлежит не только семье, но и зрителю. «Мы ревновали его к сцене, но прощали - ведь он дарил себя людям», - писала она в мемуарах.

Их союз - редкий пример, когда два таланта не сгорают в огне конкуренции, а зажигают друг друга. Вместе они играли в спектаклях, вместе переживали блокаду, вместе растили детей. Да, Борисов не был идеальным мужем - но разве гении бывают удобными?

Наследие: Что остаётся, когда уходят аплодисменты?

Умер Борисов в 1982-м, оставив после себя более 100 ролей. Его могила на Волковском кладбище - место паломничества театралов.

Александр Фёдорович Борисов похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге
Александр Фёдорович Борисов похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге

А вы помните его голос в «Верных друзьях»? Или как он пел Мусоргского, словно проживая каждую ноту? Александр Борисов не просто актёр - он эпоха. Время, когда талант пробивал себе дорогу сквозь войну, цензуру и бедность.

Если статья задела за живое - ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Кнопка подписки вначале статьи. Здесь мы вспоминаем тех, кто делал историю — без прикрас, но с любовью.

Читайте еще на нашем канале:

Могилы знаменитостей: Он научил медведей ездить на велосипеде. Валентин Филатов — биография человека, подарившего СССР цирковую славу
Обычные люди - необычные истории16 марта

P.S. А ещё после прочтения советую пересмотреть «Верных друзей». Проверено: Борисов в кадре - лучше любого антидепрессанта.