Директор. СССР, 1965. Режиссер Алексей Салтыков. Сценарист Юрий Нагибин. Актеры: Евгений Урбанский, Иван Лапиков, Федор Одиноков, А. Цыганкова и др. Фильм остался незавершенным...
Директор. СССР, 1970.Режиссер Алексей Салтыков. Сценарист Юрий Нагибин. Актеры: Николай Губенко, Светлана Жгун, Борис Кудрявцев, Владимир Седов, Анатолий Елисеев, Всеволод Шиловский и др. 16,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Алексей Салтыков (1934–1993) за свою творческую карьеру поставил 16 фильмов, десять из которых («Друг мой, Колька!», «Председатель», «Бабье царство», «Директор», «Возврата нет», «Семья Ивановых», «Сибирячка», «Полынь – трава горькая», «Емельян Пугачев», «Крик дельфина»), вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
История создания этого фильма поистине драматична. Завершив свой самый известный фильм «Председатель», режиссер Алексей Салтыков начал съемки драмы «Директор», снова по сценарию Юрия Нагибина (1920–1994).
Главную роль в этом фильме играл знаменитый актер Евгений Урбанский («Коммунист», «Баллада о солдате», «Чистое небо»). Осенью 1965 года недалеко от Бухары нужно было снять эпизод, а котором автоколонна преодолевает песчаные барханы. Нужно было снять, как автомобиль, в котором находился Урбанский, на большой скорости обгоняет колонну.
Во время съемки этого эпизода Алексей Салтыков был отъезде, вместо него был второй режиссер Николай Москаленко (1926–1974), будущий постановщик «Журавушки», «Молодых» и «Русского поля».
Первый дубль прошел нормально, но Николай Москаленко для подстраховки решил снять второй. И тут машина перевернулась… Во время аварии Евгений Урбанский получил тяжелейший удар в голову и через несколько часов скончался… Это случилось 5 ноября 1965 года.
Никакой особой надобности сидеть в машине в этом эпизоде не было, так у Урбанского был дублер. Но накануне у актера украли весь его гонорар за предшествующие съемки (800 рублей), и он решил подзаработать по повышенному «трюковому» тарифу…
Реакция киноначальства последовала немедленно: Алексей Салтыков и Николай Москаленко были отстранены от работы в кино. А. Салтыков – на полтора года, Н. Москаленко – почти на три…
В 1967 году Алексей Салтыков поставил драму «Бабье царство», успешно прошедшую в прокате, и стал добиваться возвращения к съемкам «Директора».
Разрешение было получено, фильм был снят. Главную роль в нем сыграл Николай Губенко…
«Директор» вышел во всесоюзный прокат в 1970 году и сразу вызвал споры зрителей и кинокритиков. Евгения Урбанского к тому времени не было в живых уже пять лет…
Киновед Александр Федоров
А. Устинова в журнале «Искусство кино» писала, что в фильме «Директор» «образ Зворыкина задуман как социальный портрет. Как живое воплощение революционного энтузиазма, энергии созидания, большевистской принципиальности. C завидной последовательностью Ю. Нагибин и А. Салтыков продолжают тему «крупномасштабной», сильной личности, выводят человека, призванного олицетворить важные стороны исторического опыта народа. Чутко уловив нынешнюю потребность в таком киногерое, который был бы сродни Чапаеву и Максиму, Губанову и Соколову, авторы и в новом фильме утверждают тот же общественный тип, определяющей чертой которого является страстная, несгибаемая вера в большую и светлую идею коммунизма. Нельзя не отметить, сколь важно сегодня. Нельзя не отметить, сколь важно сегодня стремление вести поиски на этом направлении: если чего и не хватает сейчас — остро, настоятельно — нашему кинематографу, то прежде всего характеров, вобравших в себя исторический опыт народа, его революционный темперамент. … Но тем не менее как раз исторической содержательности не хватает фильму в ряде важнейших звеньев. И, в частности, в том эпизоде, о котором сейчас идет речь. В нем слишком слабо ощущается качественный скачок в развитии героя, в становлении его личности, в формировании его мирочувствования. Что же им помешало решить задачу в полном объеме, почему, сумев увлечь нас яркостью натуры Алексея Зворыкина, темпераментом многих сцен и эпизодов, они не смогли так же определенно и энергично проследить рост его мысли, не смогли сделать именно мысль Алексея Зворыкина и основным «субъектом» и главным «объектом» во всей художественной концепции картины?
Возможно, потому, что конфликты, через которые должны раскрыться характер и масштаб личности Зворыкина, недостаточно емки в социально–историческом отношении, не позволяют проследить формирование героя на том главном деле его жизни, каким был для Зворыкина все же не автопробег и не расхождение с Кнышем, а самое строительство автозавода, решение творческих задач небывалой сложности… «Директор» — фильм, сделанный со страстью и с темпераментом. Картина, несмотря на свои просчеты и ошибки, врывается в наше сознание словно на крутом вираже» (Устинова, 1970: 48–60).
А вот у кинокритика Александра Липкова (1936–2007) сложилось впечатление, что в «Директоре» суть характера Алексея Зворыкина выводится из «некой тоски авторов по типу руководителя, не стесненного ограничительными рамками безусловных параграфов и предписаний, а наделенного безудержной полнотой права самому брать на себя за все ответственность, самому все решать. … Он во всех своих проявлениях одинаково мил своим создателям. Влепил увесистую оплеуху жене — она сама от удовольствия чуть не сомлела, и авторам радостно. … То, что режиссер А. Салтыков и сценарист Ю. Нагибин выбрали именно такого героя, лишено малейшей тени случайности. Он был предопределен их прежними совместными работами: «Председателем» и «Бабьим царством», где в центре была волевая, сильная личность, своей единовластной волей формирующая стихию народной жизни, подчиняющая себе ее движение, предписывающая ей свои законы» (Липков, 1970).
Зрители XXI века все еще помнят этот фильм: «Да, это очень интересный и зрелищный фильм. Что касается трюковых съемок на старых автомобилях – это шедевр мирового уровня, который можно смело поставить с аналогичными эпизодами голливудского "Индианы Джонса". Историческая достоверность тоже на высоте, говорю это как специалист в истории отечественного автопрома» (М. Соколов).
Киновед Александр Федоров
Выстрел. СССР, 1967.Режиссер Наум Трахтенберг. Сценарист Николай Коварский (по одноименной повести А.С. Пушкина). Актеры: Михаил Козаков, Юрий Яковлев, Олег Табаков, Ариадна Шенгелая, Владлен Давыдов, Борис Новиков и др. 15,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Наум Трахтенберг (1909–1970) поставил всего три полнометражных игровых фильма, из которых двум («Выстрел» и «Я его невеста») удалось войти в тысячу самых популярных советских кинолент. Правда, Наум Трахтенберг снял еще комедийную короткометражку, вошедшую в отлично прошедший в прокате альманах «Совершенно серьезно».
Кинокритик Михаил Белявский (1904-1982) в «Спутнике кинозрителя» писал, что авторы «Выстрела» в основном «со своей задачей справились успешно. Сильвио, в исполнении артиста М. Козакова, предстает перед нами не только человеком, окруженным сенью таинственности. Он выглядит особенно драматичным, потому что мы ощущаем все несоответствия богатой, незаурядной натуры обстоятельствам жизни. … Будни полкового быта в далеком южном городке отражены в фильме тщательно и достоверно… В изобразительном решении, во всем строе повествования хорошо переданы черты и богатства, и бедности тогдашней русской жизни» (Белявский, 1967: 13).
Эта экранизация пушкинской прозы и сегодня сохраняют притягательность для многих зрителей, которые восхищаются ей на интернетных сайтах:
«Посмотрели в очередной раз этот великий фильм. Произведение искусства. Удивительная игра Михаила Козакова, мало текста, совершенно без эмоций, но какая игра глазами и мимикой. С каждым годом я все больше восхищаюсь работами этого актера. Лучший из лучших» (Новикова).
«На мой взгляд, это одна из лучших отечественных экранизаций прозы гениального Пушкина. Редкий случай, когда и повесть, и снятый по ней фильм равнозначны по силе воздействия на читателя–зрителя. Актёрское "трио" – Козаков, Яковлев и Табаков – просто великолепно» (Кристобаль).
«Фильм очаровывает. И по форме и по содержанию – это непревзойдённая классика, образец, эталон. Прекрасные актёры, непостижимым образом детализированные костюмы, интерьеры помещений и натурные виды, самым удивительным образом погружающие зрителя в давно минувшее время. Смотреть такое кино не надоедает, и сколько ни смотри, всякий раз забываешь о дыхании... Глаза, лица, диалоги – ты будто там, вместе с героями Пушкина, и потом, после того, как гибнет Сильвио, так не хочется возвращаться в нынешнюю реальность... Время, когда умели снимать настоящее кино, где ты, куда ты ушло?» (И. Поветкин).
Киновед Александр Федоров
Капкан / Capcana. Румыния, 1973. Режиссер Маноле Маркус. Сценарист Титус Попович. Актеры: Иларион Чобану, Мирчя Дьякону, Аурел Джурумиа, Николае Прайда, Виктор Ребенджюк и др. Прокат в СССР – 1975. 27,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Румынский режиссер Маноле Маркус (1928-1994) поставил два десятка полнометражных игровых фильмов, но совесткие зрители запомнили его именно по «Капкану».
Этот боевик, действие которого происходит в 1948 году, в какой-то степени перекликается с серией ретрофильмов, начатых картиной Серджу Николаеску «Чистыми руками»…
Кинокритик Денис Горелов писал, что в Румынии 1970-х«кинематограф дублировал былое двоевластие. Серджиу Николаеску снимал франшизу об асе довоенного сыска комиссаре Тудоре Микловане. Маноле Маркус делал серию о новобранце с партбилетом комиссаре Михае Романе. Со временем, как и в жизни, комиссарам суждено было сойтись, чтоб застыть твердыней народного правопорядка… «Закончим в следующий раз», – торопились в горы не ожидавшие отпора негодяи. «Следующего раза не будет», – цедил в дверях товарищ с автоматом. … Индивидуализмом, шляпой, жилеткой герой, конечно, восходил к архетипическому «Ровно в полдень» Фреда Циннемана. Полностью отработать сюжет о шерифе, брошенном согражданами на съедение заезжим гастролерам, не позволила идея (народ, мол, всегда на стороне правды) – но воевать все равно пришлось одному» (Горелов, 2019).
Некоторые зрители и сегодня вспоминают «Капкан» добрым словом:
«Замечательный фильм. … эта картина… сделана в более жесткой манере [чем фильмы С. Николаеску]. Здесь больше реализма, нет погонь и фантастических перестрелок. Это больше вестерн. Представьте себе такое изменение сюжета: в маленький, захолустный городок на Диком Западе приезжает полицейский. Городок терроризирует банда. Местные жители напуганы, безвольны. Шериф подкуплен бандитами. Полицейский устраивает праздник в салуне, заманивает бандитов и практически в одиночку сражается с ними. То же мастерски воплощено и в этом фильме» (А. Гребенкин).
Киновед Александр Федоров