Найти в Дзене
DEMIDOV

Русская Коко Шанель: Надежда Ламанова устроила показ мод в Бутырской тюрьме

В истории мировой моды есть имена, которые звучат как символы эпохи. В России одним из таких имён стала Надежда Петровна Ламанова — портниха, художник по костюмам и настоящий реформатор моды, которую нередко называют «русской Коко Шанель». Её путь — это история о таланте, упорстве и способности оставаться на гребне волны в самые бурные времена. Надежда Ламанова родилась в дворянской семье в Нижегородской губернии. Уже в 16 лет она переехала в Москву, чтобы самостоятельно зарабатывать на жизнь и помогать семье. Путь в профессию начался со школы кройки и шитья, после чего Ламанова устроилась в престижное ателье мадам Войткевич — там она получила первые профессиональные навыки и увидела, как работает мир высокой моды. Уже через год Надежда решилась на смелый шаг — открыла собственное ателье в центре Москвы. Её талант быстро оценили: безупречная посадка платьев, внимание к деталям и умение подчеркнуть достоинства фигуры привлекли самых взыскательных клиентов — от купчих до аристократок.
Оглавление

Надежда Ламанова: русская Коко Шанель

Надежда Ламанова
Надежда Ламанова

В истории мировой моды есть имена, которые звучат как символы эпохи. В России одним из таких имён стала Надежда Петровна Ламанова — портниха, художник по костюмам и настоящий реформатор моды, которую нередко называют «русской Коко Шанель».

Её путь — это история о таланте, упорстве и способности оставаться на гребне волны в самые бурные времена.

Начало пути: от провинции до Москвы

-2

Надежда Ламанова родилась в дворянской семье в Нижегородской губернии. Уже в 16 лет она переехала в Москву, чтобы самостоятельно зарабатывать на жизнь и помогать семье. Путь в профессию начался со школы кройки и шитья, после чего Ламанова устроилась в престижное ателье мадам Войткевич — там она получила первые профессиональные навыки и увидела, как работает мир высокой моды.

Уже через год Надежда решилась на смелый шаг — открыла собственное ателье в центре Москвы. Её талант быстро оценили: безупречная посадка платьев, внимание к деталям и умение подчеркнуть достоинства фигуры привлекли самых взыскательных клиентов — от купчих до аристократок.

Триумф до революции

-3

К началу XX века ателье Ламановой превратилось в настоящий дом моды с десятками мастериц, демонстрационным залом и пошивочным цехом. Среди её заказчиц были:

  • императрица Александра Фёдоровна (в 1904 году Ламанова получила титул «Поставщика двора Её Императорского Величества»);
  • великая княгиня Елизавета Фёдоровна;
  • представительницы богатейших купеческих династий (Морозовы, Мамонтовы, Рябушинские).

Секрет успеха заключался в уникальном методе работы. Ламанова не рисовала эскизы — она создавала платья прямо на фигуре клиентки, драпируя ткань и закалывая её булавками.

Вечернее платье, созданное Надеждой Ламановой, 1913–1914 гг
Вечернее платье, созданное Надеждой Ламановой, 1913–1914 гг

Этот трудоёмкий процесс требовал от заказчиц терпения (иногда приходилось стоять неподвижно часами), но результат стоил того: наряды сидели идеально и становились произведениями искусства.

Наряды, созданные Надеждой Ламановой
Наряды, созданные Надеждой Ламановой

Ламанова была одной из первых в России, кто поддержал идею отказа от корсета — вслед за французским кутюрье Полем Пуаре.

Платье для Александры Федоровны
Платье для Александры Федоровны

Её платья сочетали элегантность, удобство и актуальные модные тенденции.

-7

Революция и новый старт

После первой русской революции в карьере Ламановой, которой уже исполнилось 50 лет, начались трудности. Эмигрировать она отказалась. В 1919 году Надежда была арестована большевистским правительством (тот факт, что она была официально назначенным дизайнером Императорского двора, вполне мог бы стать для нее смертным приговором). В Бутырской тюрьме Ламанова провела около 2,5 месяцев и была освобождена благодаря вмешательству писателя Максима Горького, на тот момент главы государственного издательства. Она без сожаления рассталась со своей фирмой и привилегиями прежнего высокого положения.

В условиях дефицита тканей и материалов Ламанова начала создавать одежду для широких слоёв населения. Она:

  • разрабатывала простые, но стильные модели из солдатского сукна, деревенских рушников и полотенец;
  • декорировала наряды подручными средствами — крашеными бусинами из сушёного гороха и кукурузы;
  • организовала Мастерскую современного костюма и занималась обучением портних.

Её подход к моде оставался неизменным: практичность, красота и внимание к индивидуальности.

Международное признание

В 1925 году Ламанова вместе со скульптором Верой Мухиной представила на Всемирной выставке в Париже коллекцию одежды, созданную из самых простых материалов. Их модели, вдохновлённые русским народным костюмом, получили Гран‑при за «национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». Это был триумф советской моды на мировой арене.

Театр и кино: искусство преображения

Лиля Брик и Эльза Триоле в костюмах от Ламановой и Мухиной. Гран-при в Париже
Лиля Брик и Эльза Триоле в костюмах от Ламановой и Мухиной. Гран-при в Париже

Помимо работы с частными клиентами, Ламанова много лет сотрудничала с театрами:

  • МХАТ — 40 лет создавала костюмы для спектаклей (Ольга Книппер‑Чехова играла Раневскую в «Вишнёвом саде» в нарядах от Ламановой);
  • Театр Вахтангова — разрабатывала костюмы для ключевых постановок.

Константин Станиславский называл её «большой художницей» и «Шаляпиным своего дела».

Мария Ермолова (в центре) в платье о Ламановой, сценические костюмы кутюрье
Мария Ермолова (в центре) в платье о Ламановой, сценические костюмы кутюрье

Ламанова также внесла вклад в советский кинематограф. Среди её работ:

  • костюмы для фильма «Аэлита» (1924);
  • наряды для «Цирка» (1936), где блистала Любовь Орлова;
  • костюмы к «Александру Невскому» (1938).

Характер и наследие

Ламанова была известна своим жёстким характером и принципиальностью. Она не шла на компромиссы в работе, даже если клиент был очень знатен. Её перфекционизм и преданность делу вызывали восхищение и уважение.

При этом она заботилась о своих мастерицах, называя их «дочками», и организовала бесплатную школу кройки и шитья при своём ателье.

Надежда Ламанова ушла из жизни осенью 1941 года, не успев эвакуироваться из Москвы во время Великой Отечественной войны.

Вокруг смерти культового модельера кружит немало загадок. Считается, что после начала Второй мировой войны, в октябре 1941 года, она должна была эвакуироваться вместе с труппой МХАТа, но опоздала, и все уехали без нее. Опечаленная пожилая женщина села на скамейку у Большого театра и скончалась от неожиданного сердечного приступа. Есть и другая версия — после того, как Надежда опоздала к месту сбора, сестра Ламановой решила утешить модельера и предложила переждать на даче. Когда на следующий день сестры вновь приехали к театру, Ламановой неожиданно стало плохо, и спасти женщину уже не удалось.

Но её наследие живёт:

  • её платья хранятся в коллекциях Эрмитажа и Исторического музея;
  • в 2022 году на фасаде её модного дома на Тверском бульваре установили мемориальную табличку;
  • её методы работы и подход к моде продолжают вдохновлять дизайнеров.

Почему её сравнивают с Коко Шанель?

Как и Шанель, Ламанова:

  • разрушила стереотипы о женской одежде (отказ от корсетов, простота линий);
  • сочетала элегантность с функциональностью;
  • прошла путь от скромного ателье до международного признания;
  • оставалась верна своему стилю в любые исторические перипетии.

Надежда Ламанова — это не просто модельер. Это символ русской моды, которая, несмотря на все испытания, сохранила свою уникальность и красоту.

-10