Найти в Дзене

Микроуроки вместо тренингов: как меняется корпоративное обучение

Когда в компании начинается хаос — срываются сроки, падает командный дух, происходят конфликты — первый рефлекс руководителей почти всегда один и тот же: «Срочно нужен тренинг!». И вот сотрудники два дня сидят на занятиях, слушают модные слова про командную работу и эффективную коммуникацию… а через месяц все возвращается на круги своя. Сегодня поговорим о том, как превратить обучение из «дополнительной активности» в реальный способ решать рабочие проблемы. Автор: Александр Соломатин — эксперт кафедры «Бизнес-тренинги» Академии социальных технологий, бизнес-тренер, методолог и консультант с более чем 25-летним опытом. Проблема многих образовательных программ в том, что они рождаются не из задачи, а из темы. Кто-то увидел модный курс по лидерству — и вроде неплохо бы провести такой же. Или нужно что-то про команду. Или «хотим эмоциональный интеллект». Но обучение работает только в том случае, если оно решает конкретную бизнес-задачу. Поэтому вместо того, чтобы думать, какой бы тренинг
Оглавление

Когда в компании начинается хаос — срываются сроки, падает командный дух, происходят конфликты — первый рефлекс руководителей почти всегда один и тот же: «Срочно нужен тренинг!».

И вот сотрудники два дня сидят на занятиях, слушают модные слова про командную работу и эффективную коммуникацию… а через месяц все возвращается на круги своя.

Сегодня поговорим о том, как превратить обучение из «дополнительной активности» в реальный способ решать рабочие проблемы.

Автор: Александр Соломатин — эксперт кафедры «Бизнес-тренинги» Академии социальных технологий, бизнес-тренер, методолог и консультант с более чем 25-летним опытом.

Бизнес-задача важнее модной темы

Проблема многих образовательных программ в том, что они рождаются не из задачи, а из темы. Кто-то увидел модный курс по лидерству — и вроде неплохо бы провести такой же. Или нужно что-то про команду. Или «хотим эмоциональный интеллект».

Но обучение работает только в том случае, если оно решает конкретную бизнес-задачу. Поэтому вместо того, чтобы думать, какой бы тренинг провести для своей команды, задайтесь вопросом: что именно сейчас сломано в вашей работе — и как обучение может это исправить?

Например:

  • не «Тренинг продаж», а «Как снизить ошибки на старте общения с клиентом»;
  • не «Курс по лидерству», а «Как брать на себя ответственность в проектах»;
  • не «Эффективная коммуникация», а «Как разбираться в ожиданиях заказчика, чтобы не срывать сроки».

Когда цель сформулирована как задача, обучение перестает быть развлечением и становится инструментом. И это сказывается на результатах.

Микрообучение вместо долгих программ

Есть еще одна проблема: никому не хочется учиться, если ради этого надо выпадать из работы. Руководители не хотят отрывать людей от работы , а сотрудники не могут выделить два дня на тренинг. Поэтому длинные программы проигрывают коротким форматам, которые можно сразу встроить в рабочий процесс.

Когда времени на обучение нет, но задачу решать необходимо, на помощь приходит микрообучение (microlearning) — формат, который сейчас набирает огромную популярность. Это короткие, точечные уроки по 3–7 минут, которые:

  1. Решают одну конкретную задачу. Не «все о продажах», а один маленький навык, который нужен прямо сейчас — например, как отработать конкретное возражение потенциального клиента.
  2. Встраиваются в рабочий процесс. Читаешь короткий урок — и сразу используешь его в разговоре с клиентом, переписке, CRM или новом ПО.
  3. Доступны в любое время. Едешь в метро, стоишь в очереди, ждешь встречу — открыл, прочитал, применил.
  4. Работают в цепочках. Это не большой курс в сжатом формате, а серия микрошагов, которые складываются в результат.

Что такой формат дает бизнесу и сотрудникам? Минимум затрат времени и максимум пользы. А главное — такое обучение не остается в блокноте, а сразу же применяется на практике.

Например, в одной компании сотрудники регулярно ошибались во время консультирования клиентов. Им сделали микрокурс, встроенный прямо в CRM — подсказки всплывали во время общения. Через месяц количество ошибок снизилось на 21%. Не потому что сотрудники приложили титанические усилия, а потому что обучение происходило в момент, когда оно реально нужно.

Нейросети для создания микроуроков

Короткие форматы обучения сегодня дополняются еще одним мощным инструментом — нейросетями. Для специалиста по обучению это способ создавать микроуроки быстро и точечно, значительно сокращая время на рутинные задачи.

С помощью нейросетей можно:

  • анализировать реальную рабочую коммуникацию: звонки, переписки, жалобы;
  • выявлять, где именно возникают ошибки и что к ним приводит;
  • собирать черновики микроуроков, сценарии и алгоритмы;
  • предлагать формулировки и варианты подачи;
  • создавать готовый каркас обучения за одну минуту.

Нейросети не думают за человека, но многократно ускоряют рутинные процессы. А иногда и помогают помогают увидеть то, что мы упускаем из виду.

Например, сотрудники одной компании долгое время жаловались на подрядчиков — что те постоянно задерживают работу. Анализ с помощью нейросети показал, что проблема была не в подрядчиках, а в том, что внутри компании никто не умел писать нормальные технические задания. После обучения по постановке ТЗ задержки резко сократились.

Или другой кейс: заказчик искал способы снизить негатив со стороны клиентов. Нейросеть проанализировала конфликтные диалоги и предложила формулировки, которые гасят напряжение. На основе этого сделали серию микроуроков, после чего удовлетворенность покупателей закономерно выросла на 15 пунктов.

Микрообучение: как освоить новые навыки без перегрузок

Будущее корпоративного обучения уже наступило: меньше длинных лекций, больше точных решений. Микроуроки позволяют учиться по ходу дела, а нейросети — создавать обучение в темпе бизнеса. Там, где раньше требовались недели, сегодня хватает нескольких минут. Именно поэтому микрообучение становится основой современного корпоративного обучения.