Введение: Книга как произведение искусства
Древнерусская рукописная книга — это не просто текст, а целостное произведение искусства, в котором, как отмечали исследователи, «содержание и форма являют единое целое». Каждый элемент оформления, от буквицы до полностраничной иллюстрации, был не случайным украшением, а частью продуманной системы.
Главная цель художественного убранства книги заключалась в том, чтобы помочь читателю правильно разобраться в написанном, вовремя приостановить чтение, задуматься, обратить внимание на ключевую мысль и увидеть начало новой логической части.
Чтобы понять всю красоту и сложность древнерусского книжного искусства, необходимо познакомиться с его основными элементами: полууставом, миниатюрой, заставкой, вязью, инициалом и концовкой. Они служат ключами к миру средневекового книжника, его мастерству и благоговейному отношению к слову.
Возможно, вас заинтересует другая моя статья, посвященная древнерусским рукописям: https://dzen.ru/a/aOuMBaNTNyskxaC5
1. Основа всего — Письмо (Полуустав)
Любая книга начинается с текста, и в древнерусских рукописях его основа — это особый тип письма, который называется полуустав. Это основной шрифт, которым написана большая часть текста в рассматриваемых нами книгах. Его можно охарактеризовать как очень красивое, чёткое и стройное письмо, которое легко читается и одновременно радует глаз своей гармоничностью.
В описании одной из роскошных рукописей рубежа XV–XVI веков мы находим точную характеристику:
Рукопись написана полууставом XV века на бумаге итальянского происхождения XV века и относится к типу роскошных рукописей.
Именно этим элегантным письмом писцы строка за строкой создавали тело книги. Но текст был лишь холстом, на котором затем расцветало настоящее искусство украшения. Давайте перейдем от строгих строк полуустава к миру ярких красок и сложных узоров, начиная с самых масштабных из них.
2. Миниатюра: Живописный рассказ
Миниатюры — это окна, через которые мы можем заглянуть в прошлое и увидеть его глазами средневекового художника. Миниатюра — это полноценная иллюстрация внутри рукописи, часто занимающая целую страницу. Её главная задача — наглядно изобразить ключевых персонажей, библейские сюжеты или важные исторические события, описанные в тексте.
На миниатюрах, как правило, изображались:
- Высшие христианские божества (например, Иисус Христос, Троица).
- Ключевые фигуры, такие как автор произведения или донатор (даритель, по чьему заказу была создана книга).
- Главные действующие лица повествования.
- Сюжетные сцены, которые в условной форме передавали важные христианские идеи (например, Церковь Соборная, орудия Страстей или Голгофский Крест).
Основная роль миниатюры заключалась не столько в украшении, сколько в визуальном сопровождении текста. Она помогала читателю глубже понять и запомнить содержание, переводя словесные образы в живописные. В то время как миниатюра погружала читателя в сюжет визуально, другие элементы — заставки — служили парадным входом в сам текст, организуя его структуру и создавая торжественное настроение. По сути, это картина, выполненная с невероятной тонкостью и вниманием к деталям, которая служит не только украшением, но и важным дополнением к повествованию.
Вот несколько примеров, демонстрирующих всё разнообразие сюжетов:
- Книга Григория Богослова: Тексту предшествует миниатюра, изображающая автора книги, Григория Богослова, «с изливающимся через его творения источником истины». Книга Григория Богослова „16 слов с толкованием" (из Троице-Сергиевой лавры), созданная на рубеже XV—XVI веков. Впереди на белом листе автограф вкладчика: „Книгу Григория Богослова дал в Троицкий Сергиев монастырь князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский. В дальнейшем будем называть её "книга Пожарского". Ссылка на рукопись
- Книга Козьмы Индикоплова: Рукопись украшена многочисленными миниатюрами, которые иллюстрируют как устройство мира (например, изображение высокой горы, вокруг которой «обращается солнце»), так и библейские сцены (переход евреев через Чермное море). Ссылка на рукопись
- Лицевой летописный свод: Этот грандиозный труд содержит более 16 тысяч миниатюр, которые являются бесценными историческими документами. Они с поразительной точностью изображают реальные события русской истории, такие как «постройка Московского Кремля» или «литье колокола в Твери». Ссылка на книгу в Руниверс
От таких масштабных, повествовательных иллюстраций, как миниатюры, мы переходим к другому типу украшений, более орнаментальному. Он не рассказывает историю, а торжественно открывает её начало на странице. Это заставка.
3. Заставка: Торжественные врата в новую главу
Заставка — это орнаментальные «торжественные врата», которые располагались перед началом всей книги или её отдельных глав. Она служила торжественным вступлением, визуально отделяя одну часть повествования от другой. В общей системе убранства книги заставка выполняла роль архитектурного портала, который не только украшал, но и четко сигнализировал о смене смысловых блоков. Её функция — создать у читателя особое, сосредоточенное настроение и подготовить его к восприятию нового раздела текста.
В рукописях XVI века можно встретить самые разные типы заставок:
Сюжетный. Заставка с изображением юноши среди растительности, которую можно найти в Псалтыри или рукописи Пожарского.
Растительный. Заставка в Евангелии № 1209 (лист 392), густо заполненная «срезанными ветвями», листьями и семью птицами, создающая настоящую «картину жизни лесной чащи».
Геометрический. Заставка в Евангелии Кириллова-Белозерского монастыря, построенная «из пересекающихся кругов и крестов», типичная для XV века.
Сразу после заставки следовал заголовок, который писали киноварью (ярко-красной краской) или, в особо дорогих рукописях, покрывали золотом. Эта яркая надпись служила визуальным мостом, ведущим взгляд читателя от общего орнамента заставки к первой букве самого текста, написанной особым декоративным письмом — вязью.
4. Вязь: Декоративная каллиграфия заголовков
Вязь — это особый вид декоративного письма, который использовался для написания заголовков. Его главная особенность в том, что он «связывает буквы в непрерывный орнамент».
Этот прием был намеренным: он заставлял читателя не просто пробежать глазами заголовок, а приложить духовное и интеллектуальное усилие, чтобы его расшифровать. Такое «замедленное чтение» обеспечивало глубокое запоминание названия главы или всей книги.
Ключевая особенность вязи в том, что буквы тесно сплетаются друг с другом, сокращая пробелы и образуя единый, непрерывный узор, похожий на кружево или сложный орнамент.
Вязь служила изящным переходом от красочной заставки к более строгому основному тексту. Часто её выполняли золотом, что придавало заглавию особую торжественность.
Для создания такого сложного орнамента писцы-каллиграфы использовали специальные приёмы:
- Слияние частей букв (лигатуры), что позволяло сокращать надпись.
- Подчинение одной буквы другой, когда меньшая буква вписывалась в большую.
- Создание эффекта, при котором буквы словно «сплетались, перевивались» и «нанизывались на строку», образуя единое декоративное полотно.
Расшифровав затейливую вязь заголовка, читатель был готов погрузиться в содержание, и его внимание естественным образом устремлялось к первой букве повествования — богато украшенному инициалу.
5. Инициал (Буквица): Искусство первой буквы
Инициал, или буквица, — это «выделенно большие и разукрашенные начальные (заглавные) буквы». Этот элемент был самым распространенным и, безусловно, самым разнообразным видом украшения древнерусской рукописной книги.
Инициал — это мост между декоративным убранством страницы и самим текстом. Он может быть настолько большим, что занимает несколько строк, и текст аккуратно «обтекает» его. Инициал служил важнейшим навигационным инструментом, подобно современным заголовкам и подзаголовкам, позволяя читателю мгновенно определить значимость каждого фрагмента текста:
- Большие и красочные инициалы открывали каждую самостоятельную часть или главу произведения. Их писали киноварью, иногда с дополнением голубой, желтой или зеленой красок.
- Мелкие киноварные инициалы отмечали начало важного эпизода внутри главы, помогая ориентироваться в тексте.
Мастера-изографы проявляли удивительную фантазию при создании инициалов. Даже если одна и та же буква повторялась в рукописи сотни раз (например, «Р» в «Рече Господь» и «В» в «Въ оно время» в богослужебных Евангелиях-апракос), ни один рисунок не был похож на другой.
Виды инициалов
Хотя любая классификация этого безграничного многообразия остается условной, искусствоведы выделяют несколько основных типов, основываясь на доминирующих в рисунке мотивах.
Геометрический. Построен из прямых, кривых и ломаных линий. Часто имитирует плетение или витьё жгутов.
Растительный. Состоит из стилизованных изображений цветов, ветвей и листьев.
Зооморфный. В рисунке буквы используются фигуры реальных или фантастических животных.
Тератологический (От греч. teras — чудовище). Основан на причудливых сплетениях фантастических зверей и птиц, которые словно перетянуты ремнями.
Антропоморфный. Включает в себя человеческие лица или фигуры.
Сюжетный. Редкий тип, изображающий бытовые сценки или людей в определённой ситуации, где их фигуры образуют очертания буквы.
Формы инициалов поражают воображение и порой несут в себе глубокий исторический смысл:
- В книге Пожарского встречается зооморфный инициал «Б», выполненный «в виде змеи, завязанной узлом и держащей в пасти ветку». Такая форма не случайна: она близка к инициалам знаменитого Евангелия Хитрово и указывает на «устойчивость художественной традиции рубежа XIV — XV веков».
- В той же рукописи есть растительный инициал «В», который построен «как бы из срезанных ветвей», где даже срез древесины превращен в орнаментальную деталь. Этот приём — яркий пример культурного обмена: он напрямую сближает русскую рукопись с орнаментами венецианского печатного издания 1476 года.
- В Евангелии № 1209 инициал «Земля» построен «из тонких переплетающихся полос с золотом» и органично связан с последующим текстом.
Таким образом, украшение проникает в самое сердце повествования. Но для заглавий мастера использовали ещё один особый, декоративный вид письма.
Если инициал знаменовал начало, то для завершения мысли служил другой, более скромный элемент — концовка.
6. Концовка: Изящное завершение мысли
Концовка — это «художественное завершение текста (глав, разделов книги) в виде графического рисунка или воронки».
Её функция была простой, но важной: служить визуальной точкой в повествовании. Увидев концовку, читатель понимал, что логическая часть текста, глава или вся книга подошли к концу. Часто концовка имела форму воронки или сужающегося орнамента, что создавало визуальную симметрию с заставкой, открывавшей главу.
7. Синтез искусств: Как всё это выглядит на одной странице?
Теперь, зная все ключевые элементы, мы можем увидеть, как они гармонично сочетаются на одной странице, создавая единое художественное целое. Давайте рассмотрим в качестве примера начальную страницу Евангелия от Матфея из знаменитого Евангелия 1507 года.
Вот как её увидел бы читатель:
- Сверху страницу возглавляет прямоугольная заставка с цветочным орнаментом византийского типа. Но это не просто узор: в её верхней части помещено «поясное изображение ангела — символа Матфея». Так орнамент напрямую связывается со смыслом текста, который он открывает.
- Сразу под ней следует заглавие, написанное артистичной золотой вязью, которая служит «традиционным переходом» от многокрасочного декора к основному тексту.
- Текст начинается с массивного инициала «К». Он настолько велик, что занимает целых шесть строчек, а его орнаменты повторяют узоры, использованные в миниатюрах всей рукописи, создавая стилистическое единство.
- Остальной текст написан аккуратным полууставом черными чернилами, создавая контраст с ярким и многоцветным декором.
Так, на одном листе мы видим синтез каллиграфии, живописи и орнаментального искусства, где каждый элемент не только красив сам по себе, но и находится на своем месте, работая на общую гармонию и глубокий смысл.
Заключение: Гармония в каждой детали
Миниатюра, заставка, вязь, инициал и концовка не были случайным набором украшений. Вместе они составляли продуманную и гармоничную систему, которая превращала книгу в единый художественный и духовный объект. Таким образом, от торжественных врат заставки, через зашифрованное послание вязи и яркую вспышку инициала, до финального аккорда концовки, каждый элемент оформления вел читателя через текст, превращая чтение в духовное и эстетическое путешествие. Понимание языка этих украшений позволяет нам сегодня прикоснуться к миру древнерусского книжника, в полной мере оценить его мастерство и благоговейное отношение к книге как к величайшей ценности.
Рукописная книга — это не застывший артефакт, а сложный и многогранный памятник культуры, в который вложены труд, талант и душа писцов и художников прошлого. Полуустав, миниатюра, заставка, инициал и вязь — это не просто термины, а ключи к пониманию эстетики и духовного мира наших предков.
Теперь, глядя на страницу древней рукописи, вы сможете не просто прочесть слова, но и оценить мастерство её создателей, увидеть логику и красоту её оформления. Вы сможете по-настоящему прикоснуться к этому живому наследию, почувствовав тепло рук, создававших эту красоту много веков назад.