Развитие детской речи — сложный и длительный процесс, который начинается с первых месяцев жизни младенца. С рождения ребенок слышит речь
взрослых и постепенно учится реагировать на нее. Новорожденный общается
плачем и криком, но уже через 2-3 месяца учится гулить. К полугоду
гуление становится все разнообразнее, малыш использует разные звуки и
интонацию, пытаясь копировать речь родителей.
С 6 до 9 месяцев малыш переходит к лепету. Сначала появляются
лепетные слова, а затем односложные. Как правило, в годик детки уже
произносят первые слова. Важный момент в речевом развитии с 1 до 2 лет —
это не количество слов в словарном запасе ребенка, а понимание
обращенной к нему речи.
В 2-3 года в речи ребенка появляются первые фразы из двух-трех слов.
Активный словарный запас вырастает до тысячи слов! В три года детская
речь уже становится понятной окружающим.
Фразы постепенно становятся длиннее и сложнее. К 5 годам дети учатся
произносить шипящие звуки: ш, ж, щ, ч. В 5-6 лет у ребенка мышцы
артикуляционного аппарата становятся крепче, за счет этого речь
становится чище и лучше.
В норме к 7 годам у ребенка должна быть четкая, грамотная, логичная
речь с большим словарным запасом. К этому возрасту ребенок осваивает
последние, самые сложные для деток звуки — р и л.
У современных детей нередки задержки речевого развития. Причин
множество. Чтобы помочь ребенку быстрее научиться хорошо разговаривать и
произносить звуки, можно использовать упражнения и игры для развития
речи.
Упражнения для развития речи
Дыхательные и артикуляционные упражнения помогают детям улучшить свою
речь, сделать ее более четкой и понятной. Эти упражнения активно
используют логопеды и педагоги, но вы можете заниматься таким образом и
дома.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
Дыхательные игровые упражнения — это эффективный метод тренировки
речевого выдоха у детей. В процессе игры дети учатся контролировать свое
дыхание, развивают речевые навыки и улучшают артикуляцию. Дыхательных
упражнений много, рассмотрим самые известные.
- «Волшебное дерево». Это упражнение помогает детям контролировать
свое дыхание и улучшить выдох. Ребенок должен вдохнуть глубоко носом,
затем выдохнуть через рот, сопровождая выдох звуком «ш-ш-ш-ш-ш». - «Мыльные пузыри». Дети обожают играть с мыльными пузырями, а это
упражнение поможет им улучшить свое дыхание. Ребенок должен вдохнуть
глубоко носом, затем медленно выдохнуть через рот, словно создавая
мыльные пузыри. - «Взрывная прыжковая» . Это упражнение помогает развить силу речевого
выдоха у детей. Ребенок должен вдохнуть глубоко носом, затем сделать
несколько прыжков или бега на месте, затем выдохнуть через рот,
сопровождая выдох звуком «пф-пф-пф-пф-пф». - «Дыхательные игры с музыкой». Музыка помогает детям расслабиться и
контролировать свое дыхание. Ребенок может танцевать под музыку, вдыхая и выдыхая в ритме музыки.
Эти упражнения можно проводить как дома, так и в школе или детском
саду. Они помогают детям справляться с различными речевыми нарушениями, а
также развивают речь и улучшают речевые навыки.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
Артикуляционные упражнения помогают детям развивать и укреплять
речевой аппарат, что в свою очередь способствует более четкому и
понятному произношению слов. Рассмотрим некоторые полезные
артикуляционные упражнения, которые помогут детям развивать и укреплять
свой речевой аппарат.
- Разогрев мышц речевого аппарата. Перед началом любых упражнений
важно разогреть мышцы речевого аппарата. Это можно сделать с помощью
простых упражнений, таких как «смешные лица», «хохот» или «долгие
вытянутые звуки». Эти упражнения помогут разогреть мышцы речевого
аппарата и подготовить его к более сложным артикуляционным упражнениям. - Упражнения на произношение звуков. Это одни из самых
распространенных артикуляционных упражнений. Они направлены на развитие правильного произношения звуков и укрепление мышц речевого аппарата.
Например, упражнение «плавный переход» — проговаривание слова или фразы с постепенным изменением звука, например, «солнце – шолнце – шолце – шоце – шосе». Это упражнение поможет детям укрепить мышцы губ и языка. - Упражнения на развитие речевого дыхания. Для четкого и громкого
произношения слов необходимо уметь правильно дышать. Упражнения на
развитие речевого дыхания помогут детям улучшить контроль над своим
дыханием и укрепить дыхательные мышцы. Одно из таких упражнений —
«вдохи и выдохи». Ребенок должен делать глубокие вдохи через нос и
медленные выдохи через рот. - Упражнения на развитие слуха и артикуляции звуков. Для того чтобы
научиться правильно произносить звуки, необходимо развить слуховую и
артикуляционную стороны речи. Упражнения на развитие слуха и артикуляции звуков помогут детям различать и правильно произносить сложные звуки.
Например, упражнение «слушаем и повторяем» — дети слушают звуки и
пытаются повторить их, обращая внимание на мелкие детали в произношении. - Упражнения на координацию движений губ, языка и гортани. Например,
упражнение «”звуковые пузыри» — дети как будто выпускают воздушные
пузыри через сжатые губы, контролируя напряжение губ и языка.
Речевые игры для самых маленьких (2-3 года)
Для детей 2-3 лет дидактические игры являются основным способом обучения и развития.
1. «Назови предмет» . Эта игра поможет малышам запоминать и узнавать
новые предметы. Подойдите к детской книге с яркими картинками и
попросите ребенка назвать предметы, которые он видит на картинке. Это не
только развивает словарный запас и память, но и учит правильно
произносить слова.
2. «Игра в слова». Сядьте с ребенком на коврик с буквами или буквы на
магнитной доске и предложите ему составлять слова из букв. Можно начать
с простых слов (мама, папа, кот), а затем переходить к более сложным.
Эта игра поможет малышам развивать внимание, логику и зрительное
восприятие.
3. «Угадай звук». Подготовьте набор различных предметов (колокольчик,
мяч, машинка) и попросите ребенка угадать, какой звук издает каждый из
них. Это поможет развить звуковую память, а также научит детей различать
звуки.
4. «Рассказ о картинке». Предложите ребенку посмотреть картинку и
рассказать, что на ней изображено. Задавайте вопросы, чтобы малыш мог
раскрыть свои мысли и чувства.
5. «Игра в сказки». Расскажите ребенку короткую сказку или загадку и попросите его продолжить или разгадать.
Игры по развитию речи для детей 4-5 лет
Логопедические упражнения и игры по развитию речи для детей 4-5 лет
являются важной частью их обучения и развития. В этом возрасте дети
активно учатся говорить и общаться с окружающими.
1. «Заклинание слов» . В этой игре дети должны придумать слово на
определенную букву или в определенной категории. Например, они могут
придумывать слова, начинающиеся на определенную букву, или слова,
относящиеся к определенной теме, (животные, фрукты, одежда и т.д.). Эта
игра поможет детям расширить свой словарный запас.
2. «Угадай слово». В этой игре один из участников загадывает слово, а
остальные должны его угадать, задавая вопросы, на которые можно
ответить только «да» или «нет». Таким образом, дети учатся задавать
вопросы, развивая навыки коммуникации.
3. «Собери предложение». В этой игре дети должны собрать предложение
из предложенных слов. Для более сложного уровня игры можно использовать
слова с одинаковыми начальными буквами или слова, которые связаны по
смыслу. Эта игра поможет детям научиться строить предложения, используя
правильный порядок слов.
4. «Магазин». В этой игре дети могут играть в магазин, общаясь друг с
другом и принимая заказы, а затем предлагая товары. Простая ролевая
игра, отлично развивающая навыки коммуникации.
5. «Расскажи историю». В этой игре дети могут придумывать свои
собственные истории, используя картинки или игрушки в качестве
наблюдаемых объектов. Это поможет развить у них фантазию.
Развиваем речь у старших дошкольников (6-7 лет)
Для развития речи у старших дошкольников можно использовать различные
игры и упражнения, которые не только помогут им научиться говорить
более четко и разборчиво, но также разовьют их словарный запас и
логическое мышление.
Одной из самых эффективных игр для развития речи у детей этого
возраста является игра «Что изменилось?». Для этой игры нужно
подготовить две картинки, на одной из которых будут изображены предметы,
а на другой — те же самые предметы, но с небольшими изменениями. Задача
ребенка — найти все изменения и описать их вслух.
Как и сколько заниматься с дошкольником в домашних условиях?
Занятия по развитию речи у старших дошкольников нужно проводить
регулярно, но в то же время не стоит перегружать ребенка. Оптимальное
время занятий — около 20-30 минут в день.
Чтобы ребенок не уставал и не терял интерес к обучению, лучше
использовать легкий игровой формат. Сочетайте игры с упражнениями, чтобы
ребенку было интересно и весело.