Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

Советские мелодрамы

Весна на Заречной улице. СССР, 1956. Режиссеры Феликс Миронер и Марлен Хуциев. Сценарист Феликс Миронер. Актеры: Нина Иванова, Николай Рыбников, Владимир Гуляев, Валентина Пугачёва, Геннадий Юхтин, Римма Шорохова, Николай Ключнев, Марина Гаврилко, Юрий Белов и др. 30,1 млн. зрителей за первый год демонстрации. Режиссер и сценарист Феликс Миронер (1927–1980) поставил всего три фильма, два из которых («Весна на Заречной улице» и «Увольнение на берег») вошли в тысячу самых кассовых кинолент СССР. Режиссер Марлен Хуциев (1925–2019) поставил восемь игровых полнометражных картин, две из которых («Весна на Заречной улице» и «Два Федора») тоже вошли в тысячу самых популярных советских фильмов. «Почти все участники коллектива, поставившего «Весну на Заречной улице»,— дебютанты в кинематографии. Правда, Феликс Миронер и Марлен Хуциев, ученики Игоря Савченко, закончили ВГИК семь лет назад. Семь лет ждали молодые режиссеры воз¬можности осуществить первую самостоятельную работу! И все-таки они еще

Весна на Заречной улице. СССР, 1956. Режиссеры Феликс Миронер и Марлен Хуциев. Сценарист Феликс Миронер. Актеры: Нина Иванова, Николай Рыбников, Владимир Гуляев, Валентина Пугачёва, Геннадий Юхтин, Римма Шорохова, Николай Ключнев, Марина Гаврилко, Юрий Белов и др. 30,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер и сценарист Феликс Миронер (1927–1980) поставил всего три фильма, два из которых («Весна на Заречной улице» и «Увольнение на берег») вошли в тысячу самых кассовых кинолент СССР.

Режиссер Марлен Хуциев (1925–2019) поставил восемь игровых полнометражных картин, две из которых («Весна на Заречной улице» и «Два Федора») тоже вошли в тысячу самых популярных советских фильмов.

«Почти все участники коллектива, поставившего «Весну на Заречной улице»,— дебютанты в кинематографии. Правда, Феликс Миронер и Марлен Хуциев, ученики Игоря Савченко, закончили ВГИК семь лет назад. Семь лет ждали молодые режиссеры воз¬можности осуществить первую самостоятельную работу! И все-таки они еще очень молоды.

Как хорошо было бы, если бы эта группа сохранилась и продолжала работу сообща. Пусть какой-нибудь актер или актриса играет в «Весне на Заречной улице» второстепенную или третьестепенную роль,— наверно, в будущих фильмах ему или ей достанется главная роль. Как это интересно — вместе обдумывать будущие фильмы, вместе, из года в год, накапливать жизненный и художественный опыт, искать то, что называется общим языком в искусстве...

Но вот представим себе, что группа сохранилась как студийный дружный творческий коллектив. Какой же путь она изберет?

Нам кажется, именно та «линия», которая не удалась в сценарии «Весны на Заречной улице» и почти начисто исчезла из картины, и должна явиться предметом творческих исканий в новом, будущем фильме талантливого коллектива.

Его первый фильм кончается многоточием — рассказ не совсем закончен, многое осталось впереди... Конечно, речь идет не о второй серии фильма, а о второй ступени художественного мастерства.

Молодые режиссеры и актеры научились воплощать в фильме «человеческое». Они теперь умеют говорить о действительной, невыдуманной жизни Саши Савченко языком искусства.

Но не узок ли круг забот этого славного молодого человека?

То, что происходит сейчас в нашей молодой кинематографии, имеет очень много общего с процессами, происходящими и в литературе, и в живописи, и в музыке наших дней. Раскройте толстый журнал, и вы обязательно прочтете лирические стихи о «человеческом». Пойдите на художественную выставку, и вы увидите хоть несколько картин, на которых запечатлены простые человеческие чувства и отношения — они пришли в живопись вместе с лирической, бытовой, любовной темой. Точно так же и музыка и театр настраиваются на новый лад, они хотят жить тем, чем живет человек.

В нескольких наших фильмах последнего времени прозвучали задушевные, мягкие интонации итальянского кинематографа. Что же, нет греха в том, что наши мастера — и опытные и молодые — внимательно присматриваются к лучшим произведениям передовых художников Италии. Ведь и итальянские кинематографисты многим обязаны шедеврам нашего искусства.

Но, как бы мы ни уважали творчество лучших художников Запада, мы знаем — есть человеческие черты, которые впервые открыты нашими драматургами, режиссерами, актерами, и никто еще не сумел воплотить их так правдиво и сильно, как это сделала советская литература и искусство.

В нашей стране сложился тип человека, для которого события в жизни народа важнее любого события в интимной жизни, — можно утверждать это без ханжества» (Варшавский, 1957: 115).

Фрагмент из рецензии на фильм «Весна на Заречной улице»: Варшавский Я. Выбор пути // Искусство кино. 1957. № 1: 105-116.

-2

Человек родился. СССР, 1956. Режиссер Василий Ордынский. Сценарист Леонид Агранович. Актеры: Ольга Бган, Владимир Гусев, Владимир Андреев, Александр Ханов, Наталья Серебрянникова, Нина Дорошина и др. 27,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Василий Ордынский (1923–1985) поставил 11 полнометражных игровых фильма, три из которых («Человек родился», «Сверстницы», «Тучи над Борском») вошли в тысячу самых кассовых советских лент (и это не считая очень популярного в 1970–х сериала «Хождение по мукам»).

«Личная драма молодой женщины, драма любви к недостойному человеку — вот на что обращает внимание зрителя фильм «Человек родился», поставленный на «Мосфильме» режиссером В. Ордынским по сценарию Л. Аграновича. …

Как драматична завязка картины «Человек родился»! Молодая женщина, почти девочка, родив ребенка, остается одна, совсем одна в огромном городе.

Какие отличные возможности для драматурга создает эта простая, но сильная коллизия! Перед героиней встают подлинные жизненные трудности вместо набивших оскомину мнимых, надуманных «сложностей», с которыми боролись подчас киногерои...

Какие глубокие и многосторонние характеры могут вылепить драматург и режиссер, поставившие подлинные жизненные испытания перед персонажами!

Получились ли такие образы? Фильм понравился...

Важно другое: понять, как случилось, что Надя осталась одна. Мы знаем, что она брошена Виталием. Но как могло случиться, что Надя доверилась Виталию? И здесь хочется спросить драматурга, режиссера и актрису: коль скоро фильм должен рассказать о становлении характера Нади, о ее рождении как человека («Человек родился» — ведь о самой Наде речь!), не следовало ли бы более тщательно оттенить не только ее беду, но и ее вину в том, что ребенок оказался без отца, а она — без мужа?

Что, в сущности, произошло в жизни Нади — только ли обманута она Виталием, или наравне с ним ответственна за свою драму, за драму ребенка?

Четкости в ответе на этот вопрос нет ни в сценарии, ни в режиссерской трактовке, ни в игре актрисы. Мало узнав о взаимоотношениях Нади и Виталия, не успев определить своего отношения к героине, зрители сразу же должны пожалеть Надю — ведь она одинока, с ребенком на руках...» (Розен, 1957).

Фрагмент из рецензии на фильм «Человек родился»: Розен С. Фильм понравился… // Искусство кино. 1957. № 1. С. 117-120.