Найти в Дзене
Код вселенной

Танки это необходимость или случайно созданная машина?

В окопах Первой мировой войны царил кровавый тупик. Пулеметы и колючая проволока превратили поля сражений в ад, где любая атака становилась самоубийством. Военным нужен был прорыв — буквально. Идея была проста: создать бронированную машину, которая могла бы пересекать траншеи, не бояться пуль и давить проволоку. Так, в глубокой тайне, родилось чудовище, похожее на плавучий металлический ящик на гусеницах. Чтобы скрыть его истинное назначение от вражеской разведки, придумали легенду, что это... «танк» (от англ. tank — цистерна, бак), будто бы это мобильные емкости для воды. Первым воплощением этой идеи стал британский Mark I. Это был настоящий левиафан из брони и стали, больше похожий на доисторическое насекомое. Он был ромбовидной формы, чтобы его длинные гусеницы могли переползать через широкие траншеи. Экипаж из восьми человек находился в аду: температура внутри доходила до 50 градусов, в воздухе стояла смесь выхлопных газов, пороха и пота, а связь с внешним миром осуществлялась по

В окопах Первой мировой войны царил кровавый тупик. Пулеметы и колючая проволока превратили поля сражений в ад, где любая атака становилась самоубийством. Военным нужен был прорыв — буквально. Идея была проста: создать бронированную машину, которая могла бы пересекать траншеи, не бояться пуль и давить проволоку. Так, в глубокой тайне, родилось чудовище, похожее на плавучий металлический ящик на гусеницах. Чтобы скрыть его истинное назначение от вражеской разведки, придумали легенду, что это... «танк» (от англ. tank — цистерна, бак), будто бы это мобильные емкости для воды.

Первым воплощением этой идеи стал британский Mark I. Это был настоящий левиафан из брони и стали, больше похожий на доисторическое насекомое. Он был ромбовидной формы, чтобы его длинные гусеницы могли переползать через широкие траншеи. Экипаж из восьми человек находился в аду: температура внутри доходила до 50 градусов, в воздухе стояла смесь выхлопных газов, пороха и пота, а связь с внешним миром осуществлялась почтовыми голубями. Mark I делился на «самцов» (с пушечным вооружением) и «самочек» (только с пулеметами). Он был медленным, ненадежным и ужасным, но 15 сентября 1916 года на Сомме он доказал свое право на жизнь, вселяя ужас в солдат противника и ломая оборону.

Успех, хоть и ограниченный, показал, что у танков есть будущее. Все недостатки Mark I попытались исправить в его преемнике — Mark II.

Улучшения в Mark IV (популярный преемник, о котором чаще говорят после Mark I) были уже значительными:

1. Броня: Главный урок был жестоким — броня Mark I не выдерживала попадания новых немецких бронебойных пуль. У Mark IV броню усилили, что делало его более живучим на поле боя.

2. Топливная система: У Mark I топливные баки находились в боевом отделении, и при пробоине бензин заливал экипаж, что часто приводило к пожарам и гибели. У Mark IV баки вынесли в изолированный отсек.

3. Вооружение: Короткие морские пушки на «самцах» оказались неэффективны против полевых укреплений. Для Mark IV разработали более короткие и надежные орудия, специально приспособленные для танковых боев.

4. «Хвост»: Некоторые модификации получили огромные металлические колеса-«хвосты» на задней части. Их задача была — помочь танку лучше управляться и преодолевать особенно широкие рвы.

Эти, казалось бы, незначительные улучшения стали огромным шагом вперед. Они были рождены не в кабинетах инженеров, а на кровавых полях сражений. Каждый следующий танк все дальше уходил от примитивного «железного монстра» Mark I, становясь все более грозным и специализированным оружием, навсегда изменившим лицо войны.