От автора
В Петербурге на каждом шагу можно останавливаться: любоваться панорамой улиц или отдельными зданиями, рассматривать их архитектурные детали и сюжеты фасадов, читать мемориальные доски и узнавать великих людей в памятниках, или просто замирать в восторге от красоты. Иногда достаточно только получить удовольствие от Петербурга, почувствовать дух города и ощутить сопричастность. Но если остановиться и попробовать чуть-чуть раздвинуть рамки пространства и времени, можно проникнуть в тайны Петербурга. Из маленьких фрагментов складывается Великий город.
Я иногда останавливаюсь. Тогда рождаются истории о Петербурге. Иногда они превращаются в многосерийный рассказ, но бывают и совсем короткие зарисовки. Вот ими я тоже решила иногда делиться с моими читателями, начав рубрику «Городские зарисовки».
Петербургский метрополитен в эпитетах и цифрах
Я не очень хорошо знакома с метрополитеном в других городах. Тем не менее, опыт 7-8 стран есть. И общее впечатление, которое сложилось исключительно на личном восприятии, позволяет мне сделать вывод, что петербургский метрополитен – самый интеллигентный, самый стильный, самый комфортный и самый понятный! Даже для бестолковых барышень! (Это Вам не Париж, где долго соображала, как в обратном направлении ехать?) Ещё можно утверждать, что метрополитен в Петербурге самый красивый. Вряд ли, кто поспорит со мной, потому что все эти эпитеты – чисто субъективное понятие.
Сегодня Петербургский метрополитен это – 67 станций, 5 линий общей протяжённостью более 113 км и более 2 миллионов пассажиров ежедневно. В разряд «самых» среди других метрополитенов мира наш попал как самый глубокий, правда, с оговоркой – «по средней глубине залегания», которая составляет 57 метров. Но даже открытая в 2011 году станция «Адмиралтейская», углубившаяся под землю на 86 метров, не стала самой глубокой в мире. Её обогнали в 2022 в Китае (станция «Хунъяньцу́нь» в Чунцине, 105,5 м). По протяжённости линий петербургский метрополитен в рейтинг и вовсе не вошёл: если сложить все 5 линий подземки, получается чуть меньше 130 километров, в то время как мировой рекордсмен в Шанхае опутал город «сетью» из 18 линий, общей сложностью протянувшихся на 800 километров.
Не довелось Петербургскому метрополитену стать самым старым, хотя идея соединить центр города с Васильевским островом подземным тоннелем под Невой появилась ещё при Александре 1 в 1820-х годах. Императору было представлено несколько проектов подземки. Но множество рек и каналов были препятствием для её строительства, а потому споры о том, какой она должна быть, не угасали. Так и не договорившись ни о чём, при Николае 1 в 1850 году вместо метро возвели первый постоянный мост через Неву, а пальму первенства в метрострое взял Лондон, где в 1863 году была открыта первая ветка подземной железной дороги.
После этого в российской столице вновь вернулись к рассмотрению проектов подземной дороги. Одновременно появился альтернативный проект – прокладка скоростной транспортной системы в виде дороги надземной. Однако только-только в Петербурге на улицах появилась конка – новый вид транспорта. Так стали называть вагончик, двигающийся по рельсам на конной тяге. Извозчики, управляющие конкой, всячески противились появлению как подземной, так и надземной дороги, опасаясь получить серьёзную конкуренцию. Конка явно тормозила транспортный прогресс в Петербурге. А потом случилась революция. И строить городской метрополитен пришлось уже новой власти.
Эстетика и традиции
Только в 1941 году, уже в Ленинграде, всё было подготовлено к строительству метрополитена. Работы развернулись январе, а в июне началась война. Вернулись к строительству только в 1947 году. И второй в Советском Союзе метрополитен был открыт 15 ноября 1955 года (первый появился в Москве в 1935). Он состоял из одной линии, общей протяжённостью около 11 км (10,8 км). На этой линии были созданы 7 наземных станций: Автово, Кировский завод, Нарвская, Балтийская, Технологический институт, Владимирская, площадь Восстания. Каждая станция имела отдельный павильон с поистине дворцовыми интерьерами, оформленными в стиле сталинского неоклассицизма.
Для отделки использовали мрамор, стекло, металл, гипс и мозаику. В оформлении присутствовала советская символика: лавровые венки, боевое оружие, звёзды, знамёна, мирные колосья и пр. В центре внимания должны были стать тематические композиции из истории революции или повседневной жизни советского народа, изготовленные в виде барельефов, мозаичных панно, статуй и др.
Шли годы, открывались и продолжают открываться новые станции метро, меняются темы оформления их интерьеров. Неизменной остаётся петербургская эстетика и обращение к историческим событиям. Находясь в метро, можно любоваться красотой интерьеров и изучать историю страны. Может быть, именно в этом уникальность петербургского метрополитена?
Шли годы, открывались и продолжают открываться новые станции метро, меняются темы оформления их интерьеров. Неизменной остаётся петербургская эстетика и обращение к историческим событиям. Находясь в метро, можно любоваться красотой интерьеров и изучать историю страны. Может быть, именно в этом уникальность петербургского метрополитена?
Но если остановить прохожего, коренного жителя Петербурга, думаю, далеко не каждый сможет описать по памяти интерьеры и заложенный в них исторический сюжет хотя бы одной станции петербургского метрополитена, той, с которой начинается каждый день петербуржца. Или я ошибаюсь? По себе сужу? Попробовала сейчас вспомнить детали оформления тех станций, на которых приходится часто бывать, и, пожалуй, помню лишь приблизительно. Почему? Просто к красоте привыкаешь, а мы, занятые текучкой наших будней, всё бежим бегом.
Если однажды остановиться в метро…
Вот и я, бегала-бегала, и однажды вдруг остановилась! Даже с неким торможением, потому что ноги опережали мысль и ещё бежали, когда на меня вдруг «наехали» огромные яркие фигуры! Я оказалась в тихом утреннем переходе станции метро «Гостинный двор», вестибюль которой находится прямо в универмаге с одноимённым названием, на Невской линии. Сойдя с эскалатора, я поднялась по широким ступеням, ведущим в холл, из которого попадают в торговые залы универмага. Занятая своими мыслями и планами на день, боковым зрением я, всё-таки, как обычно, заметила яркое светящееся панно во всю стену из стекла и металла, размещённое прямо над эскалаторами станции. Но на этот раз я у него остановилась.
Передо мной кричали, плакали и стонали герои масштабной трагедии! Вот это да! Почему эта сцена появилась в мирном торговом центре?! К истории создания в середине 18 века Большого Гостиного двора на Невском панно явно никакого отношения не имеет. Пришлось погулять по истории в другом времени. И я с удивлением обнаружила провал в знаниях и тёмное пятно в истории легендарного революционного 1917!
Ещё в школе в детской голове, ничего не смыслящей во взрослой политике, зафиксировались две революции 1917 года, свершившиеся с небольшим временным интервалом: Февральская, свергнувшая монархию и заменившая её буржуазным Временным правительством, и Великая Октябрьская, свергнувшая уже временщиков и заменившая их большевиками. Первая революция сопровождалась народными демонстрациями и митингами, в ходе которых лилась кровь. Вторая революция, благодаря организованным действиям партии большевиков оказалась быстрой и почти бескровной.
Долгое время, оставаясь своеобразным рубежом между тёмным прошлым и светлым будущим, своё величие Октябрьская революция с годами потеряла, а цвета по обе стороны от неё поменялись в сознании многих чуть ли не на противоположные. А между этими двумя революциями, оказывается, в Петрограде, остававшимся пока столицей России, такие страсти горели!
Революционная ситуация в столице Российской империи зрела давно. Когда началась Первая Мировая война, наступил голод и лишения. Во всем виноват был царь! Его обвинял не только народ, но и многие политические деятели. Казалось, что перемены наступят сразу, стоит только его убрать! И в ходе событий Февральской революции император вынужден был отказаться от престола. После свержения монархии в революционном Петрограде был создан Совет рабочих и солдатских депутатов. Было сформировано Временное правительство. Оно обещало много, но назавтра ничего не изменилось. Обстановка в стране лишь усугубилась!
Трещали по швам все имперские институты власти, наступал хаос. Противоречия раздирали и вновь учреждённые органы власти, состоявшие из представителей разных политических партий. Они никак не могли договориться по вопросу о войне и мире, что спровоцировало апрельский кризис. Параллельное существование Советов и Временного правительства породило Двоевластие. Народ шутил: «Двоебезвластие», – и, взбудораженный ещё в феврале, готов был продолжать митинговать.
К этому времени из эмиграции возвратился В.И Ленин. Своими апрельскими тезисам он добавил масла в огонь. Ленин полностью отрицал Временное правительство и выступил с лозунгом «Вся власть Советам!» Народ, который казался неуправляемым, оказался отлично управляем лозунгами. Ленинский лозунг пришёлся, кстати. Однако и другие фракции не бездействовали. Особую роль сыграли анархисты, проводящие работу в воинских частях.
В июле 1917 года события достигли кульминации. 3 июля военные вышли с оружием в руках на демонстрацию под лозунгами «Долой министров-капиталистов! Вся власть Советам!» К ним присоединились рабочие со всех концов города. Остановить людей было невозможно. И тогда большевики решили возглавить движение, придав ему мирный характер.
4 июля около 500 тысяч человек вышли на улицы, где произошли столкновения с оппозицией. Временное правительство направило войска на подавление восстания. Во многих частях города произошла настоящая бойня, в том числе, на углу Невского проспекта и Садовой, как раз у Гостиного двора. Десятки убитых, сотни раненых! Документальные фотографии тех событий ужасают! Возможно, впечатлён был и автор (худ. А.Л. Королев), создавший витражное панно на станции метро «Гостиный двор», открытие которой в 1967 году было приурочено к 50-летию этих страшных событий.
В Петербурге бесконечно можно читать историю! Стоит только иногда остановиться!
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если было интересно -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!
До новых встреч на канале!