Найти в Дзене
Герасина Ольга

Сад камней и камни для сада

Из всех элементов дзэнского сада, о которых сказано в специальной моей подборке, камни самый главный и самый сложный для описания объект. Сад камней, особенно самая минималистичная его версия без растений – карасэнсуй, уникальное явление, характерное только для Японии. Здесь и далее изложены главные принципы построения такого сада. Настоящий сад камней, например пятисотлетний Рёан-дзи при одноименном храме в Киото, известен тем, что у путешественников вызывает недоумение и разочарование (пустая площадка 10м на 30м с несколькими черными валунами, посыпанная белым гравием), либо желание разрешить известную «загадку» 15-го камня. Однако у знатоков интерес этот сад вызывает потому, что его облик оставался неизменным в течение пяти столетий, что редкость для Японии. Скопления камней всегда считались местом, где обитают духи, еще до того как в Японию пришел буддизм и культура устройства садов. Камни необычной формы в синтоистских святилищах носят название ивакура и почитаются как место,
Оглавление

Камни – основа сада в стиле дзэн

Из всех элементов дзэнского сада, о которых сказано в специальной моей подборке, камни самый главный и самый сложный для описания объект.

Сад камней, особенно самая минималистичная его версия без растений – карасэнсуй, уникальное явление, характерное только для Японии. Здесь и далее изложены главные принципы построения такого сада.

История японского сада камней

Настоящий сад камней, например пятисотлетний Рёан-дзи при одноименном храме в Киото, известен тем, что у путешественников вызывает недоумение и разочарование (пустая площадка 10м на 30м с несколькими черными валунами, посыпанная белым гравием), либо желание разрешить известную «загадку» 15-го камня.

Однако у знатоков интерес этот сад вызывает потому, что его облик оставался неизменным в течение пяти столетий, что редкость для Японии.

Скопления камней всегда считались местом, где обитают духи, еще до того как в Японию пришел буддизм и культура устройства садов. Камни необычной формы в синтоистских святилищах носят название ивакура и почитаются как место, где отдыхают боги. Часто древние камни, как и священные деревья опоясаны жгутом из рисовых стеблей (сименава) и зигзагами из белой бумаги – типичными атрибутами святилищ синто.

Назначение сада камней

Сад камней возник при храмах и монастырях и использовался для медитаций. В таком саду нет, или почти нет растений, он монохромный (поэтому такой сад напоминает графику тушью – суйбокуга, которая утвердилась в Японии с распространением дзэн-буддизма).

Живопись суйбокуга строится на двух составляющих: – Пустоты (Небытия), которую выражает белое пространство бумаги и Изменчивого Бытия, передаваемого с помощью оттенков туши разной насыщенности. Созерцание живописи суйбокуга (или как еще ее называют суми-э), по сути – духовное путешествие.

Так и в дзэнском саду, важный элемент такого сада сам человек.

Строение и планировка сада представляет собой модель мира. Во время медитации взгляд по этому миру «путешествует», а человек остается на месте. Взгляд следует за линиями, вычерченными на гравии, за очертаниями камней. Мысли успокаиваются, очищаются от шума, созерцатель погружается в особое состояние.

Какие камни подходят для сада

У каждого камня есть «лицо» и динамика. Считается, что есть камни, которые «смотрят» вверх, и те, что «смотрят» вниз. Есть камень «прямостоячий» и камень «лежачий», есть камень «убегающий» и камень «догоняющий», есть камень «поддерживающий» и камень «прислоняющийся».

Классификация сложна, выше всего ценятся камни необычной формы, настоящие скульптуры. Есть много нюансов, вплоть до того с какой стороны должен падать свет, как глубоко камень должен быть закопан в землю, но важно понять суть – сад камней это модель беспредельного мира, изящества в простоте.

Сады камней не требуют движений, они не для прогулок – чтобы изменилась композиция иногда достаточно просто повернуть голову или сделать пару шагов.

Как сделать сад камней

Самый простой вариант – настольный сад камней. Можно сделать самому, а можно приобрести набор для создания сада. Маленькие грабельки прилагаются. Кажется, что это смешной сувенир, но даже такая модель выполняет главную функцию – возможность погрузиться в неспешные мысли.

Можно также сделать сад на балконе в большом плоском контейнере.

Если же нас интересует масштаб побольше, то прежде всего надо найти ровный участок земли, закрытый от шума и ветра (там должно быть спокойно), замерить его и нарисовать план сада.

Затем очистить площадку, углубить ее на 15–20 см, закрыть водопроницаемым геотекстилем (чтобы не прорастали сорняки) и насыпать слой гравия, предварительно установив по месту камни.

Камни лучше брать неярких цветов, в единой палитре.

Рекомендуется заглублять камни не менее, чем на треть, так они будут выглядеть естественно. Камни, должны «вырастать» из земли. По желанию к камням можно добавить мох.

На поверхности гравия с помощью граблей делаются бороздки, идущие вдоль длинной стороны участка и образующие кольцевые окружности вокруг камней. Считается, что такая полосатая поверхность сада символизирует океан, а камни — острова.

Как лучше расставить камни?

Начать надо с главного, самого крупного камня, затем переходя ко второстепенным. Принято ставить нечетное количество камней (3, 5, 7, и т.п.), группируя их по три (принцип сансон-ивагуми – «гора и два стража»).

Семь принципов сада камней

Эти категории также важно учитывать при создании сада.

  • Строгость (Коко)
  • Простота (Кансо)
  • Естественность (Синдзен)
  • Асимметрия (Фукинсэй)
  • Таинственность, или символизм (Юген)
  • Спонтанность (Дацудзоку)
  • Покой (Сэйдзяку)

И последнее, в саду должно быть достаточно свободного незаполненного пространства. Не следует перегружать композицию.

О том, как сделать сад камней в аквариуме, можно прочитать в статье
Ивагуми – подводный сад камней