Найти в Дзене
Исторические сражения

Мало кто знает, что Швеция могла стать колониальной державой

Это действительно так: шведам выпал шанс вступить в колониальную гонку, и они его даже использовали. Однако вскоре все пошло не по плану, и их затея потерпела крах. Сейчас расскажу, что именно не получилось у одного из сильнейших государств Европы. В XVII веке Швеция по праву называлась великой державой. А итоги Тридцатилетней войны (1618-1648 годы), когда шведы получили нехилые территориальные приращения, благодаря чему Балтийское море могли называть Шведским, лишний раз подтвердили статус скандинавского государства. Тогда же, в 1630-е годы, шведское правительство выдало торговому объединению "Новая шведская компания" мандат на основание колонии в Северной Америке. Компания была создана несколькими годами ранее для торговли табаком и пушниной. Вообще, к тому времени в Новом Свете уже обжились Испания (колонии с конца XV века), Англия (с 1607-го), Франция (с 1608 года) и Нидерланды (c 1614 года). То есть Швеция вступила в американскую колониальную гонку последней. Тем не менее со свобо
Художник: Gordon Miller
Художник: Gordon Miller

Это действительно так: шведам выпал шанс вступить в колониальную гонку, и они его даже использовали. Однако вскоре все пошло не по плану, и их затея потерпела крах. Сейчас расскажу, что именно не получилось у одного из сильнейших государств Европы.

В XVII веке Швеция по праву называлась великой державой. А итоги Тридцатилетней войны (1618-1648 годы), когда шведы получили нехилые территориальные приращения, благодаря чему Балтийское море могли называть Шведским, лишний раз подтвердили статус скандинавского государства. Тогда же, в 1630-е годы, шведское правительство выдало торговому объединению "Новая шведская компания" мандат на основание колонии в Северной Америке. Компания была создана несколькими годами ранее для торговли табаком и пушниной.

Вообще, к тому времени в Новом Свете уже обжились Испания (колонии с конца XV века), Англия (с 1607-го), Франция (с 1608 года) и Нидерланды (c 1614 года). То есть Швеция вступила в американскую колониальную гонку последней. Тем не менее со свободной землей (свободной от европейцев) проблем не возникало. В марте 1638 года первые корабли с примерно 30 шведскими колонистами бросили якорь в заливе Делавэр, где жили одноименные индейские племена (делавэры), известные еще как ленапе.

С аборигенами договаривался голландец Петер Минёйт - руководитель экспедиции. Его усилиями удалось выкупить земли под строительство форта, небольшого поселения и крупных ферм. Интересно, что Минёйт ранее находился на посту губернатора голландской колонии, однако вскоре его уволили по неизвестным нам причинам.

Новый форт получил название "Кристина" - в честь королевы Швеции. Укрепления нужны были для защиты, и, как выяснилось позже, защищаться пришлось не от местных жителей, а от таких же колонистов. Первыми письмо с угрозами прислали все те же голландцы, которые давно положили глаз на долину реки Делавэр. Правда, Петер Минёйт прекрасно знал, что подкрепить слова делом они не могли из-за нехватки вооруженных сил. Но то было вопросом времени.

Проблемы у Новой Швеции возникли с первых месяцев. Помимо угроз от соседей, ъв августе 1638 года их ждала потеря губернатора Минёйта. Он попал в ураган у Карибских островов. И до 1643 года поселенцы были предоставлены самим себе. Надо сказать, что они не растерялись, найдя спасение в торговле с индейцами и выращивании кукурузы. А в октябре в колонию прибыл новый губернатор - шведский офицер Йохан Принц. Он укрепил форт Кристина и построил еще два новых форта. При нем колонисты торговали еще активнее и расширили свои плантации для выращивания табака.

Однако, несмотря на старания Принца, Новой Швеции не хватало рук. Да, буквально не было людей, готовых создавать "райский уголок" на таком отдалении от метрополии. Все годы существования колонии ее население не превышало даже 300 человек. Пара сотен переселенцев не могли полноценно защитить свои земли. Попытки шведской короны стимулировать граждан уходить за океан оказались провальными. В итоге старались притащить к американским берегами хотя бы дезертиров и мелких преступников. Йохан Принц писал по этому поводу следующее: "Едва ли здесь найдутся 30 человек, на которых я мог бы положиться".

Их слабость почувствовал новоиспеченный губернатор Новых Нидерландов Питер Стёйвесант (генерал-губернатор с 1647 года). Он последовательно выдавливал шведов из торговли, а затем, в 1651 году, приказал построить форт Казимир в нескольких километрах от форта Кристина. Однако в открытую конфронтацию не вступал - он только провоцировал. И на его крючок в 1654 году попал преемник Принца и последний губернатор Новой Швеции Юхан Рисинг. Последний, как только добрался до колонии, с наскоку захватил форт Казимир. О чем быстро пожалел: уже в следующем году сами шведы добровольно сдали все форты перед 300 голландских солдат на 7 кораблях. Оказывать сопротивление при такой численной разнице было не просто глупо - это было форменное самоубийство.

Так закончилась 17-летняя история шведской колонии - даже совершеннолетия не успела достичь. А дальше она находилась под управлением Новых Нидерландов, которые Питер Стёйвесант без боя сдал англичанам в 1664 году. И все поселенцы жили уже в британских колониях. Сообщалось, что даже в середине XVIII века в регионе все еще можно было услышать шведский язык.

Если понравилось, подпишись!

Также читайте: