Найти в Дзене
SailingFox

Прикладная гидрография

или как испортить отпуск и лишиться депозита Сразу оговорюсь, что эта статья отнюдь не обличающая и не ругательная. Все мы получаем реальный морской опыт не только из умных книжек, но и за собственные деньги, совершая ошибки и попадая в неприятные истории. Ситуация посадки на мель в принципе не редкость в таких акваториях, например, как Невская губа Финского залива. Выход из Санкт-Петербурга возможен только по фарватерам, прибрежные зоны, ряжи в районе Кронштадта – все это делает навигационные ошибки весьма чреватыми последствиями. У побережья же Турции, в основном, достаточные для плавания яхт глубины начинаются прямо от берега, вода достаточно прозрачная, чтобы видеть дно на глубинах до 10 метров, да и навигационных опасностей значительно меньше. Все это в совокупности с природными красотами и благодатным климатом расслабляющее на капитанов И вот капитан N, выходя из бухты Кучуксемиздже (забавно, но с турецкого это «маленькая и толстая»), на скорости более 6 узлов решает пройти по си

или как испортить отпуск и лишиться депозита

Сразу оговорюсь, что эта статья отнюдь не обличающая и не ругательная. Все мы получаем реальный морской опыт не только из умных книжек, но и за собственные деньги, совершая ошибки и попадая в неприятные истории.

Ситуация посадки на мель в принципе не редкость в таких акваториях, например, как Невская губа Финского залива. Выход из Санкт-Петербурга возможен только по фарватерам, прибрежные зоны, ряжи в районе Кронштадта – все это делает навигационные ошибки весьма чреватыми последствиями.

У побережья же Турции, в основном, достаточные для плавания яхт глубины начинаются прямо от берега, вода достаточно прозрачная, чтобы видеть дно на глубинах до 10 метров, да и навигационных опасностей значительно меньше. Все это в совокупности с природными красотами и благодатным климатом расслабляющее на капитанов

И вот капитан N, выходя из бухты Кучуксемиздже (забавно, но с турецкого это «маленькая и толстая»), на скорости более 6 узлов решает пройти по синему кружочку с цифрами 8,2 на электронной карте.

Тот самый кружочек с изобатой якобы 8,2
Тот самый кружочек с изобатой якобы 8,2

Ничто не предвещает беды, но вдруг яхта получает сильный удар, коснувшись фальшкилем о подводную скалу, дно отыгрывает наверх от фальшкиля, ломая флоры и вспучивая пайолы.

Собственно, "механика" работы фальшкиля при ударе
Собственно, "механика" работы фальшкиля при ударе
Флоры отслоились и подняли пайолы
Флоры отслоились и подняли пайолы

Других повреждений нет, яхта не течет, остается на ходу и дальше следуют только неприятные моменты в разборках капитана с чартерной компанией, береговой охраной и полицией, которые, надо отметить, капитан решил достаточно правильно. Депозит, понятно, потерян.

Что было не так и какой урок из этого можно извлечь?

То самое предупреждение
То самое предупреждение

Ну, во-первых, не стоит слепо доверять электронным картам, особенно в несудоходных районах и близко к берегу. На это, кстати, недвусмысленно намекает первое же предупреждение при включении картплоттера. Кстати, в этом самом месте есть проход между двумя группами камней, с возможной глубиной как раз 82, но попасть в него случайно – та еще лотерея.

Спутниковый снимок места
Спутниковый снимок места

Во-вторых, проходя потенциально опасные и неизвестные места, неплохо бы значительно снизить скорость и выставить наблюдателя на бак. Цвет моря светлеет при подходе к мели, что видно даже на спутниковом снимке этого места. А еще более верным решением было бы обойти это место.

Участвовать в гидрографических изысканиях, промерах акватории, описывать безопасные стоянки и предупреждать о навигационных опасностях – одна из самых почетных морских работ. Если вы решили этим заняться, делайте все осознанно и соблюдайте необходимую предосторожность.

Чтобы ваше судно не превратилось в еще один условный знак на морской карте.

-6