Китай, Корея, Мексика и Англия - в одной подборке детективов и триллеров с самым разным колоритом. Каждый найдет себе что-то по вкусу!
Или нет... 😜
Роберт ван Гулик «Золото Будды»
Молодой (относительно) судья ловко раскрывает самые разные преступления - от убийств до покушений на власть императора.
"Золото Будды" - первая книга относительно большого (14 романов, две повести и восемь рассказов) цикла, в котором есть многое из полюбившейся мне китайщины (а многого - нет).
Я начала читать, заскучала было, потом вдруг как дочитала, дочитала и залпом прочла, наверное, 5-6 первых книг. Старалась придерживаться хронологической последовательности, насколько это возможно, - рунет сообщает, что книги в разных странах публиковали под разными названиями и в иной последовательности, поэтому трудно выстроить их в хронологическом и логическом порядке.
Что тут интересно: во-первых, Роберт ван Гулик имеет весьма опосредованное отношение к Китаю - нидерландец, востоковед, юность провел в Индонезии.
Но! Надо отдать ему должное - учитывая, что книжки написаны больше 70 лет назад (!), например, роман "Золото Будды" вышел в 1956, читаются они довольно легко (о минусах далее).
Мне очень понравилась чуть слышная перекличка с книжкой совершенно свежей - писала про нее примерно год назад - это детектив с мистическим уклоном, который называется "Слуга тигра". Авторессы - наши отечественные писательницы, которые издаются как Ло Ян и Чан Ань. (Правда, характер магистрата, главного героя "Слуги тигра", прописан куда глубже и интереснее чем характер судьи Ди). Знакомые элементы всплывают несколько хаотично, но узнавать их мне было все равно приятно.
На всякий случай поясню: вопрос плагиата не стоит. Никто же не возмущается, что во всех китайских дорамах герои пьют чай и запускают фонарики, а в детективах рано или поздно находят труп.
Что плохо: мужик писал - этим в принципе можно ограничиться, но сделаем же скидку на пресловутый временной контекст, о котором мне так много рассказывали! И поговорим чуть-чуть подробнее. Всё, из-за чего так плохо читаются детективы совсем недавнего прошлого, всё тут есть! Женщины - либо жены/наложницы, либо низкой социальной ответственности куртизанки, либо трупы, никакой жизни за пределами мужчин у них нет. Убитых, изнасилованных и похищенных женщин будет в достатке. Все главные герои - мужчины. Автор, который родился в 1910 году, мир представляет себе примерно как герой мема:
- Доктор, скажите же мне пол моего сына!
- Ваш сын - девочка.
Писатель не может себе вообразить жизнь женщин без мужчины (да и кому такая жизнь интересна, правда же? табличка сарказм), но вот женщин-злодеек он представляет так же легко, как современные комментаторы: ЖЕНЩИНЫ ТОЖЕ УБИВАЮТ И НАСИЛУЮТ!
Если копнуть, кстати, биографию автора - там все понятно. Женился на китаянке, жили в духе "муж зарабатывает, жена рожает, ведет дом и ни о чем не спрашивает". Даже зачем муж вдруг завел роман с молодой японской писательницей. Все это я рассказываю совсем не для того, чтобы как-то очернить нидерландца - всё это есть и в его официальных подробнейших биографиях, это не секрет. Но официальные биографии вместе с многочисленными достижениями (и он бесспорно крут) автора можно почитать и без меня 😹
Книжки в примерной хронологической последовательности:
- «Золото Будды» (Пэнлай, 663 г.).
- «Лакированная ширма» (Гаоян, 663 г.).
- «Убийство в цветочной лодке» (Тайюань, 666 г.).
- «Монастырь с привидениями» (Тайюань, 666 г.).
- «Убийство на улице Полумесяца» (Пуян, 668 г.).
- «Поэты и убийцы» (668 г.).
- «Ожерелье и тыква-горлянка» (668 г.).
- «Красный павильон» (Цзиньхуа, 668 г.).
- «Императорская жемчужина» (Пуян, 668 г.).
- «Убийство в лабиринте» (Ланьфан, 670 г.).
- «Призрак в храме» (Ланьфан, 670 г.).
- «Убийства гвоздями» (Бэйчжоу, 676 г.).
- «День тигра» (676 г.).
- «Пейзаж с ивами» (Имперская Столица, 677 г.).
- «Убийство в Кантоне» (Кантон, 681 г.).
Каждый роман развивает свою независимую сюжетную линию без отсылок к другим произведениям, так что их можно читать в любом порядке.
Бехдель не пройдет, 7 из 10, - но ознакомиться с классикой стоит, я считаю! Я и сама однажды дочитаю весь цикл, возможно (фыркая при этом).
Джун Хер «Лес пропавших дев»
Юная кореянка, переодевшись мальчиком, ищет пропавшего отца.
С места в карьер начну с того, что мне не нравится в исторических детективах Джун Хер: она очень эффектно и с деталями описывает всякие подробности быта Чосон* и к финалу ты уже почти веришь, что так все и было. При этом в процессе чтения я всегда думаю, что героини мыслят и действуют, как современные женщины. И у меня всегда, всегда от этого возникает когнитивный диссонанс!
При этом сами детективы (я прочла четыре и кажется, это все, что переведено на русский) мне нравятся, несмотря на их отчасти сказочный, отчасти романтический колорит. Все равно читается свежо и бодро! И есть что-то бесконечное милое в том упорстве, с которым писательница отрицает пресловутый исторический контекст.
Сюжет. Тут у нас есть две сестры, которые воспитывались отдельно: одна росла с отцом и тетей, другую отец отдал на воспитание местной знахарке, которая убедила его, что иначе девочка умрет. Отец работает детективом и однажды исчезает на том самом острове, откуда вся семья родом. Через год его уже никто не ищет и признают умершим. Но старшая дочь отказывается сдаваться, тем более что кто-то прислал ей обгоревшие записи отца, и возвращается на остров - чтобы расследовать последнее дело, которым занимался отец. А это, конечно же, дело о пропавших девушках... Сестры будут ссориться, мириться - и спасать друг друга.
Из плюсов: Джун Хер всегда в послесловии приплетает достаточно реальной истории, чтобы сюжет переставал казаться сказочным. И даже наоборот, приобретал черты невероятно реалистичного ужастика.
Если надоели европейские и американские детективы - очень рекомендую, первый прочитанный детектив Джун Хер мне в свое время очень зашел! Бехдель пройдет, 8 из 10.
* Страна Чосон — это историческое корейское государство, которое поэтично называли «страной утренней свежести».
Саймон Лелич «Комната лжи»
Во время приема психологиня со сложным прошлым вдруг понимает, что с пациентом происходит нечто странное.
Триллер на раз: вроде интересно, но желания когда-либо вернуться к тексту у меня не возникло. Вайбом и сюжетом напоминает очень известный роман Лайонел Шрайвер, переведенный на русский под отвратительным названием "Цена нелюбви" (и еще более известный фильм по роману с Тильдой Суинтон, который называется правильно - "Что-то не так с Кевином").
Тут я хочу привести очень хорошую цитату:
Любой, кто вещает про безусловную материнскую любовь и травму от ее отсутствия, должен быть приговорен к вечной каторге на полях борщевика. А я обещаю любить их безусловно.
Любой, кто говорит женщине, что раз мама ее не любила, то теперь эту дыру ничто не закроет, тоже должен отправляться в объятия борщевика. Нет, любить не буду, вот еще. Пусть страдают.
Любой, кто провозглашает, что материнская любовь должна быть всепрощающей, многотерпеливой и бесконечной, а раз мать этого не дала, то она плохая — да, все правильно, борщевик ждет с нетерпением.
Мать может дать только то, что у нее есть. Взрослые люди должны уметь соразмерять свои ожидания с реальностью и вместо того, чтобы годами убиваться о материнскую фигуру, найти другой способ с удовольствием жить эту жизнь. А те, кто настаивает, что все проблемы возникают потому, что мамочка любила не так, как требует капиталистическая мораль, должны валить на борщевик. © Проклятая амбивалентность.
В "Комнате лжи" мать точно так же, как в "Цене нелюбви", переживает: я не долюбила сыночку, и вот поэтому ОН подставить нужное. Не буду спойлерить, на этом держится вся интрига романа. Тем не менее, даже автор-мужчина описывает антагонистов так, что особой жалости к ним не возникает. Очевидно, что от своих преступлений они получают мерзкое удовольствие...
Из плюсов - читается легко, из минусов - финал, который выглядит так, как будто надо бы уже как-то закончить, надо как-то выкрутиться из этой ситуации... а как? ну вот например - так. Бехдель пройдет, 6 из 10.
Хорхе Ибаргуэнгойтиа «Мертвые девушки»
Женщина открыла публичный дом, всю семью привлекла к организации - но что-то пошло сильно не так...
Всем любительницам тру крайма, а еще тем, кому запомнился роман Капоте "Хладнокровное убийство". Правда, мексиканский писатель с труднопроизносимым для меня именем Хорхе Ибаргуэнгойтиа начал с эпизода эффектного, но довольно невнятного по отношению к общей канве романа: женщина в компании с мужчинами расстреливает какую-то несчастную булочную - потому что булочник её бросил.
Писатель погиб в авиакатастрофе. А по его роману 1977 года Нетфликс вот только что снял сериал. Я же наткнулась на книжку, честно говоря, совершенно случайно.
Что понравилось: насколько бесстрастно, без тени осуждения, даже без намека на оценку Ибаргуэнгойтиа описывает все события. Он никого не хулит и не хвалит, не пытается ни очернить, ни обелить - он показывает картинку.
А картинка эта - что роднит ее с романом Капоте "Хладнокровное убийство" - такая же неприглядная и так же основана на реальных событиях, правда, Ибаргуэнгойтиа изменил имена своих героев. И все же читается практически как документальный роман, а не как художественная проза.
И так же, как в романе Капоте, читаешь и думаешь - до чего же все это ... нелепо. Какое глупое, неловкое зло...
Правда, наверное, в том, что зло и не бывает таким, как в фильмах. Нет у него эффектных масок, плащей и кинжалов, нет красивого лица.
Зло - это когда горе, нищета и похоть. Такое отчаяние, когда некуда податься и негде искать спасения. Одиночество. Разобщенность. Глупость. Смерть.
Что же там происходит? Во-первых, надо сказать, что старшая сестра изначально открыла публичный дом совершенно легально. Но потом... новый чиновник издает указ, по которому бордель не может получить лицензию - потому что не уплачен штраф.
Но уплатить штраф нельзя, потому что неизвестна его сумма! Много юмора (черного) и латиноамериканского колорита.
Громоздится нелепица на нелепице (если присмотреться поближе): бордель уходит в подполье. Девушки умирают от самых разных причин. А сестра хозяйки решает расправиться со своим бывшим, да еще и привлекает к этому целую толпу народа!
Все медленно раскрывающиеся перед мысленным взором читательницы смерти, все эти нелепые преступления вызывают только один мучительный вопрос - зачем? Зачем?..
Ответы - выше. Нищета, похоть, глупость, страх. Какой-то бессмысленный перевод человеческого материала в прах и тлен.
Бехдель пройдет, 9 из 10, читать легко и совсем не страшно. Страшно - осмыслять прочитанное.
Роберт Гэлбрейт «Человек с клеймом»
Странненькая женщина нанимает Страйка и Робин, чтобы доказать, что её бойфренд... погиб.
Не секрет, что под псевдонимом Роберт Гэлбрейт скрывается Джоан Роулинг, подарившая нам (ну вдруг кто забыл или не в курсе) Гарри Поттера. Цикл про одноногого детектива Корморана Страйка и его напарницу Робин Эллакот - совершенно прекрасен, как на мой вкус!
В этот раз прочитала восьмую книгу, потом перечла шестую - "Чернильное-черное сердце", потом счастливо вздохнула и начала читать с начала.
И все меня там радует. Все маленькие детали. Все описания. Все характеры. Все загадки. Всё там хорошо, всё так, чтобы можно было прочитать и раз и два и три и находить новое что-то.
Стоит тут еще отметить, что первые пять книг в России существуют вполне легально, последние три а что случилось - в любительских переводах. Но найти их можно, можно даже в озвучке любимого многими чтеца (о чем я узнала с удивлением из комментариев).
Мусолить восьмую книгу я не буду, на мой взгляд, это бессмысленно - лучше читать с начала, но по отдельности книги тоже норм. хочу сказать несколько слов про то, почему цикл так цепляет (как всегда, это полнейшее имхо, а не истина в последней инстанции).
🌶️ Сложное интеллектуальное развлечение — поиск преступника.
Я не устаю восхищаться тем, сколько писательского труда заложено в каждую книгу. Это, конечно, не новость, но ведь далеко не всякие писательские загадки и разгадывать-то хочется.
🌶️ Очень бережное повествование. Это не литература травмы, далеко нет — это честное развлекалово. Но при этом как аккуратно подается, например, личная трагедия Робин!
🌶️ Суровый реализм — он не в мускулистых спинах (пф-ф-ф) и не в том, как героиня задумалась, сняв трусы в туалете (реальная сцена из скандинавского детектива, который я как-то читала). Герои Роулинг страдают даже нарочито, на мой вкус. Корморану постоянно натирает культя (да когда он уже обзаведется современным протезом!). У Робин болит голова. То грипп, то отравление, то бессонница, то усталость, то кошмары. По пальцам сосчитать моменты, когда персонажи не то что хорошо - хотя бы нормально себя чувствуют. Все как в жизни, обожаю 😹
🌶️ Как Роулинг сочетает в каждом романе маргиналов с селебрити!
А ведь что может быть интереснее, чем вплетенная впроброс жизнь так называемого высшего класса? (Своих-то мы истребили, подсказываю.)
В России Михалкова временами пишет про чиновников, зачеркнуто, про Очень Богатых Людей с условной Рублевки, но знаете — это не то.
Вот родовитые англичане у Роулинг — те, конечно, со вкусом деградируют, с размахом. Там сплошной хардкор, но именно в таком стиле, каким мы себе его и представляем: с поместьями, лошадками, картинами за миллионы фунтов, что небрежно гниют в гостевых спальнях, и дорогими рехабами для наркозависимых аристократов.
🌶️ И, разумеется, все эти кружавчики, которые нравятся нам безусловно: красивейшая красавица Шарлотта, совершенно необъяснимо сексуальный и притягательный Корморан, земляничные волосы Робин.
А ведь нам, людям, нравится читать про привлекательных героев!
🌶️ Пресловутый слоуберн*, который мне бесконечно нравится в многобуквенных китайских веб-новеллах. Дело в том, что кроме отдельных расследований, благодаря которым книжки можно читать в любой последовательности, в цикле есть еще линия отношений между напарниками (обычно переводят как партнеры или деловые партнеры и я понимаю, почему, - нет в русском языке другого слова, которое бы объясняло более точно отношения между Робин и Кормораном в контексте романа. Но здесь и слово "напарники" подойдет, кмк).
Каждый из героев очень медленно осознает свои чувства к другому.
Каждый успевает, и не раз, завести отношения с другими. К концу восьмого романа они еще ни разу не целовались! Прекрасно, я считаю. Не то что я жду в следующем романе что-то очень горячее, но хочу напомнить, что Роулинг в свое время анонсировала всего восемь романов про Страйка и Робин! (Интернет мог забыть про это, но я помню). Сейчас планируется уже то ли 10, то ли 11, по разным данным. Прекрасно, прекрасно, я очень довольна, длинные циклы - то, что я люблю 😹
* Слоуберн (от английского slow burn — «медленное сгорание») — литературный приём, который описывает постепенное развитие отношений между героями.
Список книг:
- «Зов кукушки» (The Cuckoo’s Calling, 2013);
- «Шелкопряд» (The Silkworm, 2014);
- «На службе зла» (Career of Evil, 2015);
- «Человек с клеймом» (The Hallmarked Man, 2025) — восьмой роман, выпущенный 2 сентября 2025 года.
А что вы читаете сегодня?
Все детективы в этом блоге
Добро пожаловать в мой телеграм-канал - там я бываю чаще).