Курсовая работа посвящена анализу принципа разделения властей как одной из фундаментальных основ правового государства. В рамках исследования рассматриваются историко-теоретические аспекты зарождения и развития данной доктрины, начиная с идей античных мыслителей и заканчивая классическими концепциями Дж. Локка и Ш.Л. Монтескье, а также анализируются его философско-правовые основы, сущность и социальное назначение.
Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Получить консультацию: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34
Введение
Глава 1. Историко-теоретические основы принципа разделения властей
1.1. Зарождение и развитие принципа разделения властей
1.2. Философско-правовые основы принципа разделения властей
Глава 2. Принцип разделения властей и современный российский опыт
2.1. Реализация принципа разделения властей в отечественной правовой системе
2.2. Совершенствование реализации принципа разделения властей
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Среди новых принципов демократического развития Российской Федерации одно из наиболее важных мест занял принцип прав и свобод человека и гражданина личности[1]. Россия сделала важный шаг к построению нового общества - 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации. С этого момента начинается принципиально новая эпоха в развитии российской государственности - эпоха построения правового государства. Идея такого государства базируется на принципах законности, соблюдения прав и законных интересов личности, обеспечения этих прав и интересов.
Проблемы организации и осуществления государственной власти вызывали теоретический и практический интерес на протяжении многих веков. Соотношение между полномочиями органов всех ветвей государственной власти устанавливаются в конституции Российской Федерации. Мировой опыт убедительно подтверждает, что важнейшим условием успешного функционирования государственной власти является принцип разделения властей. В этой связи существует необходимость совершенствования механизмов реализации государственной власти в современной России на всем государственном пространстве, как федеральном, так и региональном.
Согласно этому принципу, закрепленному в ст. 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из названных ветвей власти самостоятельна и выполняет свои функции посредством особой системы органов и в специфических правовых формах.
Разделение властей - это единство в типовом разнообразии. Поэтому вся динамика государственно-правовых отношений, возникающих в системе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также между федеральным центром и регионами опосредуется и регулируется на основе общего двуединого принципа. В известной мере он уже используется и в формировании системы местного самоуправления России. Указанные обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере реализации конституционного принципа разделения властей в системе государственного устройства Российской Федерации. Предметом работы являются нормы конституционного и муниципального права, определяющие содержание, сущность и место разделения властей в системе государственного устройства Российской Федерации.
Целью исследования является определение изучение принципа разделения властей как центрального конституционного принципа построения и взаимодействия всей системы органов государственной власти России. В соответствии с названной целью задачами работы являются:
- рассмотреть зарождение и развитие принципа разделения властей;
- проанализировать разделение властей как одного из основополагающих принципов построения системы государственных органов в демократических государствах;
- изучить философско-правовые и исторические основы разделения государственной власти;
- рассмотреть механизм сдержек и противовесов в принципе разделения властей;
- проанализировать перспективы совершенствования принципа разделения властей в Российской Федерации.
Методология и теоретическая основа исследования. В процессе исследования используются логический, исторический, системный, диалектический, сравнительно-правовой и другие методы исследования.
По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Историко-теоретические основы принципа разделения властей
1.1. Зарождение и развитие принципа разделения властей
Теория разделения властей зарождалась в определенных исторических и социальных условиях; в течение веков она подвергалась некоторым корректировкам, изменялась и дополнялась, исходя из политико-правовой реальности и обстановки в конкретных государствах. Само по себе разделение властей, вот уже более 200 лет практикуемое в демократических странах, - не самоцель и не панацея от пороков и недостатков государственного управления. Но это, как показал исторический опыт, все же лучшая из имеющихся конструкций. Россия, к сожалению, не использовала ее в предшествующие века и десятилетия - как при царях, так и в годы советской власти.
Термин «разделение властей» в его практическом применении рассматривается как достаточно сложное сочетание независимости и взаимодействия трех ветвей власти, а в некоторых случаях - их переплетение. Существующая конструкция не исключает ни скоропреходящих, ни более длительных конфликтов, сопровождаемых компромиссами, уступками или же попытками обеспечить преимущество одной из них в ущерб другой.
Разделение властей на сегодняшний день - общепризнанный признак правового государства, основополагающий принцип организации и функционирования механизма правового государства. Он закреплен в ст. 10 Конституции РФ. Для того, чтобы уяснить суть разделения властей, целесообразно обратиться к истокам формирования этой выдающейся общедемократической идеи.
1.2. Философско-правовые основы принципа разделения властей
Существует множество подходов к определению сущности, социального и научного назначения теории разделения властей. Собственно говоря, вся разница между этими подходами заключается в различном понимании принципа разделения властей, составляющего основу теории. Содержание принципа разделения властей включает в себя идеологическую, научную и практическую составляющие. Как элемент идеологии, принцип разделения властей играет важнейшую роль в теории демократии и правового государства; с научной точки зрения принцип разделения властей является средством познания объективной государственно-правовой действительности; в практическом плане разделение властей представляет собой один из основных конституционных принципов организации деятельности государственного механизма в демократических государствах.
Все три начала достаточно тесно взаимодействуют друг с другом и образуют в совокупности единое политико-правовое явление. Поэтому в широком смысле под принципом разделения властей следует понимать важнейший элемент и признак правового государства, закрепленный в качестве научно-обоснованного принципа организации деятельности государственного механизма, в конституциях большинства демократических государств. Такая трактовка разделения властей характерна для большинства отечественных научных исследований посвященных данной проблеме.
Онтологическую сторону понятия «принцип разделения властей» раскрывают предметные определения с менее широким уровнем обобщения. Такие определения позволяют выделить качественные характеристики этого принципа и его сущность.[1]
Все трактовки принципа разделения властей составляют три группы. К первой относятся сторонники широкого понимания, для них важна идеологическая составляющая этого принципа, его общекультурное значение, такую точку зрения надо признать вполне обоснованной, так как история возникновения и становления теории разделения властей свидетельствует о первоначальном преобладании в ней идеологической, философской и теоретической нагрузки. Не случайно, что впоследствии доктрину разделения властей не раз использовали как идеологическое оружие во время острейших социально-политических кризисов.
Глава 2. Принцип разделения властей и современный российский опыт
2.1. Реализация принципа разделения властей в отечественной правовой системе
Конституция РФ как основной закон российского государства определяет наиболее важные, основополагающие моменты государственного устройства в целом и различных его составляющих элементов. Иными словами, Конституция определяет тот строй, по которым развивается и существует общество и государство, а также устанавливает наиболее значимые и существенные принципы этого развития.
Ключом к трактовке конституционных статей об организации власти в Российской Федерации - а в широком плане всего государственного строя -служит принцип разделения властей.
Оптимальные формы разделения и взаимодействия властей в России еще не устоялись и требуют дальнейшего совершенствования. В некоторых отношениях это разделение является неполным; функции властей России частично пересекаются. Так законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию. Однако Президент страны, в эту ветвь не входящий, подписывает и обнародует Федеральные законы, издает указы и другие правовые акты, в том числе и нормативного характера. Следовало бы Президента, являющегося главой государства, отнести к исполнительной власти. Но он осуществляет и некоторые функции, тесно связанные с правосудием: назначение судей, помилование осужденных. Законодатель объявляет амнистию и избирает судей высших судов.[1]
Судебная власть в свою очередь не только разрешает споры и наказывает правонарушителей, но и отменяет решения законодательной и исполнительной властей при несоответствии их Конституции РФ и законам, т.е. корректирует их деятельность. Примеры переплетения компетенций ветвей власти можно значительно умножить, если обратиться к опыту других стран; они естественны и обычно не вызывают нареканий. Такое переплетение полезно и необходимо, так как выполняет известную задачу «сдержек и противовесов», предупреждающих опасное единовластие. Все три ветви власти нуждаются не только в разумном разделении и четком взаимодействии, но и в неотложном укреплении силы и авторитета, который может быть достигнут лишь неуклонным исполнением требований законов и своего служебного долга.
2.2. Совершенствование реализации принципа разделения властей
Ввиду федеративной природы России, процесс формирования которой не завершен, вопросы реализации принципа разделения властей по вертикали являются актуальными в настоящее время.
Принцип разделения властей по вертикали включает в себя следующие группы взаимоотношений: между Российской Федерацией и ее субъектами, связанные с разграничением предметов ведения и полномочий, связанные с заключением договоров и соглашений, связанные с делегированием полномочий на осуществление определенных законом функций. В более широком смысле, по мнению автора, к данному принципу могут быть отнесены отношения между Россией, субъектами федерации и органами местного самоуправления, а также отношения субъектов России друг с другом.
Между субъектами указанных групп правоотношений нередко возникают противоречия и разногласия, причиной которых являются пробелы действующего законодательства, а также сложность субъектного состава России. На основе противоречий возникают проблемы. Рассмотрим некоторые из них.
Первая проблема связана с участием субъектов России в федеральном законодательном процессе.
Конституция России закрепляет предметы ведения России, предметы совместного ведения России и субъектов России, а также предметы исключительного ведения субъектов России. И для того, чтобы интересы субъекта учитывались в полном объёме, необходимо его участие во всех указанных Конституцией вариантах распределения полномочий.
Список использованных источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 2009. - 21 янв. - № 7.
2. Балуцкая Г.А. Совершенствование реализации принципа разделения властей по вертикали в Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2025. - № 7-2 (57). - С. 22-24.
3. Борноволоков П.А. К вопросу о принципе разделения властей на уровне местного самоуправления // Академический вестник. - 2023. - № 1 (23). - С. 43-48.
4. Бялт В.С., Лойт Х.Х. Разделение властей как один из принципов правового государства // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2025. - № 2. - С. 55-59.
5. Васильева Н.Ю. Основные новеллы института президента в части обеспечения принципа разделения властей в Российской Федерации // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2023. - № 2. - С. 106-109.
6. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. М.: Омега-Л, 2022. 336 с.
7. Власов В.И., Власова Г.Б. Теория государства и права: учебное пособие. Ростов на Дону: Феликс, 2022. 387 с.
8. Вырлеева-Балаева О.С. Принцип разделения власти в системе правовых ограничений государственной власти // Вопросы российского и международного права. - 2022. - № 2. - С. 15-31.
9. Григорьева Т.М. Конституционно-правовые нормы о реализации в России принципа разделения властей // Научный альманах. - 2025. - № 11-4 (13). - С. 410-414.
10. Демидов А.В. Разделение властей как основной принцип правового государства // Инновационная наука. - 2016. - № 1-3 (13). - С. 122-124.