6 ноября по новому стилю в церковном календаре чтится минейная память схимонаха Зосимы (Верховского), прославленного в лике преподобных. В кондаке святому кратко описан его земной подвиг: «Избранниче Божий и старче премудрый, наставниче наш Зосимо, от юности постническою стезею шедый, во одежду кротости и терпения облеклся еси, темже дар Святаго Духа улучив, многия души Христу уневестил еси, и обители святыя утвердил еси. Ныне в сонме преподобных на небесех ликуеши, моляся непрестанно о чтущих святую память твою». Рассмотрим подробнее его житие.
Родился будущий преподобный на Смоленской земле в дворянской семье в 1768 году. Незадолго до рождения сына его отец во время ночной молитвы услышал: «У тебя родится сын; не учи его светским наукам, но лишь Закону Божию». Мальчика назвали по святцам Захарией. Был он младшим в многодетной семье. В детстве он любил слушать, как мать читает жития святых. Обладал кротким, ласковым и тихим нравом, был молчалив и прост в общении. Родители пригласили ему учителя, но науки давались ему с трудом, кроме Закона Божия.
В отрочестве его вместе с братьями определили в лейб-гвардии Преображенский полк в Санкт-Петербурге. Умирает его отец, оставив Захарии часть наследства. Вскоре умирает и мать. Юноша было поддался соблазну любостяжания, думал и жениться. Но однажды он, проезжая мимо церкви на лошади, услышал: «Ты сам пойдешь в монахи». «Вдруг точно кто рукою толкнул меня в грудь, и так сильно, что я, кажется, пошатнулся на лошади», – рассказывал об этом случае впоследствии старец.
Продав свою часть наследства, испросив отставку, поручик Захария отправляется в брянские леса к пустынникам. Желал он вверить себя в послушание одному из них, иеромонаху Адриану (Блинскому), которого знал и ранее. Но в лесах будущий подвижник старца не застал, так как тот ушел настоятельствовать в монастырь на Севере. Тогда Захария стал проситься в послушники к другому пустыннику, преподобному Василиску (Гаврилову). Он же отправил юношу в общежительный монастырь на остров Коневец, вслед за отцом Адрианом.
В 1789 году оказался будущий подвижник в Коневском монастыре. Там он начал пономарить и занимался выпечкой просфор. Монастырь жил по афонской традиции и правилам преподобного Паисия (Величковского), которые впитывал молодой послушник. Со временем он был пострижен в монашество с именем Зосима. По благословению своего старца он начал обучаться премудростям Иисусовой молитвы у другого насельника монастыря, иеромонаха Сильвестра, жившего уединенно. Одновременно монах Зосима знакомится с «Добротолюбием», писаниями преподобных Нила Сорского и Исаака Сирина. Его начинает привлекать уединение по примеру пустынножителей.
Через три года в монастырь прибыл преподобный Василиск. Настоятель благословил старцу Василиску и послушнику Зосиме поселиться в отдалении от монастыря, выстроив для них две келии. Зосиму же он поручил под духовное окормление преподобного Василиска. Жили они неподалеку друг от друга в безмолвии, в союзе смиренной и святой любви. Небезынтересно сказано о жизни этих отшельников в исторической справке Коневской обители от 1822 года: «Пища пустынника постная и самая умеренная, одежда нищетная: все нужное пустыннику доставляется из Обители, а потому и он свободное время как для себя, так и для Обители трудится. Дела его идут так, что молитве, псалмопению, чтению и рукоделию определено свое время и часы. Но как жизнь сия в единоборстве требует особливого мужества и терпения, то в оную вступать позволяется только таким инокам, которые имеют ум, благодатию просвященный, страстьми сердце не порабощенное, – а наипаче гневом, завистью, унынием, тщеславием и гордостью; а которые любовию к Богу воспламенены, и еще большего желают с Богом соединения, от коего проистекает неизреченное благодатное в душах услаждение. Вот сокращенное описание жизни уединенной! В наши дни таковые любители уединения здесь были: Монах Василиск, Монах Зосима Верховский и Иеромонах Сильвестр».
Таким образом и жил монах Зосима, совершенствуясь в молитве, послушании, препобеждая искушения, которые не оставили его и в уединении. Носил он и острую власяницу, таким образом смиряя свою плоть.
В Святом Евангелии сказано: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5: 14). И действительно, к пустынникам постепенно стали стекаться люди: кто за благословением, кто за наставлением. Тяготили слава и внимание святых подвижников, и они испросили у настоятеля уехать с острова, где подвизались десять лет. Желали они отправиться на Афон или в молдавские леса. Настоятель же благословил их уехать туда, куда управит Господь. Трижды пытались подвижники прибыть на Афонскую Гору, но встречали преграды. Увидев в этом волю Божию, они отказались от этого намерения. В поисках нового места для уединения они добрались, наконец, до Сибири и обосновались недалеко от города Кузнецка (современный Новокузнецк).
В сибирских лесах прожили молитвенники еще двадцать четыре года. Живя так долго рядом с преподобным Василиском, монах Зосима по смерти старца составил его житие. О нем святитель Игнатий (Брянчанинов) отозвался так: «Житие Василиска есть евангельское, мудрование его евангельское, очищенное и просвещенное». Со временем вокруг отца Зосимы образовалась женская монашеская община. В 1822 году он исхлопотал у митрополита Филарета (Дроздова), благоволившего ему, открытие в Тобольской губернии некогда упраздненного Туринского монастыря. Там и поселилась община сестер. Для монастыря старец написал устав, схожий с уставом святителя Василия Великого.
В Священном Синоде монаху Зосиме предлагали принять священнический сан, но по своему смирению он отказывался. Постепенно в монастыре собралось несколько десятков сестер. Но не терпит враг рода человеческого благоденствие и мир между спасающимися и всячески пытается его разрушить через людские страсти. На старца была воздвигнута смута со стороны пары сестер, и он был отстранен от управления обителью, до такой степени, что и появляться ему там было запрещено. Опечаленный, приехал старец в Москву за утешением к святителю Филарету. Тот поселил его в Чудовом монастыре. За старцем приехали и верные ему сестры. Со временем, по благословению митрополита Филарета, под Москвой была открыта Смоленская женская обитель (Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь), куда и переселился старец с сестрами.
Поначалу некоторые из подвизающихся было возроптали, так как место, куда они приехали, оказалось сырым, болотистым и мрачным. Но старец обратился к ним с такими словами: «Возлюбленные сестры, посмотрите, не самое ли безмолвное, пустынное житие дарует Господь Бог? Хотя, конечно, труды, скудость, неудобства предстоят здесь, но зато какая тишина и уединение! Возблагодарим Господа, возлюбленные, и Он поможет нам во всем, и в духовном, и в житейском, и прославит имя Свое, и удивит милость Свою на нас недостойных».
Постепенно обитель стала благоустраиваться трудом насельниц и старца, который не гнушался тяжелой физической работы. На месте новой обители был обнаружен источник чистой студеной воды в утешение насельницам. Под руководством старца Зосимы сестры занимались молитвенным деланием, рукоделием, чтением духовных книг и жили так, как призывают христиан слова сугубой ектении: «Да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Сестер же старец наставлял так: «Обретем неложное иноческое богатство, то есть восчувствуем в себе кротость, смиренномудрие, безгневие, терпение, милосердие, упование не на временное нечто, но на Бога Живаго, радование внутреннее о Боге и веру непоколебимую, простосердечие, сострадание и любовь чистую ко всем». Настоятельницей старец назначил свою племянницу Варвару (в монашестве Веру). Обитель он назвал Одигитриевской в честь милой его сердцу Смоленской иконы «Одигитрия».
Неподалеку от обители старец Зосима устроил себе келию, где старался предаваться молитвенным подвигам в уединении. Земной срок его, уготованный Богом, подходил к концу. Старец принял великую схиму. Предчувствуя скорую кончину, он собрал сестер и сказал: «Не расходитесь по моем исходе; Господь даст, что и церковь у вас будет, и обитель утвердится. Матерь Божия, Коей я вручал вас и всю обитель, прославит имя Свое на месте сем и удивит на вас милость Свою». В октябре 1833 года он мирно отошел ко Господу. Погребен старец был, как того желал ранее, «около часовни, чтобы дождь с крыши, под которой Распятие Спасителя, орошал могилу».
О мощах старца Зосимы преподобный Амвросий Оптинский писал в одном из писем: «Недавно в Зосимовой пустыни заметили, что гроб основателя обители находится в воде, потому что место сырое. Высекли из целого камня гроб и сделали новый деревянный гроб и во время переложения увидели, что все тело старца цело, а ступни ног предались тлению». Вскоре по решению Священного Синода в обители была выстроена церковь над местом погребения старца. Мощи его на данный момент утеряны. После долгих десятилетий запустения в XX веке обитель была восстановлена. В 2004 году преподобные Василиск Сибирский и Зосима (Верховский) были причислены к лику общецерковных святых.
Приобщимся к некоторым духовным назиданиям преподобного старца Зосимы.
*
Если кто не имеет чувств любви о Господе и дружелюбного единодушия духовного, должен за это себя осуждать и печалиться, и всячески себя преклонять и молиться об этом усердно, и просить Господа, да сподобит сего дара благодати; ибо сей дар более всех высочайший, более пророчества, мученичества и проч. И как не высочайший? Потому что от Самого Бога исходит и с Богом соединяется, ибо «любовь есть Сам Бог»… Без любви невозможно вселиться в Царствие Небесное, где Сам Бог – любовь, и все ангелы и все святые в Боге и в любви живут и ликуют вечно.
*
Любовь есть естество Божие, и чуждый любви чужд и Бога.
*
Имеющий смирение и Богу, и людям любезен, и все с ним бывают в мирном и дружелюбном обхождении, а гордый и презорливый всем неприступен и тяжек, и ни с кем не может быть в искреннем дружестве. Не может самолюбивое, надменное сердце его ощущать никакого чистого, сердечного утешения.
*
Смирись, и смирятся тебе небо и земля. Без любви и смирения, от одного поста и бдения, из человека сделаешься, пожалуй, бесом.
*
Без воздержания, поста и молитвы нельзя избавиться от бесовских страстей.
*
Подвиг терпения скорбей, обид и поношений выше всяких вериг и власяниц. Ибо Иисус Христос не дал нам заповеди о веригах и власяницах, но заповедал переносить обиды, и любить обидящих нас, и молиться о них. И подлинно, мы должны почитать их даже нашими благодетелями, потому что они со вредом для души своей соделывают наше спасение.
Если злато, честь, кареты, дома, богатые сады, все сладости и забавы дает Господь Своим врагам, то есть и еретикам, и отступникам, и безбожникам, и хульникам, и ругателям, то чего же не даст Он друзьям Своим? Не земное счастье, а небесное Он им уготовал – и несравненно превосходнейшее, нежели здешнее.
*
Иной человек, кажется, молчит, но в сердце своем осуждает других – такой непрестанно говорит. А другой с утра до вечера говорит, а между тем соблюдает молчание, потому что он ничего не говорит без пользы.
*
Ежели Богу угодно, то непременно будет, а если Богу не угодно, то и мне не надобно.
*
Ненависть и злоба более всего противны Господу, и что никакой молитвы, никакой жертвы не приемлет Он от враждебного сердца, и нет Ему там обители, где нет мира и любви.
*
От соединения души с Богом бывают радость, страх, любовь, сладость утешения, просвещение, трепет, умиление, слезы, совершенное забвение самого себя и всего земного – того и описать невозможно…
Помолимся преподобному Зосиме словами тропаря в его честь: «Отеческаго учения ревнителю,/ Сибирския пустыни всекрасное прозябение,/ деяния и созерцания бодренный подвижниче,/ безмолвия рачителю и обители невест Христовых устроителю,/ сосуде Духа,/ Зосимо преподобне,/ моли Христа Бога,// да просветит души наша».
Источники:
Преподобный Зосима (Верховский): житие, воспоминания, слова и наставления. – Изд. 3-е, испр. И доп. – Москва: Софийская набережная, 2008.
А. Беглов «Вечностью неразрушимое содружество»: Страницы русского старчества XIX века: преподобный Зосима (Верховский) и его духовная семья в 1818–1825 гг. // Альфа и Омега. 2001. № 3 (29).
Жизнь в Бозе почившего блаженного старца схимонаха Зосимы. – Москва: тип. А. Федотова, 1860.