Найти в Дзене
Исторический музей

Пулковская обсерватория, железные дороги, картофель: правление Николая I

«Император Николай обладает возвышенным и здравым умом; у него благородное сердце — твердое и великодушное. Он всегда на стороне здравого смысла и примирения; он способен совладать с обидой и ответить лояльно и откровенно, если встречает такую же лояльность и искренность. При этих условиях он всегда будет выступать за мир и примирение в силу своего характера, религиозных чувств, любви народа и в особенности — солдат» — писал своему правительству французский посланник в России дивизионный генерал маркиз де Кастельбажак. Николай Павлович верил в неограниченные возможности института самодержавия, но при этом, по собственному его выражению, считал себя «первым слугой своего государства». Данную ему власть он воспринимал пожизненным служением на благо России. Назначая себя лично ответственным за происходящее в государстве, он стремился все контролировать и всем управлять. Во многих событиях общественной жизни, будь то борьба с масштабной эпидемией холеры или установка Александровской колонн
Оглавление
«Император Николай обладает возвышенным и здравым умом; у него благородное сердце — твердое и великодушное. Он всегда на стороне здравого смысла и примирения; он способен совладать с обидой и ответить лояльно и откровенно, если встречает такую же лояльность и искренность. При этих условиях он всегда будет выступать за мир и примирение в силу своего характера, религиозных чувств, любви народа и в особенности — солдат» — писал своему правительству французский посланник в России дивизионный генерал маркиз де Кастельбажак.

Николай Павлович верил в неограниченные возможности института самодержавия, но при этом, по собственному его выражению, считал себя «первым слугой своего государства». Данную ему власть он воспринимал пожизненным служением на благо России. Назначая себя лично ответственным за происходящее в государстве, он стремился все контролировать и всем управлять. Во многих событиях общественной жизни, будь то борьба с масштабной эпидемией холеры или установка Александровской колонны в Санкт-Петербурге, легко просматривались его вклад, его мнение, его решение.

Портрет императора Николая I. И. А. Винберг (Winberg), А. А. Беземан. Начало 1850-х гг.
Портрет императора Николая I. И. А. Винберг (Winberg), А. А. Беземан. Начало 1850-х гг.

Подданные знали, что государь справедлив и строг, навлекшие на себя высочайшее неодобрение цепенели от его тяжелого «свинцового» взгляда. Он очень много работал, лично вникал даже в мелкие дела, все держал на контроле, все помнил.

Экономическая политика николаевской эпохи заложила основы для индустриального переворота — перехода экономики с ручного труда на машинный. Российские промышленники получали субсидии и льготы, на заводах внедрялись новые технологии. Далеко не все проекты претворялись в жизнь: так, вопрос отмены крепостного права регулярно обсуждался в секретных комитетах, но не нашел своего решения. Рассмотрим некоторые достижения николаевской эпохи.

Архитектура, торговля и промышленность

Николай I оказывал покровительство развитию торговли и промышленности. В свои приезды в Москву он принимал купцов и фабрикантов, осматривал продукцию мануфактур. В 1831 году в Большом Кремлевском дворце открылась первая выставка русской промышленной и кустарной продукции. Николай посетил ее, как и подобные выставки в Петербурге, Нижнем Новгороде, открывавшиеся в последующие годы.

Успехами отечественного производства он гордился. В 1828 году был основан Технологический институт для подготовки специалистов, способных руководить фабриками и производством. Выходило несколько специализированных газет — «Купец», «Листок промышленности, ремесел, искусств и фабрик», «Мануфактурные и горнозаводские вести» и другие.

Большой Кремлевский дворец, где проходила первая выставка русской промышленной, был перестроен. В 1838 году был высочайше утвержден проект архитектора К. А. Тона — одного из любимых архитекторов государя, позволивший органично вписать императорский дворец и Оружейную палату в историко-архитектурный ансамбль древнего Кремля.

Одновременно со строительством велась масштабная реконструкция памятников церковного и дворцового зодчества, поскольку их надлежало максимально сохранить.

При Николае I ни одно более или менее значительное сооружение не могло быть построено без его визы «Быть по сему». Именно во время его правления были построены Храм Христа Спасителя, новое здание Оружейной палаты в Москве, был завершен комплекс Смольного собора, возведены здания Сената и Синода, Троице-Измайловский собор, Ново-Михайловский, Мариинский, Николаевский дворцы в Санкт-Петербурге.

Наука

Верный своей любви к инженерному делу, император покровительствовал полезным научным начинаниям. Например, в 1835 году в Дерптский университет был приглашен немецкий ученый Мориц Герман Якоби (в России его звали Борисом Семеновичем), изобретатель первого в мире электрического двигателя. Через два года Николай I распорядился создать специальную комиссию для опытов с машиной Якоби и ассигновал на это дело значительную сумму. Якоби поселился в Петербурге, принял русское подданство и до конца своих дней жил в России. Уже здесь он изобрел гальванопластику, гальванические батареи, сконструировал несколько телеграфных аппаратов.

М. Якоби. Вторая половина XIX в.
М. Якоби. Вторая половина XIX в.

В царствование Николая I была проведена электрическая телеграфная линия между Зимним дворцом и Царским Селом, в 1847 году там впервые в России была использована азбука Морзе.

Другой выдающийся ученый — Василий Яковлевич Струве, также уроженец Германии, работавший в Дерптском университете, — подал императору записку о постройке астрономической обсерватории под Петербургом. По воле Николая I в 1833 году началось строительство обсерватории в Пулково, открывшейся в 1839 году, её первым директором стал В. Я. Струве.

Обсерватория, оборудованная наилучшими приборами, гордилась самым крупным в то время оптическим телескопом.

Железнодорожные пути

Одна из самых известных заслуг императора Николая Павловича — конечно, железные дороги. Строительство железной дороги между Петербургом и Царским Селом и Царским Селом и Павловском началось в 1836 году. Это должно было стать первым шагом в железнодорожном строительстве, доказав, что в России с её климатом и снежными зимами это возможно. Первые опытные поездки устроили уже в конце 1836 года, ездили по дороге в «паровых каретах».

Официальное торжественное открытие первой в России железной дороги состоялось 11 ноября (30 октября) 1837 года. Сначала на паровой тяге ездили только по воскресеньям и праздникам, в остальное время тяга была конной. Сам Николай Павлович с удовольствием катался так до Царского Села.

Гравюра «Отправление из Москвы по С.-Петербургско-Московской железной дороге 2-го поезда, состоящего из батальона л.-гв. Преображенского полка». Неизвестный гравер, металлография Е. Яковлева. Москва, 1852 г.
Гравюра «Отправление из Москвы по С.-Петербургско-Московской железной дороге 2-го поезда, состоящего из батальона л.-гв. Преображенского полка». Неизвестный гравер, металлография Е. Яковлева. Москва, 1852 г.

В 1841 году было решено приступить к строительству железной дороги от Петербурга до Москвы, которой надлежало стать самой длинной веткой в мире. Паровозы и вагоны для нее постановили не закупать за границей, а делать самим, для чего в ведомство Министерства путей сообщения был передан Александровский завод за Невской заставой (позже он стал знаменитым Путиловским заводом).

Выпуск паровозов начался в 1846 году, и к началу эксплуатации линии Петербург — Москва паровозов было уже 164 и более двух с половиной тысяч вагонов. Рельсы изготавливали на железных заводах отставного генерал-майора, инженера и промышленника С. И. Мальцева. Впервые император проехал по только что построенным участкам трассы от Петербурга до Чудова и от Вышнего Волочка до Твери в октябре 1850 года.

Руководившему стройкой главноуправляющему путями сообщения генералу от инфантерии П. А. Клейнмихелю он написал: «К искреннему моему удовольствию дороги эти найдены мною, в отношении превосходного устройства, изящности отделки, исправности содержания и примерного порядка в управлении, в виде и состоянии, превосходящем мои ожидания».

Весь путь от новой столицы до древней царский поезд проделал в августе 1851 года, отправившись в Москву к годовщине коронации. С ноября того же года открылось пассажирское движение. К тому времени уже приступили к сооружению железной дороги на Варшаву.

Император торопил строить «немедленно и в возможной скорости, не только для тех целей, для которых обыкновенно сооружаются железные дороги, сколько из видов стратегических». Он уже понял, что «в случае внезапной войны при теперешней общей сети железных дорог в Европе, Варшава, а оттуда и весь наш запад может быть наводнен неприятельскими войсками прежде, чем наши успеют дойти до Луги». Дорогу успели провести до Гатчины, когда разразилась Крымская война, строительство остановилось. Возобновилось оно только после войны, уже при новом государе.

Сельскохозяйственные культуры

Среди важных нововведений николаевского царствования нужно вспомнить о внедрении новых сельскохозяйственных культур, прежде всего картофеля и сахарной свеклы. Сажать картофель крестьян принуждали Удельное ведомство и Министерство государственных имуществ, управлявшее государственными крестьянами, и поначалу это вызывало сопротивление и даже бунты.

Молодая картошка. Репродукция. М. Будинский. «Нива». Конец ХIХ — начало ХХ вв.
Молодая картошка. Репродукция. М. Будинский. «Нива». Конец ХIХ — начало ХХ вв.

Но как не оценить дальновидность Николая I, ведь в следующем бурном и трагическом XX столетии для огромного количества людей именно картофель стал спасением от голодной смерти.

Узнать больше о жизни самодержца и увидеть экспонаты, связанные с именем императора Николая I и его приближенных можно, на выставке «Николай I. Идеальный самодержец» до 22 июня 2026 года