Призвание тренера Советы самому себе из прошлого Футбол и бег: совмещение ролей Оценка себя как тренера Начало бегового пути Семья и бег: цена высоких результатов Опыт Берлинского марафона GRUT T50 Старт всей карьеры Подготовка к марафону в Валенсии (цель — 2:22) Тактика на забег Тренировки в режиме 3-4 часов сна в день Зачем тренеру тренер Вопросы от подписчиков #Подкаст #Интервью #Бег #Спортсмен #Тренер #Марафон #Мэйджор #Берлин #Валенсия #ПсихологияБега
Призвание тренера Советы самому себе из прошлого Футбол и бег: совмещение ролей Оценка себя как тренера Начало бегового пути Семья и бег: цена высоких результатов Опыт Берлинского марафона GRUT T50 Старт всей карьеры Подготовка к марафону в Валенсии (цель — 2:22) Тактика на забег Тренировки в режиме 3-4 часов сна в день Зачем тренеру тренер Вопросы от подписчиков #Подкаст #Интервью #Бег #Спортсмен #Тренер #Марафон #Мэйджор #Берлин #Валенсия #ПсихологияБега
...Читать далее
"Скорость" в манеже МГСУ
Призвание тренера
- Вика: Антон — поистине уникальный человек. Он умудряется совмещать работу тренера в разных проектах (кстати, он и мой тренер) с бегом на высокий результат. Его текущий рекорд на марафоне — 2:27. Антон, вчера был твой профессиональный праздник — День тренера. Ты как-то писал, что для тебя тренерство — это не работа, а призвание, состояние души. Расскажи, в какой момент ты это понял?
- Антон: Слушай, ну вопрос такой философский... Тренировать я начал достаточно давно. В какой-то момент, работая в офисе, у меня было, по-моему, шесть учеников. И вот я сидел и задумался: работа с людьми действительно приносила мне какое-то удовольствие. Хотя я до того считал себя диким интровертом, закрытым человеком с грузным взглядом. И в какой-то момент понял, что мне нравится не столько писать планы, сколько вести людей к их цели. Неважно, какая она. С того момента начался мой путь в тренерской деятельности. Назвать это работой я не могу. Даже вчера, благодаря за поздравления, я всем говорил: «Это не работа, это гораздо больше».
- Вика: Ты как-то говорил, что одна из твоих задач — научить своих подопечных. В чём принципиальная разница между «написать план» и «научить»?
- Антон: Всё просто. Написать план — это, в зависимости от индивидуальности человека, 10-15% всей работы. Всё остальное — это коммуникация, общение. Я хочу, чтобы ученик понимал, что мы делаем, зачем и для чего, чтобы впитывал от меня знания. Чтобы я был не машинкой, пишущей планы, а человеком, наставником. Мне нравится, когда они достигают целей. А в сложные моменты — поддерживать. После работы со мной человек должен что-то вынести. Для меня это лучшая благодарность. Можно пример с шеф-поваром привести: научить готовить — это круче, чем дать простой рецепт.
- Вика: Не боишься переучить?
- Антон: Да нет, они не переучатся. Возьмут столько, сколько могут унести без последствий.
Учит :)
Советы самому себе из прошлого
- Вика: Антон, если бы ты мог вернуться в начало своей тренерской карьеры, что бы ты посоветовал себе в первую очередь?
- Антон: Учись. Начинай учиться с первого дня. Потом начинай учиться и учись. Читай ещё больше. Специфичной литературы, неспецифичной. Учись постоянно, каждый день. Не останавливайся.
- Вика: А чего бы категорически не делал? От какой ошибки уберёг?
- Антон: Нельзя сказать, что я не ошибался. Но совет такой: больше общайся. Ещё больше общайся. Где-то, может быть, мало... Учись убеждать. Больше общайся, разговаривай. Это 100%. Ещё больше, чтобы ошибок стало меньше. Больше узнавай не о том, «сколько прошла тренировка», а о внутреннем состоянии. Как в хорошем фильме про вербовку в разведку: ты должен знать о человеке всё — его привычки, быт, чем живёт. И только потом накладывать тренировки.
- Вика: Какую самую нелепую обратную связь ты получал?
- Антон: Для меня это фраза после скоростной работы (я бы принял её после лёгкой): «Побегал, всё нормально». И всё. И дальше что? Сегодня утром читал, что, наверное, надо идти на курсы экстрасенсов, чтобы читать мысли. Хочется более полно, особенно после тяжёлых тренировок. «Побегал, всё нормально» — не прокатит. Надо спрашивать дальше.
Не только бег, но и футбол
Футбол и бег: совмещение ролей
- Вика: Ты также тренер футбольной команды. Как так получилось?
- Антон: Я играл за эту команду — ФК «Синдикат». В какой-то момент один из организаторов, Михаил Горшков, предложил мне стать тренером, опираясь на мои профессиональные и внутренние качества. Я согласился без раздумий. Очень интересный проект, нравится тренировать.
- Вика: Сильно отличается программа для бегунов и футболистов?
- Антон: Да, конечно. И в плане тренировок, и в плане взаимодействия. Там командный вид спорта. Есть люди, которые адекватно себя оценивают, есть те, кто думает, что они сильнее. Приходится долго беседовать, пояснять, не без крепкого словца. Но радует, что даёт плоды. В построении тренировок — другие качества важны: скоростно-силовая работа, взрывная.
- Вика: Хватает тебе компетенций, ты ведь тренер по бегу?
- Антон: В целом, да. Но я и тут постоянно учусь. Смотрю тренировочные ролики, подписан на Telegram-канал тренера Романа Дмитриевича Рогова. Многое взял оттуда. Обучение в RocketScienze по силовой подготовке тоже пригодилось. Так что хватает, но постоянно учусь.
Основатель и лидер ЧернышTeam или просто Батя :)
Оценка себя как тренера
- Вика: Считаешь ли ты себя хорошим тренером?
- Антон: Да, считаю.
- Вика: Почему?
- Антон: Потому что ко мне люди идут. Идут, спрашивают, не только на постоянную основу. Есть те, кто консультируется периодически. Это очень ценно. Если уточняют, спрашивают, идут тренироваться — значит, я на правильном пути. Лучшая похвала для меня — стабильная работа с подопечным долгое время. Я не люблю текучку. У меня есть костяк очень преданных людей. Когда ко мне обращаются, я долго беседую с человеком, созваниваюсь и уже понимаю, вольётся ли он не только ко мне, но и в коллектив.
- Вика: То есть входной ценз есть?
- Антон: Есть, безусловно.
Битва Беговых Клубов от Dusty Dumbbells
Начало бегового пути
- Вика: Помнишь свою первую пробежку? Чем тебя так зацепил бег, что ты забыл о футболе, которому посвятил 10 лет?
- Антон: Пробежка... Не люблю это слово. Но на тот момент это действительно были пробежки. Я бегал для поддержания формы, чтобы играть в футбол на любительском уровне. Одна из самых запоминающихся пробежек была в парке «Серебряный Бор» с двумя друзьями. Мы выбежали, там есть петля на 2 км. Ребята побежали по прямой, а я решил побежать в эту петлю, чтобы пробежать больше. Была мини-цель — успеть к остановке автобуса раньше, чем они дойдут пешком. Я не успел, но они меня дождались. Вторая запомнившаяся тренировка: я бегал один и на спуске увидел парня в футболке «Московский марафон». Я начал интересоваться: что это, где взял такую футболку? И как-то затянуло. Бег привлекает своей простотой. Оделся, вышел — побежал.
- Вика: Когда ты решил, что хочешь бегать на результат?
- Антон: Наверное, не скажу, что решил. Я прочитал книгу «80/20. Бег по правилу 80/20» и решил подготовиться к первому забегу — 10 км в рамках Московского полумарафона в 2017 году. Я бегал четыре тренировки в неделю, две из них скоростные — это был перебор, борщ полный. Я сам, дотренировавшись, вышел на забег с плеером в ушах. Пробежал 10 км за 37:44 и подумал: «А почему нет? Кто-то же пробежал 21 км, значит, я смогу». Через 2 месяца я пробежал первый полумарафон в Туле за 1:23:56. И тогда уже задумался о марафоне.
С сыновьями Глебом и Львом
Семья и бег: цена высоких результатов
- Вика: Ты женат, у тебя двое детей. Как семья отреагировала на твоё увлечение бегом?
- Антон: Они меня поддерживают. Но я очень переживаю, что за всё это время я очень много забрал времени у своей прекрасной жены и детей. Это время никто не вернёт. Конечно, я потратил его на спорт, на полезное дело, но... Знаешь, как на смертном одре: «Пап, в тот момент я хотел поиграть с тобой в монополию, а ты бегал длительный». Это страшно для меня. В последнее время я за это очень сильно переживаю. Наверное, поэтому бег на результат подходит к логическому завершению. Но в целом они поддерживают, ездят на старты. У меня есть фотография жены и детей, которую я распечатал и беру с собой на каждый забег. Она лежит в моём кармане от начала до конца. Последние 5 км в Берлине меня спасала только она. Внутренняя мотивация, основанная на семье, подстёгивает сильнее, чем гели.
Серьезный спортсмен!
Опыт Берлинского марафона
- Вика: В Берлине ты установил личный рекорд — 2:27. Что тебя впечатлило на забеге? Какая разница с российскими стартами?
- Антон: Впечатлений масса. Это была первая поездка в Европу за 5 лет. Впечатлило Экспо на старом аэропорту — фантастические ощущения, громадное количество народа. Трасса плоская, ты не замечаешь поворотов, кажется, что бежишь по прямой. На такой трассе не побежать — тогда где? Поддержка фантастическая. Люди везде, даже где ты один, справа и слева — люди. Запомнил парней из пожарной академии на 27 км, которые подавали воду в форме. Болельщиков столько я не видел нигде. Разница с бегом по глухой набережной в Москве — колоссальная.
- Вика: Планируешь ещё зарубежные старты?
- Антон: Да, в этом году хотелось бы.
GRUT T50
- Вика: В прошлом году ты бежал трейл «ГРУТ», дистанцию Т50. Что тебя удивило?
- Антон: Постфактум скажу: надо было бежать 30. На 50 я был не готов. Меня тогда обогнала Саша Бородинова, даже не первый по девочкам. Очень крутая атмосфера, это визитная карточка «ГРУТа». Советую всем, кто хочет попробовать трейл. Очень хорошая трасса. Поля... потом болели сгибатели бедра, я наскакался. Последние 10 км я уже мечтал об асфальте. Но нырять в броды — это невероятно. Я нырял как ребёнок, прыгал, как в детстве в деревне. Очень круто, за эмоциями и атмосферой — обязательно.
- Вика: Повторить не хочешь?
- Антон: Можно, но на 20, может быть, на 30. На скорость.
Старт всей карьеры
- Вика: Как ты считаешь, есть ли у спортсмена «старт всей его карьеры»?
- Антон: Наверное, да, если говорить о крепком любителе с амбициями. Для кого-то это может быть марафон, где он целится на высокий результат.
- Вика: А у тебя есть такой старт?
- Антон: Планируется.
- Вика: Расскажи.
Визуализирует :)
Подготовка к марафону в Валенсии (цель — 2:22)
- Антон: Планирую 7 декабря этого года побежать марафон в Валенсии на норматив мастера спорта — 2:22 и быстрее.
- Вика: Почему такая цифра?
- Антон: Не знаю. Сидел, думал. 2:24-2:25 — тоже круто, более осязаемо. Но на 2:22 придётся прыгнуть выше головы. Должно многое сойтись. Но не могу не попробовать. Если 25 км в этом темпе протяну, значит, и 30, значит, и 42. Это прыжок через ступеньку с моего текущего рекорда (2:27). Я никогда так не делал.
- Вика: Есть ли какая-то хитрая схема подготовки?
- Антон: Никакой хитрой схемы нет. Основное правило: если прошлая подготовка сработала и дала результат — её нужно поменять. Мы поменяли переменный бег, сделали его дробным. Увеличили длительные — теперь нет меньше 30 км. Они всегда с вставками, не одним темпом. Добавились две тренировки в день по четвергам. Субботу оставили лёгкой, чтобы лучше восстановиться к длительной в воскресенье.
- Вика: На какие ограничения приходится идти? Чем жертвовать?
- Антон: Да вообще всем. Я стараюсь занести на алтарь всё. Просто выхожу и делаю, не думая. Сейчас даже визы нет... Откроешь конверт — отказ. Запасного варианта нет. Но будем надеяться.
- Вика: В чём сложность подготовки к зимнему марафону в московских условиях?
- Антон: Для меня это идеальная погода! Я не переношу жару. Даже зимой бегал в полутайтсах. От +5 до +10, дождик, ветер — моё. Осталось чуть больше месяца, 8 ключевых дней. Всё остальное я сделаю в любую погоду.
- Вика: Ты упомянул, что бегал зимой в полутайтсах. Это было специально?
- Антон: Да, это был инструмент. Тренер сказал попробовать «холодные» тренировки для прогресса, для увеличения капиллярной сети. Дало ли это эффект — не знаю, но я свято верил, а вера серьёзно меняет эффект тренировки.
Тактика на забег
- Вика: Какая тактика будет в Валенсии? Будешь придерживаться плана, как в Берлине?
- Антон: Про Валенсию я ещё не думал. Но я на каждой тренировке, особенно последние 2-3 км, представляю финишную арку и время на табло. Визуализирую. Тактику определяю в моменте. В Берлине я стартанул, побежалось. Я даже не размялся, первые 8 км были разминкой. Потом я почувствовал, что это мой день. В середине забега расстегнулся пульсометр, сползали тайтсы... Я подбежал к столу с водой, поправил всё, даже немного прошёлся пешком, и потом побежал дальше. Не было сомнений. Когда пробежал 37 км, понял — дело сделано.
- Вика: Чем, по-твоему, хорошая тактика отличается от плохой?
- Антон: Любая тактика хороша, если она приводит к результату. Можно начать на 3:20/км, а потом на 3:30 затерпеть. Если будет 2:22 — тактика была хорошая. Можно начать на 3:25, а финишировать на 3:15. Но набегать всегда приятнее, это даёт больше драйва. Отрицательный сплит или ровная раскладка — это признак мастерства.
Тренировки в режиме 3-4 часов сна в день
- Вика: Правда, что у тебя был период, когда ты спал по 3-4 часа и просто выживал?
- Антон: Да, с начала августа до 25 сентября. Это было связано не только с бегом: мои тренировки, подготовка, модерация встречи на Московском марафоне, тренировки футболистов и подопечных, работа в офисе, семейные обстоятельства. Не было другого варианта.
- Вика: Откуда черпал силы?
- Антон: Не знаю. Наверное, нравится. Выхожу и делаю. Спасибо тренеру, который научил гибкости. Раньше я делал вне зависимости от обстоятельств. Сейчас я понимаю: тренировки не живут в изоляции от внешних факторов — быта, семьи, стресса. Но дичайшая внутренняя мотивация. Если вам нужен кто-то, кто будет подпинывать, задумайтесь, туда ли вы движетесь.
- Вика: Не боишься, что это путь к травме?
- Антон: Организм своё забирает. Но я не боюсь. Как спортсмен я считаю: боль приходит, но она пройдёт, а результат останется. Табло скажет за всех. Подопечным я так делать запрещаю. А сам — делаю. Но стал гибче, «адаптивным солдатом». И, наверное, я не обделён здоровьем.
с тренером Евгением Владимировичем Пищаловым
Зачем тренеру тренер
- Вика: Зачем тебе тренер?
- Антон: Жена тоже спрашивает. Евгений Владимирович давно перестал быть для меня просто тренером, он гораздо больше. Со стороны виднее. Он помогает наставлениями, советами, поддержкой. Мы общаемся не так часто, но очень обстоятельно. Он видит, где я пережимаю. Очень помогают кружочки — мы записываем голосовые сообщения после скоростных, и по ним всё сразу видно.
- Вика: Ты писал, что он тебя «давно не тренирует». Что же он делает?
- Антон: Это метафора. Когда есть невидимая нить между тренером и подопечным, любой план будет работать. Без доверия — никакая методика не сработает. Нет взаимоуважения и поддержки в сложные моменты — тоже. У нас была такая ситуация перед Берлином. Ничего не шло. Мы созвонились, откровенно поговорили и... отпустили ситуацию. Раньше я не допускал мысли о поражении. Теперь я понимаю: без поражений не будет победы и прогресса. Они неразрывно связаны.
- Вика: Что для тебя поражение?
- Антон: Прежде всего — травма, которая выбивает надолго. Это опыт, надо понять, почему так вышло. Второе — не получившийся желаемый результат. Когда реальность не совпала с ожиданиями.
- Вика: Ты тяжёлый пациент для своего тренера?
- Антон: Нет, я очень простой. Думаю, он так же считает.
Связь подопечного и тренера)))
Вопросы от подписчиков
- Вика: Вопросы от подписчиков. Выбери два самых интересных и подаришь победителям сувениры из Валенсии.
- Помнишь ли ты своего первого тренера и какой это был вид спорта?
- Антон: Да, футбол. Владимир Александрович Свежухин — выдающийся тренер и человек. Многому научил. Хорошая школа жизни.
- Сколько раз тебе хотелось завязать с бегом на результат и почему ты до сих пор не завязал?
- Антон: Планировал завязать дважды. Не завязал из-за бесконечного спора с самим собой: «Где мой предел?» Сейчас причина другая — время, которое я забираю у семьи. Чувствую себя виноватым. Они пострадали больше всех. Пришло время завязывать с результатами. Но Валенсия впереди.
- Как заставить себя тренировать, когда подопечный совсем не хочет?
- Антон: Выстроить границы изначально. Если не хочет — перейти в режим сохранения спокойствия. Даю шанс, все могут ошибиться. Но если это повторяется и становится системой — это уже вопрос.
- Есть ли тренер, кроме Евгения Владимировича, про которого думаешь: «Вот ведь крутой чертяка»?
- Антон: Да. Из старой школы — Юрий Семёнович Куканов, Михаил Виноградов (глыба). Из современных — Андрей Фарносов. Из зарубежных — попробовал бы потренироваться у Риценхайта (тренер Хелен Обири и Джо Клекера) и Джо Басарда. Канову бы не пробовал.
- Можно ли что-то натренировать при режиме 3 раза в неделю?
- Антон: Конечно. Что-то точно можно. Зависит от бэкграунда. Если новичок — можно обойтись и без скоростных.
- Есть ли планы на тренировочные сборы в 2026 году?
- Антон: Да. Кисловодск, весна 2026. Изучаю Киргизию, на высоте 1600 м. Но Кисловодск будет точно.
- Делаешь ли ты отчисления или накопления для пенсии?
- Антон: Налоги плачу, а о пенсии... не думаю. Что такое пенсия?
- Как быстро определить медленные и быстрые мышечные волокна без тестов и пункций?
- Антон: Полевой тест — прыжок в длину. Быстрые волокна прыгнут дальше. Ещё можно смотреть на время контакта стопы с опорой.
- Антон: Выбираю... Мышечные волокна и пенсия. Победители: Женя Васильев и Питин Александр. Ребята, я вам обязательно что-нибудь привезу!
#Подкаст #Интервью #Бег #Спортсмен #Тренер #Марафон #Мэйджор #Берлин #Валенсия #ПсихологияБега