Найти в Дзене
Прожито

Сорочка новобрачной

Пирующие застыли с поднятыми кубками, в глазах - ужас. Ждали выноса сорочки новобрачной, доказывавшей, что брак совершен, а девица на ложе царя взошла чистой. Вместо этого из опочивальни государь Иван Васильевич выволок за косы юную новобрачную, заливавшуюся слезами. Черные косы царь намотал на руку, бледная дева прикрывала руками на груди смятую рубашку. А на рубашке - ни малейших следов, доказывающих, что невеста соблюдала себя до свадьбы. -Срам! - сказал кто-то и сплюнул. -Виновна! - закричал другой подручник царя. -Наказать! - завопил кто-то хмельной. -В колымагу ее, ноги-руки - вязать! - повелел обманутый муж. - Гоните на озеро, в полынье ей самое место, нечестивой! С гиканьем и свистом гнали опричники коней, мотало в санях несчастную девушку, а на повороте перерезал постромки лихой слуга государя, опрокинулись сани, ломая тонкий ледок, в полынью. Сомкнулась над ними темная вода, а опричники, хотя и объявлено было о том, что эта страница истории перевернута, постояли у края воды н

Пирующие застыли с поднятыми кубками, в глазах - ужас. Ждали выноса сорочки новобрачной, доказывавшей, что брак совершен, а девица на ложе царя взошла чистой.

Вместо этого из опочивальни государь Иван Васильевич выволок за косы юную новобрачную, заливавшуюся слезами. Черные косы царь намотал на руку, бледная дева прикрывала руками на груди смятую рубашку. А на рубашке - ни малейших следов, доказывающих, что невеста соблюдала себя до свадьбы.

-Срам! - сказал кто-то и сплюнул.

-Виновна! - закричал другой подручник царя.

-Наказать! - завопил кто-то хмельной.

-В колымагу ее, ноги-руки - вязать! - повелел обманутый муж. - Гоните на озеро, в полынье ей самое место, нечестивой!

С гиканьем и свистом гнали опричники коней, мотало в санях несчастную девушку, а на повороте перерезал постромки лихой слуга государя, опрокинулись сани, ломая тонкий ледок, в полынью. Сомкнулась над ними темная вода, а опричники, хотя и объявлено было о том, что эта страница истории перевернута, постояли у края воды немного, да пошли в жарко натопленные палаты. Пить. Запивать очередное вдовство царя Ивана Четвертого.

«...женившись на ней 1573 г. ноября 11, он узнал, что она еще прежде потеряла своё девство, и на другой день после свадьбы приказал затиснуть её в колымагу, повезти на борзых конях и опрокинуть его в воду», писал историк Николай Костомаров в своем труде "Смутное время Московского государства в начале XVII столетия 1604—1613".

Труд был издан в 1866 году, речь шла о Марии Владимировне Долгоруковой, пятой жене Ивана Грозного, с которой он расправился утром после брачной ночи в 1573 году в зловещей Александровской слободе.

На Руси издревле существовал обычай: утром после первой брачной ночи выносили гостям сорочку новобрачной с доказательствами, что она была девственна до своего мужа. Варианты - простынь или рубашка с привязанной самим женихом алой лентой. Горе той, которая не доказала чистоту. Позор ее семье, ее роду. Берегли девиц и в крестьянских избах, и в боярских домах.

Что уж говорить о тех, которые всходили на ложе царя. Правитель должен был быть уверен, что наследники - его, а не заезжего молодца. Перед тем, как совершить обручение царя или царского сына, претендентку, выбранную на смотре невест или сосватанную родителями, осматривали опытные повивальные бабки и лекари.

Нужно было выяснить: не имеет ли невеста увечий, препятствующих вынашиванию и рождению детей, нет ли болезней у нее и, конечно, чиста ли девица. Так было всегда, потому что царская спальня - дело не частное, а политическое, можно сказать, государственное.

Могли ли просмотреть девичий грех? Верится с трудом. Но... это если смотрели, а в существовании у Ивана Грозного жены с именем Мария Долгорукова и ее последующего наказание за то, что оказалась не чиста, есть сильные сомнения.

Девушку называют пятой женой Ивана. Конечно, Грозный со своей семейной жизнью вводил в ступор и современников, и позднейших исследователей. Разрешалось три раза венчаться православному. Не повезло? Господь прибрал жен? Что ж, не ропщи, вдовство неси честно. Или... ступай в монастырь.

Царю в 1573 году было 43 года, в монастырь он совершенно не собирался, да и постриг правящего царя при юном или малолетнем наследнике - риск. К тому же, Иван Грозный нашел лазейку - рассказывал перед высшими церковными иерархами, что его брак с третьей супругой Марфой Собакиной не осуществился, девица хворая была, к "царевой радости" не годилась. Значит, не считается Собакина.

Хорошо, царю пошли навстречу, хотя согласились не все, но в сентябре 1572 года Иван отвел под венец Анну Алексеевну Колтовскую. Она участвовала в том же смотре невест, что и Собакина. Девица воспитывалась в семье князя Андрея Курбского, с которым Иван Васильевич был в ссоре - Курбский изменил государству, бежав в Литву и порочил царя направо и налево.

Этим некоторые объясняют, что брак с Колтовской продлился менее полугода, а потом женщину сослали в Тихвин и постригли в монахини. Вот только измена Курбского состоялась в апреле 1564 года, за 8 лет до пятой свадьбы царя.

Неизвестно, чем прогневала государя четвертая жена, разрешения на брак с которой он так долго добивался. Иван Грозный потому и Грозный, что легко впадал в гнев и творил, что пожелается.

Но что точно известно, так это то, как отразилось возвышение девицы и последующий "развод" на родичах Анны Колтовской. Да и разрядные записи о ее свадьбе имеются. Пусть и не вполне законная жена, но царская, скромная церемония подробно описана.

В случае с Марией Долгоруковой в источниках нет ничего: ни даты рождения, ни имени отца, ни того, как проступок девицы отразился на ее близких. А ведь это был скандал, неслыханное дело. Головы должны были падать с плеч как спелые яблоки с ветвей. Но - тихо!

Долгоруковы - род очень знатный и заметный. Через полвека Мария Владимировна Долгорукова, полная тезка сегодняшней моей героини, станет супругой царя Михаила Романова. Ненадолго, правда, но след оставит заметный. Как же вышло, что в 16 веке именно об этой жене Ивана Четвертого - ничего?

Драматический момент обвинения Марии Долгоруковой царем
Драматический момент обвинения Марии Долгоруковой царем

Скажете, что никто их уже не считал, жен, женищ, наложниц царя? Но почему посчитали Анну Васильчикову и позже Нагую? Нагая сына родила, но Васильчикова тоже царю не угодила и была пострижена. О ее свадьбе есть записи, родичи ее, присутствовавшие на бракосочетании перечислены.

Подходящих в отцы юной красавице Марии Долгоруковых в описываемое время была двое. Звали их обоих Иванами. Первый Иван имел брата Тимофея Ивановича, (который стал дедом той Марии Долгоруковой, которая вышла за Михаила Романова) и брата Григория Чорта.

Они исправно служили, получали повышения, становились воеводами, окольничими, не подвергались опале. А ведь даже более спокойный нравом монарх после оскорбления на свадьбе, дал бы волю гневу по отношению к родственникам безнравственной невесты за то, что подсунули товар с изъяном!

Интересно и то, что пятая жена Грозного по фамилии Долгорукова (Долгорукая) "всплывает" только в 19 веке в произведении "Хронограф о браках царя Ивана Васильевича". Источник считается подделкой, созданной Александром Ивановичем Сулакадзевым (1771–1829).

Александр Сулакадзев
Александр Сулакадзев

Сулакадзев, отставной гвардейский офицер, выдавал себя за собирателя различных древностей, а на самом деле просто зарабатывал на жизнь изготовлением поддельных исторических документов. "Хронограф" и использовал в написании своего труда Костомаров.

Так что отсутствие упоминаний о торжестве, о наказании родственников и тишина в источниках второй половины 16-го века свидетельствуют о том, что Мария - это выдумка, да еще в духе "демонизации" Ивана Четвертого, которая, к слову, началась с подачи англичан еще при жизни монарха.

Жуткая, выжимающая слезу легенда об утопленной за утрату девства царице, является всего лишь позднейшей поддельной "страшилкой".

Иллюстрации из свободного доступа. Обложка - кадр из сериала "Грозный"

Мой канал в Телеграм, где много фактов, исторических фото и многое друге. Для тех, кому удобнее в МАХ.