Найти в Дзене
PRO Историю

Полет в никуда: как Арктика поглотила советский самолёт, летевший к Рузвельту

Есть истории, которые даже через десятилетия не дают покоя. Они пахнут керосином, полярным ветром и теми временами, когда летчики были настоящими первопроходцами.
Одной из таких стала трагедия экипажа Сигизмунда Леваневского. В 1935 году инженеры Военно-воздушной академии создали новый дальний бомбардировщик ДБ-А, или «Дальний бомбардировщик - Академия». Он должен был стать развитием устаревающего ТБ-3, но с современными улучшениями: закрытой кабиной, частично убираемыми шасси и внутренним отсеком для бомб. Для своего времени это была настоящая революция. Машина быстро доказала, что ей тесно в рамках обычных заданий. В 1936 году ДБ-А установил рекорд: поднял 10 тонн груза на высоту 7 километров. А вскоре пролетел две тысячи километров туда и обратно с пятитонным грузом. И снова стал первым. Этот самолет был не просто железом, а символом того, как далеко может зайти советская инженерная мысль. Сигизмунд Леваневский уже был легендой авиации. Он спас американского летчика Джеймса Маттерн
Оглавление

Есть истории, которые даже через десятилетия не дают покоя. Они пахнут керосином, полярным ветром и теми временами, когда летчики были настоящими первопроходцами.

Одной из таких стала трагедия экипажа Сигизмунда Леваневского.

Самолет, рожденный для рекордов

В 1935 году инженеры Военно-воздушной академии создали новый дальний бомбардировщик ДБ-А, или «Дальний бомбардировщик - Академия». Он должен был стать развитием устаревающего ТБ-3, но с современными улучшениями: закрытой кабиной, частично убираемыми шасси и внутренним отсеком для бомб. Для своего времени это была настоящая революция.

Машина быстро доказала, что ей тесно в рамках обычных заданий. В 1936 году ДБ-А установил рекорд: поднял 10 тонн груза на высоту 7 километров. А вскоре пролетел две тысячи километров туда и обратно с пятитонным грузом. И снова стал первым. Этот самолет был не просто железом, а символом того, как далеко может зайти советская инженерная мысль.

Полет, который должен был стать триумфом

Источник: Центральный музей Военно-воздушных сил
Источник: Центральный музей Военно-воздушных сил

Сигизмунд Леваневский уже был легендой авиации. Он спас американского летчика Джеймса Маттерна, потерпевшего крушение на Чукотке, и даже стал героем американских газет. Контакты, которые он тогда завел, пригодились позже, потому что появилась идея совершить прямой перелет из СССР в США через Северный полюс.

Первая попытка на АНТ-25 закончилась неудачей. Мелкая неисправность в системе подачи масла заставила развернуться обратно. Но позорный провал лишь укрепил решимость летчика. После полета Чкалова, который успешно пересек океан. Леваневский захотел взять реванш и выбрал для этого ДБ-А.

Чёрная икра и меха в качестве подарка Рузвельту

12 августа 1937 года в арктическом небе ревели четыре мотора. На борту находился экипаж из шести человек и необычный груз: ящики с черной икрой, соболиными мехами и приветственным письмом американскому президенту Рузвельту.

Сигизмунд Леваневский. Фото: uk.m.wikipedia.org
Сигизмунд Леваневский. Фото: uk.m.wikipedia.org

Самолет взял курс через Полюс. Связь держалась вплоть до середины пути. А потом оборвалась. Никаких сигналов бедствия, никаких следов катастрофы. Только холодное молчание Арктики.

Начались масштабные поиски которые вели как советские, так и американские экипажи. Летали над дрейфующими льдами, обследовали моря и острова. Но безрезультатно.

ДБ-А исчез навсегда.

Что случилось на самом деле?

До сих пор точно неизвестно. По одной версии, самолет повредила буря, и он рухнул в океан. По другой — двигатель отказал при заходе на посадку. Есть даже предположение, что экипаж успел сесть на лед и погиб позже от холода или при дрейфе льдины.

ДБ-А. Wikimedia
ДБ-А. Wikimedia

Обломки не нашли до сих пор, хотя поиски велись десятилетиями. И каждый год в этих широтах кто-то снова поднимает в небо дрон или вертолет, надеясь увидеть хоть след ДБ-А, ставшим легендой, похороненной во льдах.

Память о полярных рыцарях

Леваневский был упрямым, иногда даже чересчур. Но в 30-е годы именно такие люди двигали границы возможного. Его исчезновение стало трагедией, но и напоминанием: каждый рекорд тогда писался риском, потом и жизнью.

И сегодня, когда мы видим на карте аккуратные линии авиамаршрутов над Арктикой, стоит помнить, что путь к ним начинался с таких, как Леваневский — тех, кто летел туда, где ещё не было дороги.

А как вы думаете, что действительно произошло с экипажем ДБ-А? Могли ли они выжить, если бы успели сесть на лед? Или их навсегда поглотила Арктика? Напишите в комментариях!

Если вам интересны такие забытые истории — подпишитесь на канал «PRO Историю», чтобы не пропустить новые материалы.

PRO Историю | Дзен

Также приглашаем вас прочитать наши предыдущие статьи: