Найти в Дзене
Автоэксперт Михаил

ВАЗ-2111: Непризнанный работяга российских дорог

В автомобильном мире есть свои звезды и герои второго плана. ВАЗ-2111 — это как раз тот самый надежный характерный актер, которого все видели, но имя которого помнят не многие. Пока все восхищались обновленными «десятками» и «Приорами», этот универсал тихо и исправно делал свою работу. Он появился в конце девяностых, когда людям нужен был не столько статус, сколько реальная помощь в быту. Это была попытка сделать из относительно современного седана по-настоящему практичную машину для семьи, для дачи, для небольшого бизнеса. Он никогда не был объектом мечтаний, но для своих владельцев становился чем-то большим — надежным товарищем, на которого можно положиться. Давайте вспомним, чем же жила эта простая и понятная машина. Практичность как главный козырь: кузов и универсальность Представьте себе обычную «десятку», но только с приваренной пятой дверью и внушительным «задом». Вот вам и ВАЗ-2111. Казалось бы, простое изменение, но оно полностью меняло суть автомобиля. Из элегантного, но тесн

В автомобильном мире есть свои звезды и герои второго плана. ВАЗ-2111 — это как раз тот самый надежный характерный актер, которого все видели, но имя которого помнят не многие. Пока все восхищались обновленными «десятками» и «Приорами», этот универсал тихо и исправно делал свою работу. Он появился в конце девяностых, когда людям нужен был не столько статус, сколько реальная помощь в быту. Это была попытка сделать из относительно современного седана по-настоящему практичную машину для семьи, для дачи, для небольшого бизнеса. Он никогда не был объектом мечтаний, но для своих владельцев становился чем-то большим — надежным товарищем, на которого можно положиться. Давайте вспомним, чем же жила эта простая и понятная машина.

Практичность как главный козырь: кузов и универсальность

Представьте себе обычную «десятку», но только с приваренной пятой дверью и внушительным «задом». Вот вам и ВАЗ-2111. Казалось бы, простое изменение, но оно полностью меняло суть автомобиля. Из элегантного, но тесноватого седана он превращался в настоящего трудягу. Огромная дверь багажника открывала доступ в салон, который можно было трансформировать до неузнаваемости. Сложишь задние сиденья — и вот уже готов ровный пол, на который можно загрузить хоть мешок картошки с рынка, хоть старую тумбочку с дачи, хоть велосипеды для поездки на природу.

Конечно, за удобство пришлось платить. Кузов, унаследованный от «десятки», не славился стойкостью к русской зиме с ее реагентами. Владельцы первых «одиннадцатых» с грустью обнаруживали рыжики на порогах и арках уже через пару зим. Машина будто напоминала: «Я не для красоты, я для дела». Со временем заводские технологии улучшались, но осадок, как говорится, оставался. Зато в салоне было просторно и светло благодаря большим окнам. Правда, на скорости за счет этой же особенности было шумновато, но владельцы мирились с этим, как мирятся с небольшими недостатками верного друга.

Именно в этой простоте и заключалась его магия. Журнал «За рулем» в свое время очень точно подметил: «Главное достоинство ВАЗ-2111 — его универсальность. Это автомобиль, который в будни может работать «лошадкой» для небольших перевозок, а в выходные — комфортабельно доставить семью за город». Он не пытался казаться тем, кем не был. Его пластик в салоне был простым, сиденья — не слишком держали боковую поддержку, но все это было функционально и понятно. Вы садились за руль и точно знали, что эта машина не подведет и не потребует дорогого обслуживания. Запчасти — копеечные и есть в любом магазине, а любой гаражный мастер знал его устройство как свои пять пальцев.

Что скрывалось под капотом и как она вела себя в дороге

Сердцем «одиннадцатой» были хорошо знакомые по другим Жигулям моторы. Наиболее распространенным был 1.6-литровый 8-клапанный агрегат. Он не поражал воображение мощностью, но зато был невероятно живуч. Его характер был спокойным и тяговитым — то, что нужно для неторопливой езды с грузом. Можно было залить бензин не самого высокого качества, и мотор простил бы эту вольность, не капризничая. Позже появилась и более резвая 16-клапанная версия, но народ ее побаивался — уж слишком она казалась сложной и требовательной после своих «восьмиклапанных» собратьев.

Коробка передач была в основном механической, и это был единственно верный выбор для такой машины. Пятиступенчатая «механика» работала с характерным, но привычным хрустом, четко фиксируя каждую передачу. Автомат встречался, но был редкостью и, по слухам, отбирал и без того не лишние лошадиные силы, заставляя двигатель работать внатяг. Ходовая часть была проверенной временем: без особых изысков, но ремонтировалась за копейки и в самых спартанских условиях. Стук в передних шаровых или износ сайлент-блоков были не катастрофой, а плановым ТО, с которым справлялся любой.

Эксплуатация выявляла и мелкие, но досадные недостатки. Печка в сильные морозы могла не успевать прогревать длинный салон, обивка дверей со временем начинала поскрипывать, а электроника иногда вела себя своенравно. Но все эти болячки были давно изучены, и сообщество владельцев знало все рецепты их лечения. Как говаривали эксперты «Авторевю», все «болезни» ВАЗ-2111 давно изучены и описаны, а доступность запчастей делает его одним из самых беспроблемных автомобилей в своем классе с точки зрения ремонта. Вы мирились с мелочами, потому что взамен получали абсолютную предсказуемость и свободу от кредитов на ремонт.

Жизнь на рынке и что пришло ей на смену

«Одиннадцатая» никогда не была в топе продаж, но всегда находила своего покупателя. В эпоху, когда рынок наводнили подержанные иномарки, она держалась за счет невероятно низкой цены, дешевизны обслуживания и своей искренней, простой полезности. Она была машиной для тех, кто ценил функционал выше блеска. Для дачника, везущего рассаду; для рыбака, отправляющегося на дальнее озеро; для маленькой фирмы, развозящей некрупные грузы по городу. Это был честный труженик без претензий.

Естественной сменой для «одиннадцатой» стала Lada Priora в кузове универсал. Она выглядела свежее, была технологичнее и комфортнее. Но что интересно, какое-то время обе модели выпускались параллельно. «Приора» была для тех, кто хотел больше современности, а старая добрая «одиннадцатая» — для консерваторов, для которых главными критериями были проверенность и минимальная цена. Она уходила с конвейера не спеша, как бы давая понять, что ее миссия еще не завершена.

Сегодня ВАЗ-2111 уже стал частью пейзажа прошедшей эпохи. Но тысячи этих машин все еще колесят по нашим дорогам, сея ностальгию у одних и вызывая уважение своей живучестью у других. Как верно заметил портал «Авто.ру», «ВАЗ-2111 — это пример того, как не самая передовая с инженерной точки зрения модель, но четко отвечающая запросам своего времени, может годами оставаться востребованной». Он не был шедевром, но был правильным автомобилем для своего времени и своего места. И в этом его главная заслуга.