Обучение чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста в преподавании русского языка как иностранного — тема, о которой многие спорят. Кто-то считает, что надо вводить буквы на ранних этапах обучения, а кто-то категорически против.
Аргументы за и против достаточно убедительны: раннее знакомство с буквами развивает воображение, мотивирует детей, но в то же время педагоги опасаются, что изучение алфавита малышам может навредить - это излишняя нагрузка.
Я автор УМК для дошкольников по РКИ и сторонник позиции “не навреди”, но в то же время считаю, что если малыш проявляет интерес к буквам, то как я могу сказать: “НЕТ”? Моя задача как педагога - изучать алфавит, но так, чтобы, с одной стороны, не перегрузить, а с другой стороны, сделать этот процесс весёлым, интересным и игровым! Этим требованиям успешно отвечает метод ASM — метод ассоциативных символов, о применении которого пойдёт речь в этой статье. Даже если вы не сторонник обучения малышей буквам, не спешите закрывать страничку, речь пойдёт об эффективных игровых приёмах, от которых вашим ученикам просто “снесёт крышу”, вот увидите.
Итак, что это за метод?
Суть ASM заключается в том, что каждой букве соответствует изображение знакомого интернационального слова (например, [х] - хот-дог”, [м] — машина, [г] - гитара, [л] - лампа, [н] - нос). Дети, называя картинки, выделяют первые звуки слов, которые затем плавно соединяют в новое слово, повторяя его несколько раз. Для того чтобы действительно достичь результатов, требуется последовательная и регулярная работа и соблюдение следующих условий.
- Буквы даются группами:
- а, о, м, к, т;
- с, в, н, р, х, у, е;
- и все остальные.
- Один урок - одна буква.
- Использование всех инструментов:
- изображение буквы без заливки;
- аудиозаписи;
- карточки (буква с изображением);
- игра с буквой;
- тренажёр;
- песенка про букву;
- раскраска про буквы;
- игры из книги для учителя.
(Описание работы с буквой базируется на методике УМК “Карандаш”)
Работа с буквой проводится на разных этапах урока.
Опишем этапы типичного урока РКИ согласно методике УМК “Карандаш”.
- Организационный.
- Разминка.
- Актуализация.
- Первичное восприятие нового материала.
- Применение в условиях выполнения упражнений.
- Закрепление.
- Динамическая пауза.
- Чтение.
Например, сегодня на уроке мы должны изучить букву Б. Это означает, что у ребенка в активе уже есть следующие буквы: а, о, к, т, м, с, в, н, р, х, у, е, л, и.
Давайте напишем план урока:
Цель: Познакомить с буквой «Б» и новыми словами на букву “Б”.
Задачи:
- Ввести слово «банан», повторить буквы прошлых уроков.
- Совершенствовать навыки аудирования и говорения.
- Формировать навыки письма через обведение буквы «Б» пальчиком и карандашом.
Этапы урока:
- Организационный
Приветствие, песенка “Привет!”
2. Разминка
Потешка или подвижная игра, фонетическая разминка. Остановимся тут подробнее. Что такое фонетическая разминка? Это работа с карточками, на которых изображена буква в нижнем регистре жирным шрифтом без засечек и под буквой - иллюстрация, т.е. ассоциация к букве - изображено слово, начинающееся на эту букву. Пожалуйста, посмотрите фото. Наши карточки - а, о, к, т, м, с, в, н, р, х, у, е, л, и.
Работу с карточками можно реализовывать на разном уровне трудности: показывать и букву, и картинку; показывать букву, а картинку прятать.
Ребёнок называет сначала звук, потом слово. В быстром темпе.
3. Актуализация
Варианты работы с буквами на данном этапе урока могут быть различными.
1) Обсуждение домашнего задания в рабочей тетради, где изображены буквы, обсуждение объектов и их цветов.
2) Игры с буквенными карточками, типа “Угадай, что там?”, “Слепой показ”, “Скоростной показ”, “Что пропало”, “Бинго”, “Меморина”, “Бабушка и дедушка”. В эти игры можно играть на уроках онлайн или очно. Здесь главное - игровая деятельность ребенка, мы играем с тем, что уже хорошо знаем.
3) Это может быть онлайн-игра на ресурсах играемся.ру или Wordwall.
4) Также можно играть с тренажёром.
4. Первичное восприятие нового материала:
- смотрим в учебник, слушаем аудио, находим графическое изображение буквы;
- смотрим в учебник, слушаем аудио, находим графическое изображение буквы, обводим букву в кружок ярким фломастером;
- смотрим в учебник, слушаем аудио, находим графическое изображение буквы, повторяем звук;
- повторяем звук и пальчиком проводим по букве (она изображена без заливки), не выходя за цветную границу.
5. Применение в условиях выполнения упражнений.
- Выполнить задание в учебнике соединить изученные буквы ранее с соответствующим изображением: л - луна, и - игуана.
- Теперь самостоятельно произнести звук [б] и соединить его с изображением банана, сказав “[б] - банан!
- Обсуждение иллюстраций. На этой странице у нас есть зелёная игуана, жёлтая луна и жёлтый банан. В зависимости от учеников или группы учеников учитель начинает задавать вопросы: что зелёное? / что жёлтое? / что больше луна или банан? банан длинный или короткий? / у луны есть хвост? а у игуаны? что далеко? / что мягкое и что твёрдое? (эти понятия изучались на предыдущих уроках).
- Слушание песни (аудио). Пока звучит песня, ребенок находит карточку с буквой Б и вырезает ее. Она пригодиться на этом уроке (этап закрепление) на следующем уроке (этап актуализации).
- Выполнение дополнительных заданий в рабочей тетради и азбуке. В конце азбуки все буквы алфавита в облачках. Можно найти облачко с буквой б и раскрасить его.
6. Закрепление
- На этом этапе только игры. Они те же самые, как на этапе актуализации, учитель выбирает любую.
7. Динамическая пауза
Просмотр видео по песне. Видео “Буква Б”. Этапы работы с песней: смотрим; смотрим, повторяем реплики; учим песню и поем либо кричим, как кричалку. Слова песни содержат только знакомые детям языковые единицы, поэтому трудностей не должно возникать.
8. Чтение
На этом этапе дети читают специальный комикс. В рамках урока, где главной целью было знакомство с буквой Б, предлагается читать ключевые слова к комиксу и искать в них букву Б. Читаем слова по памяти, либо используя аудиозапись.
Вот так прошёл наш урок. Весело, интересно и динамично.
Метод ASM — это не просто очередной способ учить буквы, а настоящее приключение для детей! Он объединяет визуальные образы, звук и смысл, помогая малышу не зазубривать непонятные символы, а встраивать каждую букву в знакомую и понятную картину мира. Именно этот комплексный подход позволяет сделать процесс изучения букв, звуков и чтения не напряжённым заданием, а весёлой, увлекательной игрой.
Но есть важный момент: чтобы обучение приносило радость, а не стресс, нужно соблюдать все условия.
Именно такой подход лежит в основе моего учебного комплекса — учеба становится результативной, а главное — радостной и осознанной. А когда ребёнок занимается с удовольствием, уроки эффективнее, потому что ему интересно и хочется играть с буквами снова и снова.
Если хотите узнать больше о приёмах работы, методах или УМК “Карандаш”, подпишитесь. Буду рада видеть вас в социальных сетях, где я активно делюсь своими мыслями и открытыми уроками.
С уважением,
Саша Уитерс