Найти в Дзене

Ивановский завод автомобильных кранов. Мы помним, как все начиналось

В постсоветский период Ивановский завод автомобильных кранов не раз переживал взлеты и падения. Череда экономических кризисов в стране сказывалась на жизни предприятия. У него неоднократно менялись собственники и наименование. Был он и ОАО «Автокран», и ООО Ивановский машиностроительный завод «Автокран», теперь называется АО «Ивановец». На самом деле у крупнейшего российского производителя автомобильных кранов богатая история. Все началось в послевоенные годы, когда руководство страны решило исправить демографический перекос в Иваново – городе невест, издавна являвшемся крупным текстильным центром. До той поры на многочисленных фабриках, в силу специфики труда, основную массу работающих составляли женщины. Мужское же население уходило в поисках работы в другие края, из-за чего создалась диспропорция в структуре населения: большинством жителей города стали женщины. После Великой Отечественной войны в Иваново в короткий срок были построены крупные машиностроительные предприятия, в числе

В постсоветский период Ивановский завод автомобильных кранов не раз переживал взлеты и падения. Череда экономических кризисов в стране сказывалась на жизни предприятия. У него неоднократно менялись собственники и наименование. Был он и ОАО «Автокран», и ООО Ивановский машиностроительный завод «Автокран», теперь называется АО «Ивановец». На самом деле у крупнейшего российского производителя автомобильных кранов богатая история. Все началось в послевоенные годы, когда руководство страны решило исправить демографический перекос в Иваново – городе невест, издавна являвшемся крупным текстильным центром. До той поры на многочисленных фабриках, в силу специфики труда, основную массу работающих составляли женщины. Мужское же население уходило в поисках работы в другие края, из-за чего создалась диспропорция в структуре населения: большинством жителей города стали женщины. После Великой Отечественной войны в Иваново в короткий срок были построены крупные машиностроительные предприятия, в числе которых Ивановский завод автомобильных кранов. Кадры на вновь созданные предприятия набирались в основном за счет молодежи, демобилизованной из армии.

Постановление о строительстве в Ивановской области крупного завода по производству автомобильных кранов было принято Советом Министров СССР в 1948 году. Решением исполкома Ивановского областного совета трудящихся в 1949 году под возведение завода в южной части города была выделена территория размером 800х325 м. Строительство началось в 1952 году. Первыми соорудили деревообделочный цех и котельную. Здание деревообделочного цеха площадью 1100 м2 послужило основной базой для начала производственной деятельности завода. В одной половине цеха изготовлялись автомобильные краны, а в другой – кухонные столы.

Создатели первого ивановского автокрана К-51
Создатели первого ивановского автокрана К-51

В ноябре 1954 года из ворот еще строившегося завода вышел первый кран К-51 грузоподъемностью 5 т с механическим приводом на шасси МАЗ-200. До конца 1954 года предприятие собрало два крана.

В 1956 году завод выпустил уже 202 крана. В том же году вслед за корпусом вспомогательных цехов, куда переместилось производство кранов, был сдан под монтаж оборудования сталелитейный цех и открыто ремесленное училище. Первая собственная плавка состоялась в сентябре 1957-го. С пуском сталелитейного отпала опасность простоев из-за недостатка стальных отливок, получаемых от смежника. В период с 1958 по 1960 год были введены в эксплуатацию механические цеха № 1 и № 3, каждый площадью 11000 м2 и другие производственные корпуса, предусмотренные проектом. Оснащенные современным технологическим оборудованием они создали перспективу роста производства.

В 1957 завод изготовил 335 кранов, а в 1959-м – 424, достигнув на тот момент проектной мощности. Численность работающих в 1959 году составила 1017 человек.

Динамика выпуска автокранов
Динамика выпуска автокранов
Динамика численности работающих
Динамика численности работающих

В 1958 году предприятие начало экспорт автокранов. Первая экспортная продукция была поставлена в Китай, Чехословакию, Польшу и ряд других стран. А уже 10 лет спустя завод экспортировал более 500 кранов в год в 48 государств.

Механический автокран К-51 на шасси МАЗ-200 первым пошел на экспорт
Механический автокран К-51 на шасси МАЗ-200 первым пошел на экспорт

Наряду с расширением производственных мощностей и сфер сбыта Ивановский завод автомобильных кранов активно занимался модернизацией выпускаемой техники и созданием перспективных моделей. В 1959 году была собрана установочная партия модернизированных кранов К-61 грузоподъемностью 6 т на шасси МАЗ-200. Всего до конца 1959 года завод изготовил 78 обновленных кранов, а в 1960-м полностью перешел на их выпуск. Автокраны К-61, также как и К-51, стали наиболее массовыми на советских стройках.

Механический автокран К-61 на шасси МАЗ-200
Механический автокран К-61 на шасси МАЗ-200

В 1960 году начались поставки ивановских кранов для Министерства обороны СССР. В1961-м на заводе было создано военное представительство.

В 1961 году предприятие изготовило первые 43 дизель-электрических крана К-52М грузоподъемностью 5 т. Эта машина выгодно отличалась от механических кранов К-51 и К-61 наличием кнопочного управления вместо рычажного и изолированной от механического отделения, просторной кабиной с круговым обзором.

Дизель-электрический кран К-52М на шасси МАЗ-200
Дизель-электрический кран К-52М на шасси МАЗ-200

В 1962 году по заказу военных завод освоил производство автокрана военного назначения 8Т210 грузоподъемностью 6,3 т с электрическим приводом на шасси Урал-375. Эта модель, ставшая наиболее массовым военным автокраном, была признана наиболее удачной и поставлялась во все виды вооруженных сил и рода войск Советской армии вплоть до 1982 года.

Автокран военного назначения 8Т210 с электрическим приводом на шасси Урал-375
Автокран военного назначения 8Т210 с электрическим приводом на шасси Урал-375

В 1963 году были созданы образцы новых кранов грузоподъемностью 6,3 т на шасси МАЗ-500 – механического К-64 с пневмоуправлением и решетчатой стрелой и дизель-электрического К-67 с выдвижной стрелой. Однако Минский автозавод задерживал постановку на серийное производство грузовиков нового поколения, поэтому пришлось срочно запустить в серию аналогичные модели кранов на шасси МАЗ-200: дизель-электрического К-68 с выдвижной стрелой и дизель-механического К-69.

Дизель-электрический кран К-68 на шасси МАЗ-200
Дизель-электрический кран К-68 на шасси МАЗ-200

Механический автокран К-69 на шасси МАЗ-200
Механический автокран К-69 на шасси МАЗ-200

С освоением производства МАЗ-500 в 1965 году начался переход на новый модельный ряд кранов на этом шасси: в серию пошли модели К-64 и К-67. В 1965 году было выпущено 56 кранов К-67 и 177 кранов К-64. Производство кранов на шасси МАЗ-200 было полностью прекращено в 1966 году.

Механический автокран К-64 на шасси МАЗ-500
Механический автокран К-64 на шасси МАЗ-500

Дизель-электрический кран К-67 на шасси МАЗ-500
Дизель-электрический кран К-67 на шасси МАЗ-500

В шестидесятые годы стремительно росла динамика производства ивановской техники: 1969 году по сравнению с 1960 годом объемы увеличились более чем в пять раз – до 2570 кранов. Также почти впятеро выросла численность работающих – до 5250 человек.

В 1967 году завод, помимо производства автокранов, начал изготовление опорно-поворотных устройств, не только для собственных нужд, но и для десятков других предприятий отрасли, выпускающих строительные машины с поворотным рабочим оборудованием (краны, экскаваторы и т.д.). В первый год было изготовлено 2785 единиц ОПУ, а в 1969-м объемы выросли до 6062 единиц.

Цех по производству опорно-поворотных устройств
Цех по производству опорно-поворотных устройств

В 1969 году завод подвергся полной реконструкции. Новые цеха, оснащенные современным технологическим оборудованием, создали перспективу роста производства автомобильных кранов до 5000 единиц в год и опорно-поворотных устройств до 50000 единиц в год.

Продолжение следует.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!