Найти в Дзене
ВелоСклад.ру

Велоправа: новые штрафы или создание безопасности на дорогах

Оглавление

Запреты и ограничения? Опять, да? А впрочем, ладно, для наших слез все равно нет лекарства. К тому же, у меня как у автомобилиста права и так есть, и даже на легкий скутер, хе-хе. И у жены тоже. А вот у дочери уже нет, и тут я сам не знаю что лучше... Конечно, хочется во-первых, научить её разумному, доброму вечному, а во-вторых, чтобы другие родители, не имеющие велосипедного опыта, тоже получили возможность это сделать. Но дети в 13-14 лет не слишком-то рвутся изучать правила. Какие рвутся, те и так знают, а какие не рвутся, так те за угол заедут и нарушать начнут.

Ну какие правила? На тормоза в полете не давить???
Ну какие правила? На тормоза в полете не давить???

1. История про ДТП

Так, только давайте сразу договоримся, ДТП - это столкновение с другими участниками дорожного движения, не с вашими попутчиками, и уж тем более не ваше собственное падение. А то таких историй у всех вагон и маленькая тележка, у меня конечно тоже есть - как я с апексом ошибся и пропахал землю на 60 км/ч, без шлема конечно.

Наш подписчик упомянул, что увидел как его друг попал под машину, это было в обсуждении страхов велосипедиста. Я такого не видел, а вот сам по молодости попадал в ДТП. Причем, исключительно за счет грубой силы и чрезмерной резкости. Я ехал по улице вниз, скорость приближалась к 40 км/ч, так что, в общем-то, уже нужно было соблюдать некоторую осторожность. А я ее не соблюдал, и слишком поздно заметил обыкновенный автобус, который мирно стоял на остановке.

Я уже не успевал безопасно обогнать его слева, тогда я еще не умел так быстро оглядываться. Применять катапультирование тоже вроде рано, так что, тормозим! Обоими тормозами, резко и четко, двумя пальцами. И вот тут произошла необычная неожиданность: тросик переднего тормоза от резкого и сильного нажатия порвался (в месте крепления), и я внезапно остался на одном заднем тормозе. Ну а дальше, после такой подставы, я уже, конечно, не успел ничего придумать, и неслабо врезался телом в автобус, поскольку колесо прошло ниже бампера. Долго перезагружался, но в итоге даже деталь от тормоза нашел, и дома починил все.

Конечно, многие велосипедисты смогут вам рассказать и гораздо более впечатляющие истории. А кто-то рассказать уже не сможет...

2. Факты обсуждения в интернете

Беглый поиск говорит о том, что тема прав животрепещуща, и многие велосипедисты задумываются о ней. Мне больше всего понравилось такое мнение: "Я не против на введение прав на управление велосипедом. Но тогда нужно вводить права ПДД пешеходам.". И таки да, я рядом с вами, чтобы облегчить вашу боль, мне тоже плохо от этого всего.

Мнения звучат самые разные, во многом это обусловлено тем, что велосипед это весьма универсальный агрегат, и многие люди используют его в самых разных условиях. Попробуйте доказать трейл-райдеру, который добрался до трейлов на такси или электричке, что ему нужно досконально знать ПДД. А вот шоссейнику или туристу вам вряд ли понадобится что-то объяснять. И с другой стороны детям, которые катаются только по тротуарам, вряд ли ПДД нужен, даже если вы хотите чтобы они изучали его с заделом на будущее.

3. Сложности автомобилистов плюс велосипедистов

Иногда можно услышать мнение, что "мы тоже имеем право", "мы не мешаем" и тому подобное. По этому поводу я читал замечательную мысль одного мотоциклиста. Мотоцикл, это ведь как велосипед, только чуть побыстрее, так что все сходится. И вот он пишет, что эти легковушки такие растакие, не видят его в зеркала! Потом купил легковушку, посидел и понял, что таки да, есть немалые слепые зоны, причем они находятся, зачастую, прямо рядом с автомобилем.

А уж когда он на грузовик сел, то и вовсе понял, что не видно ничего вообще. Слово должно быть другое, конечно, здесь.

Об этих соображениях надо помнить садясь за руль велосипеда, и понимать, что для минимизации подобных рисков вы должны очень хорошо понимать кто и куда едет. И нет, это не ПДД, это на уровне шестого чувства.

С другой стороны, у велосипедистов, конечно, есть свои сложности, и это в первую очередь тормоза. Как там говорят, на передний тормоз не давить слишком сильно? А вот скажите, на современных автомобилях есть подобные ограничения? Насколько я помню, там можно просто давить изо всей силы и еще и рулить при этом. Так что, в случае серьезных проблем велосипедисту априори нужно иметь значительно более высокий уровень вождения, чем автомобилисту.

Еще одна проблема это разгон. В сколько-нибудь напряженном городском движении, зачастую, необходимы резкие ускорения, примерно наравне с автомобилями. Очевидно, на велосипеде это сделать не так-то просто, более того, не все велосипедисты, в принципе, на это способны. И им начинают сигналить, или тихо материть про себя...

Инфраструктура - это еще одна больная тема. Ведь велосипед это сезонный транспорт, и создавать инфраструктуру, которая работает в среднем полгода, довольно дорогое развлечение. Не увидим мы сеть велодорожек...

4. Культура вождения

Тут знаете, как с пешеходами. Вспомните 10-15-20 лет назад - пешеходы дружно останавливались перед переходами, и шли только когда машины проезжали, и это было нормально, это никого не смущало. Просто потому, что с советских времен повелось, что кто купил машину, тот заведомо лучше, богаче, уважаемее. Что ему пешеходов каких-то пропускать.

Или как было на Ай-Петри, где я активно катался с 2001 по 2012 года. Поначалу отношение было простое - а, велосипедисты? У вас оси в колесах! И моя жена, когда мы с ней разминулись, всерьез меня спрашивала что за оси в колесах, все ли в порядке вообще :) А потом... А потом, постепенно стало известно сколько денег мы отдаем за один подъем. Сколько стоят наши велосипеды (дороже многих местных автомобилей). И главное - сколько времени нужно самым яростным из нас чтобы спуститься сверху вниз, где потеря высоты 1 километр. И как-то незаметно вроде, но очень явно появилось вот это очень вежливое и уважительное отношение - а не зайдете к нам покушать, а не нужно ли вам чего? Это было приятно, но стереть старое впечатление весьма сложно...

Да кому нужны эти ПДД, тут в горах свои правила :)
Да кому нужны эти ПДД, тут в горах свои правила :)

Что я хочу сказать, зачастую, все участники дорожного движения прекрасно понимают как и что должно работать, просто не придают этому должного значения. Типа да ладно, подождет этот велосипедист, проеду как мне удобно. Это меняется очень медленно, очень постепенно, здесь нужна работа со стороны всех участников дорожного движения.

5. Плюсы обязательных велоправ

Здесь я выскажу лишь своё мнение, оно, несомненно, не является истиной в последней инстанции. Думаю, обязательные права это все же хорошо, это сделает дорожное движение более упорядоченным и безопасным. Большее количество людей будет ездить, может быть и неправильно, но единообразно.

Если учить правила по тестам, не пытаясь разом запомнить все, то процесс обучения не так уж сложен, его многие могут освоить без лишнего напряжения.

Ну и в целом, чем больше людей будут знать ПДД тем лучше, для всех участников дорожного движения.

6. Минусы обязательных велоправ

Зная как у нас подходят к подобным вопросам, предполагаю, что будет множество занудных обязанностей, типа там прийти туда, сделать неизвестно что.

Правила сильно зависят от региона проживания, изучать как проходить сложные перекрестки необходимо не всем. Впрочем, это и к автомобилистам относится.

Водить велосипед будут далеко не все, так что, нужно каким-то образом это учитывать, не заставлять сдавать на права тех, кого от велосипеда воротит.

Наконец, текущая версия правил весьма сложна для понимания, её сложно запомнить.

Оставьте нас в покое, нам не нужны ваши права...
Оставьте нас в покое, нам не нужны ваши права...

7. Идеальный мир

Я думаю, всем понятно, что главным словом в этом разделе будет "велодорожка". Оно, собственно, и понятно, ведь сейчас автомобили ездят по дорогам и, в большинстве случаев, не ездят по тротуарам, обочинам и тому подобному. А пешеходы ходят по тротуарам или по краю дороги если тротуара нет. И, конечно, пешеходы не бегают посреди дороги.

Отсюда простой вывод, что если полностью разделить два потока, то проблем особых не возникает, разве что переходы дороги несколько неудобны, но с этим все мирятся. Так что, если мы хотим идеала, то нам просто нужно прибавить третью сеть дорог, для велосипедистов, СИМ, возможно мопедов. Иногда можно это сделать, но в большинстве случаев нет, так что, идеал недостижим, что и требовалось доказать.

8. Так что же делать?

Ну ладно, перспективы обсудили, идеалы обсудили. А вот нам-то, тем, которые живут здесь и сейчас что делать? И вот тут будут панк-рок, треш и угар. Что нужно сделать, так это аккуратненько и неспешно выезжать на дороги и тротуары, и ехать так, как будто вы априори виноваты перед всеми. Смотреть что хотят сделать другие участники дорожного движения, и подстраиваться под их действия. То есть, если вы хотите проехать прямо, и имеете на это право, то вы все равно притормаживаете, и пропускаете того, кто хочет повернуть.

Следующий уровень дзена - заранее чувствовать что кому надо, и подстраиваться под их действия, возможно притормаживая, или разгоняясь в сложных местах. Это как разговор на русском языке - вы же не вспоминаете ПДД прежде чем что-то сказать? Вот оно же получается, на автомате уже делаете.

Вы можете посчитать что ПДД являются базой для такого умения, однако, я уверен что нет, поскольку до получения прав на автомобиль я и моя жена успешно ездили по дорогам 8-9 лет, и никто нас особо не обсигналивал и не сбивал.

Выводы

Вся статья написана под старые добрые мелодии Darkseed, Metallica, AC/DC и Motorhead, в определенных оборотах речи это может проявляться :). А в целом, выводы простые - учиться нужно. Даже при текущей ситуации и формальном подходе передвигаться по дорогам вполне можно. А уж если познать дзен, то и вовсе не проблема.