Спектакль «Ловушка для одинокого мужчины», представленный зрителям 28 октября на сцене ДК «Металлург», поставлен по пьесе французского драматурга Робера Тома (1927-1989) «Ловушка», написанной им в 1960 году.
Интригует уже само название, обещая историю, которая затрагивает темы одиночества, уязвимости и того, как человек может стать легкой мишенью и попасть в ловушку. Поговорим сегодня о замечательном произведении замечательного французского драматурга.
«Много историй с интересным началом, но мало со счастливым концом» (Я.Л. Вишневский)
Молодожен Даниэль Корбан, обеспокоенный неожиданным исчезновением своей новоиспеченной супруги Элизабет, с которой проводил медовый месяц в уютном домике своего друга в горах, обращается к комиссару полиции.
Комиссар начинает расследование, а тем временем мадам Корбан возвращается домой в сопровождении местного кюре. Ошеломленный ее появлением Даниэль не желает признавать в ней свою законную супругу, подозревая в самозванке мошенницу, претендующую на его состояние, а в кюре – ее сообщника. Однако факты настолько убедительны, что новоявленной жене верят все, даже комиссар полиции, а несколько свидетелей подтверждают, что молодая женщина действительно его жена.
В итоге бесконечные инсценировки и моральное давление на главного героя, который пытался полностью контролировать ситуацию, приносят результат: он теряет самоконтроль и признается в убийстве своей жены.
«Спектакль в спектакле»
Зрительский интерес на протяжении всего спектакля держится на методе расследования преступления: сыщик в силу отсутствия доказательств полагается на личное чутье и анализ психологии преступника. Тело Элизабет было найдено в горном потоке через 3 дня после заявления Даниэля, то есть еще до начала событий, показанных в спектакле. Комиссар полиции сразу заподозрил в убийстве ее мужа из-за желания получить наследство. Но вместо того, чтобы передать Корбана следственным органам, он решил сам «расставить ловушку, в основе которой «обложение жертвы». Он разыграл спектакль с целью «услышать правду из собственных уст преступника».
Комиссару помогли сотрудники из служб правосудия, которые сыграли роли кюре и Элизабет. Были подключены и двое реальных свидетелей – папаша Мерлуш и медсестра Ивон Берто. В результате преступник угодил в расставленную для него ловушку, что и привело к его саморазоблачению.
Французский дух
Пьеса «Ловушка для одинокого мужчины» захватывает сразу, в ней нет затянутых или скучных моментов, статичных персонажей, все диалоги выверены, динамика событий с множеством неожиданных сюжетных поворотов и переворотов нарастает стремительно, а интрига сохраняется до самого конца. И до самого конца зритель будет ломать голову, куда же делась молодая богатая жена героя.
Ситуация, в которой находится главный герой, одновременно и трагична, и абсурдна. Поэтому пьесу можно воспринимать в зависимости от настроения и как мрачный триллер, и как криминальную комедию. Но как бы вы ее не воспринимали, в ней присутствует неповторимая французская элегантность. Робер Тома изменил бы себе, если бы не украсил историю событиями и любовными историями, переплетениями судеб, коварством и интригами.
Нестандартные методы работы
На основе пьесы «Ловушка для одинокого мужчины» можно сделать вывод о том, что знание психологии очень помогает в раскрытии истинной натуры человека, даже если он тщательно скрывает свои преступления.
Психологическое давление и умелое использование слабостей подозреваемого могут оказаться куда более действенными инструментами в расследовании, чем традиционные методы, например, прямого силового воздействия. Не последнюю роль играет и профессиональное чутье, особенно при отсутствии доказательств.
Пьеса затрагивает темы обмана иллюзий и того, как человек может быть пойман в ловушку собственных страхов и предположений.
Пьеса «Ловушка для одинокого мужчины», безусловно, интеллектуальный детектив, в котором в отличие от обычных детективов используется психологическая игра для достижения цели.
Подтверждением этому звучат слова кюре: «Проповеди в наше время устарели. Теперь молодые священники занимаются психоанализом».
Медицинские наблюдения и рекомендации
Хочу поделиться своими медицинским впечатлениями, возникшими у меня под влиянием пьесы. Главный герой беспрестанно накачивался алкоголем и не мог трезво оценить обстановку. Кроме того, несмотря на увещевания комиссара успокоиться, потому что «нервы должны быть в полном порядке», он заметно нервничал и этим невольно себя выдавал. Если бы он просто занял выжидательную позицию и проанализировал ситуацию «при свете дня и на трезвую голову», то комиссару пришлось бы трудновато в его расследовании.
Медицинским афоризмом в оригинале звучит высказывание кюре по поводу того, что «смех убивает микробов». Замечания комиссара, что «осень - не лучшее время года для поясницы» и что «стерильно чистого преступления не бывает» также справедливы. С одним только умозаключением комиссара я не согласна, что «в больнице один белый халат ничем не отличается от другого».
Я очень рекомендую всем ознакомиться с творчеством писателя. По его пьесе «Попугаиха и цыпленок» в 1982 г. снят фильм «Ищите женщину» А. Суриковой.
Получить права на экранизацию пьесы «Ловушка» пожелал сам Альфред Хичкок. Всего известно 8 экранизаций по данной пьесе, созданных в Германии, Австрии, США, СССР и родной Франции.
В нашей стране в 1990 году по этой пьесе был снят фильм «Ловушка для одинокого мужчины», а в 1989 поставлен телеспектакль «В ожидании Элизабет». Есть также «8 женщин» Ф. Озона по одноименной пьесе. В основе любой адаптации лежит непередаваемый стиль оригинала, который заслуживает того, чтобы его прочли. Добровольно попав в ловушку этого стиля, вам не захочется из нее выбираться.
«И то же в вас очарованье» (Ф.И. Тютчев)
В спектакле по оригинальной пьесе Робера Тома во всем своем блеске показали себя и актеры старшего поколения, и молодые артисты. В фильме «Ловушка для одинокого мужчины» 1990 года выпуска режиссера Алексея Коренева роль медсестры Ивон Берто сыграла его дочь Елена Коренева.
Прошло 35 лет, и мы видим актрису в той же роли в театральной постановке. Возраст уже другой, другая решимость, с которой она произносит «каждый за себя, только Бог за всех». Но прежними и только ей присущими остались искренность, изящество, женственность, пластика, которые она демонстрирует в том числе благодаря замечательному драматургическому материалу.