Найти в Дзене

Гонка из дефицитов: как мы пытаемся заполнить внутреннюю пустоту отношениями, карьерой и деньгами

Представьте, что у вас есть дырявое ведро. Вы хотите наполнить его водой, приходите к колодцу, набираете воду снова и снова, но ведро остается пустым. Эта метафора отлично описывает то, что в психологии называют «гонкой из дефицитов» — бессознательную попытку заполнить внутреннюю пустоту с помощью внешних атрибутов: денег, статуса, партнёров. Кто-то это осознает, но гораздо чаще — нет. И мы продолжаем бег, удивляясь, почему желанная цель, достигнутая с таким трудом, не приносит счастья. Этот механизм может маскироваться под самые благородные и социально одобряемые стремления. Суть в том, что мы выбираем не сам объект (отношения, машину, признание), а то ложное чувство полноты, которое, как нам кажется, он нам даст. Как правило, дефициты возникают в результате травмы развития. Речь не обязательно о чем-то страшном вроде насилия и буллинга. Регулярная эмоциональная холодность родителей, отсутствие поддержки ранит маленького ребенка ничуть не меньше. Став взрослыми, мы продолжаем следоват
Оглавление

Представьте, что у вас есть дырявое ведро. Вы хотите наполнить его водой, приходите к колодцу, набираете воду снова и снова, но ведро остается пустым.

Эта метафора отлично описывает то, что в психологии называют «гонкой из дефицитов» — бессознательную попытку заполнить внутреннюю пустоту с помощью внешних атрибутов: денег, статуса, партнёров.

Кто-то это осознает, но гораздо чаще — нет. И мы продолжаем бег, удивляясь, почему желанная цель, достигнутая с таким трудом, не приносит счастья.

Как выглядит гонка из дефицитов в жизни?

Этот механизм может маскироваться под самые благородные и социально одобряемые стремления.

  • Одинокая женщина мечтает об идеальных отношениях, где мужчина будет носить ее на руках, решать все проблемы и «любить сильнее всех на свете». На самом деле, во взрослой женщине говорит маленькая девочка, которая ищет в мужчине не равного партнера, а маму или папу, который долюбит, добаюкает и закроет внутреннюю дыру одиночества.
  • Мужчина ставит себе цель купить крутую машину, дорогие часы и занять высокую должность. Но если спросить: «Для чего?», — часто ответом будет не «для собственного удобства и комфорта», а «чтобы доказать». Доказать кому-то извне: «Смотрите, я чего-то стою! Я значим! Я крут!». Это попыткамальчика, который не получил безусловного принятия в детстве, заработать одобрение и любовь через внешние атрибуты.
  • Блогер, с замиранием сердца считающий лайки и комментарии, гоняется не за творческой реализацией, а за подтверждением собственной значимости. Каждый лайк на секунду заглушает внутренний вопрос: «А я достаточно хорош?», корнями уходящий в детство, где похвалы было мало, а критики — много.
Суть в том, что мы выбираем не сам объект (отношения, машину, признание), а то ложное чувство полноты, которое, как нам кажется, он нам даст.

Откуда берутся эти дефициты?

Как правило, дефициты возникают в результате травмы развития. Речь не обязательно о чем-то страшном вроде насилия и буллинга. Регулярная эмоциональная холодность родителей, отсутствие поддержки ранит маленького ребенка ничуть не меньше.

  • Девочку игнорировали → она учится быть «удобной» и незаметной.
  • Мальчика стыдили за слабость → он учится всегда быть «сильным», отрезая от себя уязвимость.

Став взрослыми, мы продолжаем следовать детским стратегиям. Мы пытаемся компенсировать то, чего были лишены в детстве, часто даже не осознавая этого.

Можно ли закрыть детские дефициты во взрослом возрасте?

Здесь психология предлагает две, на первый взгляд, противоречивые, но на самом деле дополняющие друг друга версии.

Версия 1: стереть прошлое — нельзя.

Знаменитый мем краток и безжалостен: «Если в детстве у вас не было велосипеда, а теперь есть Бентли, то все равно в детстве у вас велосипеда не было».

-2

Мы не можем вернуться в прошлое и дать тому 5-летнему ребенку недополученное — обнять его, сказать слова одобрения, подарить защиту. Если травматичныйопыт был, его нельзя «переписать» или «стереть». Его можно лишь отгоревать, принять как часть своей истории и научиться с этим жить.

Версия 2: а компенсировать прошлое — можно.

Взрослый — это не беспомощный ребенок. У нас есть мощные ресурсы:

  • Мы можем распознавать свои потребности.
  • Мы можем утешать сами себя и просить о помощи.
  • Мы можем осознанно получать новый, исцеляющий опыт — принятия и одобрения — в терапии и безопасных отношениях.

Это не «возвращение в прошлое». Это строительство новой жизни поверх старой раны.

Что же в итоге?

Цель исцеления — не стать тем ребенком, у которого всё было, а стать тем взрослым, у которого есть ресурсы справляться с последствиями того, чего не было.

Первый шаг к этому — спросить себя: «А чего я на самом деле хочу? И какие дефициты пытаюсь заполнить?»

Подписывайтесь на мой канал в Telegram. Простыми словами объясняю, почему мы умом «всё понимаем», но делаем наоборот.