Впечатлился "Иными песнями" автора, помнится, и планировал вернуться, но к чтению его наиболее объёмной (размером с "Бесконечную шутку") книги "Лёд" пока не готов, поэтому "потренируюсь" на меньшем по размерам романе и определюсь, а есть ли смысл.
О, уже в аннотации реально впечатляющая фантастика - польский космонавт, а нет, всё нормально - "Он не помнит, что произошло, не понимает, как выжил...".
Кривая прогресса человечества, для начала.
"То, что лучше использует окружающие условия, побеждает и вытесняет то, что использует их хуже. Жизнь разумная побеждает и вытесняет материю мёртвую и жизнь неразумную".
Кровь-из-глазный текст со старательно и затейливо искалеченной лексикой.
Начало сюжета с покушения на убийство значимого аристократа.
"Решилу - полюбилу".
Люди будущего нашли погибший земной космический корабль конца текущего века с непонятным экипажем из пяти трупов и одного чуть живого.
Высшее общество и методики воспитания детей элиты, одной из дочерей не убитого в итоге вельможи поручено охранять зачем-то нужного, судя по пророчествам, пресловутого поляка.
Сложная футуристическая реальность привычно уже и для жанра и для автора вполне укладывается в фэнтези-сеттинг. Автор, видимо, и сам это почувствовал и следует долгая лекция об устройстве мира с обилием наукообразных терминов.
Есть кажущиеся неудачи перевода - "полоумный древлянин", например, вряд ли автор имел в виду одно из русских племён (ещё "не клеется" будет).
Зарождающаяся симпатия принцессы и усача на фоне нудной попытки выбраться из вражеской ловушки.
"Таким-то образом Адам и Анжелика прокрутили на экранах сканы неба, идущие из замешочных Клыков".
Выбрались, не сгинел, а только окреп, но лишь, чтобы отправиться в новое приключение, где автор расщедрился ещё на пару странных спутников.
Интриги, диалоги, схватки, перманентные предательства, линейное повышение статуса и информированности главного героя.
Диалог о развитии культур и стагнации, оригинальный для фантастики инопланетный разум.
"Глобализация лишь первое проявление фундаментального, универсального процесса: космологизации. Гонка начинается на планете, но в конечном смысле речь идёт не о достижении Совершенной Формы данной планетарной среды - но о Совершенной Форме вселенной, всех возможных вселенных".
Удивительное рядом - персонажу-поляку не нравится, что люди будущего в качестве скелета общества выбрали неофеодализм.
Важный, безотносительно сюжета и фантастического допущения, вопрос: "Тропа сдвигов, где всякое изменение вызывает следующие, и хотя сознательно мы решаемся лишь на ближайшие перемены, поскольку только их и можем предвидеть - на самом-то деле решаемся мы также и на все наши более поздние решения... Тогда где в этом процессе лежит самотождественность? А может она уже не состояние, а, собственно, только сам этот процесс?".
Сборы в финальный поход к разгадке тайны личности главного героя.
"Из страдающего амнезией уродца из XXI века - в казначея тайного знания. Как видно, не писана ему благословенная нормальность".
Финальные выводы о недемократичности вселенной и прогресса.
Автор в целом порадовал - сочетанием сложнейшей, непонятно как в голову ему пришедшей, научно-фантастической декорации, и вполне симпатичного сюжета в классическом духе Роджера Желязны, но скептически настроенному читателю будет к чему придраться