У традиционной игрушки есть множество функций: игровая, аксиологическая, «архивная» (она накапливает и сохраняет смыслы), воспитательная (в значении «радовать глаз», удовлетворять эстетическим запросам и формировать вкус). Чтобы небольшой предмет мог осилить столько задач, над ним трудится немало мастеров. Они вкладывают в каждый предмет частичку своего вкуса, опыта и даже настроения. Вкладывают частичку своей души, поэтому матрешку с полным правом можно назвать предметом с душой. Каков он, процесс рождения матрешки? Какие инструменты и техники используются в её изготовлении? И каково происхождение деревянной игрушки в России?
Прежде чем углубиться в детали, разберёмся с базой. Наша «матчасть» (в смысле — «матрёшечная») — это краткие ответы на три главных вопроса. Они помогут нам двигаться дальше.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МАТРЕШКИ
Подготовка древесины:
Для воплощения матрешки обычно выбирают липу и березу (уже тут она самая русская). Заготавливают древесину ранней весной. Затем берут бревна, очищенные от коры, укладывают особым образом в штабеля. Это обеспечиваетих естественную равномерную сушку.
Создание корпуса:
Бревна распиливают на заготовки, которые устанавливают в токарный станок. Используя стамески и ножи разных длин и конфигураций, мастер готовит так называемую «болванку». Простота формы, очищенная от всего лишнего (и в прямом смысле тоже) не означает легкости выделки. От токаря требуется не только квалификация, но и опыт.
Подготовка к художественному оформлению:
Готовый корпус матрешки шлифуют при помощи абразивов, грунтуют клейстерным составом на основе крахмала и сушат в особых условиях.
Далее, происходит то, что придает матрешке характер —роспись.
Именно в художественном цехе матрешка полностью «находит себя». Здесь мастера используют лаки специальных составов, гуашь, акриловую или акварельную краску. Выбор краски и стилистики зависит от места рождения конкретной матрешки
ИСТОРИЯ ТОКАРНОГО ДЕЛА В РОССИИ
До XVIII века мастера-токари во всем мире работали вручную, хотя попытки механизировать труд случались. В начале XVIII века токарное дело увлекло даже августейших особ и вельмож, а предметы ручной работы становились престижными дипломатическими подарками. Петр I сам делал шкатулки и кубки из слоновой кости (воистину, очень мало сфер, где монарх бы себя не попробовал). Возможно, все это катализировало процесс появления механического станка. А может дело было просто в даровании изобретателя, замеченного царем. Первый по-настоящему механический токарный станок изобрел русский механик Андрей Константинович Нартов (1683–1756). После обучения за границей токарному делу, механике и математике в 1718 году, Нартов стал личным токарем царя в дворцовой токарной мастерской. В период с 1712 по 1725 годы он изобрёл и построил несколько оригинальных по кинематической схеме станков. Первым стал токарно-копировальный и винторезный станок, в котором была решена задача самоходного суппорта. Нартов не только решил задачу механизированного передвижения резца. В1718-1729 гг. он сам усовершенствовал схему: копировальный палец и суппорт приводились в движение одним ходовым винтом, но с разным шагом нарезки под резцом и под копиром. Так обеспечивалось автоматическое перемещение суппорта вдоль оси обрабатываемой заготовки. Сам Нартов вытачивал вазы, светильники, бокалы и прочие вещи из разных материалов.
Изобретение это значительно ускоряло процесс производства и автоматизировало труд. И уже в конце XVIII века токарные станки были широко распространены, особенно в крупных городах — Москве и Санкт-Петербурге.
ДЕРЕВЯННАЯ ИГРУШКА В РОССИИ
Ряд исследователей усматривает прообраз матрёшки в культовых предметах — деревянных идолах и обрядовых куклах разного размера. Но уже тогда не менее насущна была потребность увеселять детей и включать их в жизнь при помощи игры. По мере всестороннего развития общества совершенствовалось и производство этих, на самом деле, предметов первой необходимости.
Исследователь русских деревянных игрушек Г.М. Блинов сообщает, что на территории «Новгорода было обнаруженооколо 650 деревянных игрушек, относящихся к X–XV векам». А к XVII веку в России утвердились два центра по изготовлению предметов детской «щепной» забавы – Московский и Нижегородский. Первое письменное упоминание о деревянных игрушках в нашей стране найдено в документах Троице-Сергиева монастыря и датируется XVII веком.
Впоследствии самый крупный в России промысел деревянной резной игрушки сложился в подмосковном селе Богородское – вотчине Троице-Сергиева монастыря. В последующие столетия, особенно начиная с XIX века, активно развивались три центра деревянной игрушки – на Севере (Онежском полуострове, по берегам Белого моря, в Архангельской и Вологодской губерниях, Кирилловском уезде Новгородской губернии), в Поволжье (Пурех, Лысково, Городец, Семеново, Федосеево, Полховский Майдан Нижегородской губернии) и под Москвой.
Присоединяйтесь к нашему исследованию, если вы еще не с нами. В ближайшем будущем читайте и смотрите наши посты в рубриках АРТ-ДЕТЕКТИВ и ЭКСПОНАТ к выставке «ПРИНЦИП МАТРЕШКИ» в наших соцсетях.
Телеграмм:
ВКонтакте: